Файл: Влияние финансовых рисков на деятельность организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • поставка товара (услуги) потребителю на условиях отсрочки платежа;

  • уступка дебиторской задолженности коммерческому банку;

  • выплата финансирования (до 90% от стоимости поставленного товара или услуги) непосредственно после поставки;

  • оплата покупателем поставленного ему товара (услуги);

  • окончательный расчет между банком и продавцом.

Факторинг подходит производственным и торговым предприятиям, поставляющим свою продукцию с отсрочкой платежа, а также всем компаниям, закупающим сырье, комплектующие и готовые товары для реализации или дальнейшего производства, таким образом он подходит и ООО «Земля». При этом важно отметить, что существуют несколько видов факторинга. Различают факторинг с правом регресса и без права регресса. В общем случае регресс – это процесс, при котором движение, обращение направляется назад, и в случае факторинга это не исключение. В случае регрессного факторинга факторинговая компания вправе обратиться к поставщику за возвратом ранее полученных сумм финансирования, если со стороны покупателя наступает задержка в оплате поставки. 

В случае выбора факторинга без права регресса, риск несвоевременной или полной неоплаты берет на себя факторинговая компания. У нее сохраняется право требования оплаты покупателем. Кроме того, факторинг подразделяется на несколько видов в зависимости от специфики применения.

Если товары или услуги поставляются за рубеж, то тогда востребован международный (или внешний) факторинг, который учитывает особенности налогообложения и законодательства разных стран, требует перевода документации, соблюдения международных правовых норм. Внутренний факторинг, в свою очередь, касается поставок, которые осуществляются исключительно на территории одной страны.

Наиболее распространенный вид факторинга, как в мировой практике, так и в российской деловой среде – это прямой (или классический). Здесь главным инициатором выступает поставщик, использующий данный инструмент для осуществления поставок в адрес своих контрагентов.

Если же инициатором внедрения факторинга выступает покупатель, то такой факторинг называют обратным (или реверсивным). Это тот случай, когда покупателю не удается договориться об отсрочке платежа и он вынужден изыскивать дополнительные средства, чтобы сделать закупку, например, у эксклюзивного поставщика. Реверсивный факторинг в России развит слабо, во-первых, из-за отсутствия законодательного регулирования торговых отношений подобного типа, во-вторых, из-за местных условий деловой среды, где отсрочка платежа является нормой, а эксклюзивный поставщик - редкостью, в особенности в сфере товаров массового потребления.


Также различают открытый и  закрытый (конфиденциальный)  факторинг. Если открытый факторинг предполагает уведомление покупателя об участии фактора-посредника в расчетах, то при закрытом факторинге покупателю не сообщают о переуступке права денежного требования поставщика фактору. Все расчеты фактор ведет исключительно с поставщиком. Для ООО «Земля», факторинг - это идеальный финансовый инструмент для бизнеса, выходящего на новые рынки сбыта или желающего увеличить объемы продаж. При этом для предприятия целесообразно выбрать именно факторинг без права регресса, чтобы риск несвоевременной или полной неоплаты взяла на себя факторинговая компания.

С другой стороны, факторинг облегчает работу компании. Кредитная компания (банк), которая будет предоставлять услуги факторинга ООО «Земля» берет на себя такие рутинные задачи, как администрирование и управление дебиторской задолженностью, проверка новых дебиторов и напоминание действующим дебиторам о наступлении сроков оплаты по поставкам. Таким образом, использование факторинга не только снижает риски при работе с дебиторами, но и помогает бизнесу сконцентрироваться на продажах, не отвлекаясь на финансовые и административные вопросы.

3.2 Обоснование предложенных мероприятий по минимизации финансовых рисков в организации
Однако, прежде чем внедрять факторинг в ООО «Земля», необходимо проанализировать кредитные организации, которые предоставляют данные услуги, и выбрать наиболее подходящую для данного предприятия. Также следует учитывать и то, что факторинговая компания, в свою очередь, принимает на себя значительные риски, и в случае неоплаты поставок покупателем несет серьезные убытки. Кроме того, от качества портфеля факторинговой компании зависит благополучие и бесперебойность работы самого предприятия (как покупателя) и поставщиков (как продавцов).

Так же важно отметить, что и получить финансирование по факторингу достаточно сложно, поскольку у факторинговых компаний достаточно высокие требования к бизнесу будущего клиента и его дебиторов.

Проведем сравнительный анализ экономически выгодных вариантов применения факторинга в банковских и финансово – кредитных учреждениях России. Для расчета эффективности применения факторинга в ООО «Земля» возьмем тройку лидеров из факторинговых организаций:

- ВТБ Факторинг;

- Промсвязьбанк;

- Альфа – банк.

Определим экономический эффект от применения факторинговых услуг и его влияние на показатели деятельности компании ООО «Земля» выбранных факторинговых организаций. Аналитические данные приведем в таблице 8.



Таблица 8 – Аналитические данные для расчета эффективности применения факторинга в ООО «Земля»

Показатель

ВТБ Факторинг

Промсвязьбанк

Альфа-банк

Сумма просроченной дебиторской задолженности, тыс. руб.

40881

40881

40881

Доля кредита от суммы долга, %

70

70

60

Ставка рефинансирования, %

8,25

8,25

8,25

Ставка платы за обслуживание, %

5

4

6

Ссудная ставка за кредит, %

14

13,8

12,2

Период времени с момента продажи долга до момента предъявления обратного требования поставщику, мес.

1

2

1



Определим величину страхового резерва по формуле:

R = D × Sпр, (11)

где D – сумма долга;

Sпр – ставка рефинансирования, %.

Сумма комиссионного вознаграждения вычисляется по формуле:
Q = D × Q%, (12)

где Q% – процент комиссионного вознаграждения, %.

Сумма вознаграждения за пользование факторинговым кредитом определяется по формуле:
Р = (D – R - Q) × Sпк / 100 × Т / 12, (13)

где Sпк – ставка процента за факторинговый кредит, %

Т – срок договора факторинга.

Рассчитаем сумму страхового резерва на основе формулы 1:

R = 40881 × 8,25 / 100 = 3372 тыс.руб.

Воспользовавшись формулой 2, определим величину комиссионного вознаграждения:

Q ВТБ Факторинг = 40881 × 5 / 100 = 2044 тыс.руб.

QПромсвязьбанк = 40881 × 4 / 100 = 1635 тыс.руб.

Q Альфа-банк = 40881 × 6 / 100 = 2453 тыс.руб.

По данным формулы 3, определим процент за пользование факторинговым кредитом:

РВТБ Факторинг = (40881 – 2044– 3372) × 14 / 100 × 1 / 12 = 414 тыс.руб.,

РПромсвязьбанк = (40881 – 1635 – 3372) × 12,8 / 100 × 2 / 12 = 765 тыс.руб.,

РАльфа-банк = (40881 – 2453– 3372) × 12,2 / 100 × 1 / 12 = 356 тыс.руб.

Следовательно, ООО АФ «Рассвет» получит следующий прирост денежной наличности в случае использования банковского учреждения:

ВТБ Факторинг
= 40881 – 2044– 3372 – 414 = 35051 тыс.руб.

Промсвязьбанк = 40881 – 1635 – 3372 – 765 = 35112 тыс.руб.

Альфа-банк = 40881 – 2453– 3372 – 356 = 34701 тыс.руб.

Как показывают расчеты, наиболее оптимальным является привлечение кредитной организации Промсвязьбанк, поскольку ее деятельность будет способствовать большему притоку высоколиквидных активов (денежных средств) в сравнении с другими банками. Наихудшим вариантом является вовлечение банка Альфа-Банк.

Таким образом, несмотря на то что, при применении факторинга ООО «Земля» потеряет определенный процент наличности, факторинг выгоден, так как позволит ООО «Земля» в большем объеме пополнять оборотные средства, экономить на работе с дебиторами, так как это делает банк, превратить постоянные затраты по кредитованию в переменные, четко привязав их к реализации и оплате продукции. Вырученные средства можно направить на погашение кредиторской задолженности. Таким образом, снижение показателей дебиторской и кредиторской задолженности приведет к повышению экономической безопасности ООО «Земля».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовый риск деятельности предприятия – это опасность наступления неблагоприятного события в условиях неопределенности множества исходных данных во внутренней и внешней среде организации, количественно выражающаяся в относительной вероятности отклонений фактических результатов от плановых ожиданий и абсолютных экономических потерях, понесенных при этом.

Для того чтобы избежать возникновения потерь, соответствующих последней области риска, руководству любой компании необходимо уметь своевременно распознавать возникающую угрозу усиления тех или иных рисков и принимать решения по еѐ нейтрализации. Другими словами, риском нужно управлять, используя разнообразные способы, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска или смягчению последствий уже наступившего рискового события.

В современных условиях грамотное управление рисками предприятия позволяет руководству эффективно действовать в условиях неопределенности и связанных с ней рисков и использовать возможности, увеличивая потенциал для роста стоимости компании.

Таким образом, проанализировав деятельность ООО «Земля» за 2018 – 2020 гг. можно сделать вывод, что 2020 г. был экономически выгоден для ООО «Земля». Выручка от продажи товаров, продукции работ и услуг увеличилась в 2020 г. по сравнению с 2018 г. на 71,3%. Численность работников в 2020 г. по сравнению с 2018 г. и 2019 г. увеличилась на9,9% и 24,3% соответственно. Это связанно с расширением объема производства. Общая площадь гектар в период с 2018 по 2020 г. в том числе сельскохозяйственных угодий увеличилась в 2 раза за счет покупки новых земель.


На сегодняшний день предприятие финансово устойчиво. Качество выпускаемой продукции высокое, на рынке конкурентно способное с другими производителями. В последние три года полностью обеспечивается закупка удобрений, необходимых для поддержания почвы и получения более высоких и качественных урожаев. Исходя из представленной информации основной целью предприятия является оптимизация сбытовой деятельности зернопродукции, которая представляет собой всестороннее комплексное исследование, связанное с учетом и оценкой большого количества факторов, влияющих на экономические результаты финансовой деятельности предприятия

Необходимо отметить, что у любых сельскохозяйственных предприятий, в том числе и у ООО «Земля» все риски обуславливаются исходя именно из специфики деятельности

Факторинг подходит производственным и торговым предприятиям, поставляющим свою продукцию с отсрочкой платежа, а также всем компаниям, закупающим сырье, комплектующие и готовые товары для реализации или дальнейшего производства, таким образом он подходит и ООО «Земля».

Несмотря на то что, при применении факторинга ООО «Земля» потеряет определенный процент наличности, факторинг выгоден, так как позволит ООО «Земля» в большем объеме пополнять оборотные средства, экономить на работе с дебиторами, так как это делает банк, превратить постоянные затраты по кредитованию в переменные, четко привязав их к реализации и оплате продукции. Вырученные средства можно направить на погашение кредиторской задолженности. Таким образом, снижение показателей дебиторской и кредиторской задолженности приведет к повышению экономической безопасности ООО «Земля».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Адрианова Д.А. Банкротство предприятий // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. URL: https//cyberleninka.ru/article/n/bankrotstvo-predpriyatiy (дата обращения 05.06.2021)

  2. Акатьева М.Д., Бирюкова В.А. Бухгалтерский учет и анализ: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. – 252 с.

  3. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности: учебно-практическое пособие. М. Проспект: ТК Велби, 2017. – 424 с.

  4. Баканов М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2015. – 432 с.

  5. Балабонов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта : учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2019. – 406 с.

  6. Бариленко В.И., Кайро О.В., Кузнецов С.И., Плотникова Л.К. Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2019. – 240 с.

  7. Бахолдина И.В., Голышева Н.И. Бухгалтерский финансовый учет: учеб пособие. М.: Форум, ИНФРА-М, 2016. – 320 с.

  8. Бердников А.А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект / Молодой ученый. 2016. №2 (49). URL: https// moluch.ru/archive/49/6286/ (дата обращения 07.06.2021)

  9. Бочаров, С.А. Основы бизнеса: учебно-методический комплекс / С.А. Бочаров, А.А. Иванов, С.Я. Олейников.- Москва: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 336 с.

  10. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия : организация и методология : учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2019. – 326 с.

  11. Васин, С.М. Управление рисками на предприятии: учеб. пособие / С.М. Васин, В.С. Шутов. – Москва: КНОРУС, 2020. – 304 с.

  12. Грищенко, О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / О.В. Грищенко. – Таганрог: ТРТУ, 2020. – 112 с.

  13. Дягель, О.Ю. Экономическое обоснование рекомендаций по оптимизации результатов деятельности организации: учеб. пособие / О.Ю. Дягель, Т.А. Цыркунова, М.В. Крылова; Краснояр. Гос. Торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2016. – 88 с.

  14. Как найти и удержать лучших сотрудников / Р. Уотерман-мл. [и др.]. – Киев: Альпина бизнес букс, 2016. – 213 с.

  15. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Г. Когденко. – Москва: ИНФРА, 2019. – 589 с. – Режим доступа: http://uchebnik.online

  16. Крюкова, Н.М. Краткосрочная финансовая политика предприятия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.М. Крюкова. – Москва: КНОРУС, 2017. – 478 с. – Режим доступа: http://uchebnik.online

  17. Куликова, Е.Е. Управление рисками. Инновационный аспект: учеб. пособие / Е.Е. Куликова. – Москва: Бератор-Паблишинг, 2008. – 204 с.

  18. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай, В.С. Гроссу. – Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 20165. – 528 с.

  19. Мамаева, Л.Н. Управление рисками: учеб. пособие / Л.Н. Мамаева. - Москва: Дашков и К, 2017. – 256 c.

  20. Найт, Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Ф.Х. Найт. – Москва: Дело, 2018. – 359 с.

  21. Олейникова, О. В. Принципы управления финансовыми рисками / О.В. Олейникова // KANT. – 2019. - № 1(4). – С. 10-15

  22. Петухов К.Г. Контроль финансовых рисков: практическое пособие / К.Г. Петухов. - Москва, 2016. – 132 с.

  23. Плошкин, В.В. Оценка и управление рисками на предприятиях: учеб. пособие / В.В. Плошкин. - Старый Оскол: ТНТ, 2016. - 448 c.

  24. Попов, В.Л. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / В.Л. Попов. – Москва: ИНФРА-М, 2016 – 336 с.

  25. Ряскова, Н. Финансовые риски, их сущность и классификация / Н. Ряскова. // Москва: Российский бухгалтер, 2017. - №12. – С. 23-25

  26. Савельева, И.П. Управление рисками предпринимательской деятельности в современных условиях / И.П. Савельева, Л.Б. Мартиросян, Н.А. Беляев. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2019. - №9. – С. 16-18

  27. Сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru

  28. Сервис по оценке инвестиционной привлекательности акций российских компаний Conomy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.conomy.ru

  29. Скамай, Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. – Москва: Вузовский учебник:

  30. Уродовских В.Н. Управление рисками предприятия: учеб.пособие / В.Н. Уродовских. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2017 – 168 с.

  31. Устав ООО «Земля»

  32. Шапкин А.С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций / А.С. Шапкин, В. А. Шапкин. – Москва: Дашков и Ко, 2017. – 544 с.

  33. Фомичев А.Н. Риск – менеджмент / А. Н. Фомичев. - Москва: Дашков и Ко, 2016. – 376