Файл: По способу получения знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация информационных технологий обучения, в которых в качестве основных средств обучения используются педагогические программы, интерес представляет дидактическая направленность и различают:

-по способу получения знаний;

-по степени интеллектуализации;

-по целям обучения;

-по характеру управления познавательной деятельностью пользователей.

По способу получения знаний предлагается различать декларативные и процедурные способы.

Технологии декларативного типа направлены на предоставление и проверку знаний в виде порционной информации. К ним можно отнести такие, в основу которых положено использование компьютерных учебников, тестовых и контролирующих программ.

Технологии процедурного типа основываются на различных моделях, которые позволяют курсантам получать знания по конкретной изучаемой предметной области. К ним можно отнести

технологии, использующие

прикладные программы, тренажеры,

лабораторные практикумы, игровые программы.

По степени интеллектуализации

информационные технологии обучения условно

подразделяются на два вида:

системы программированного

обучения и ин

теллектуальные

обучающие системы.

Системы программированного обучения

предполагают получение

курсантами порций

информации (текстовой, графической, видео) в определенной последовательности и

контроль ее усвоения в заданных узлах учебной программы.

Интелле

ктуальные

обучающие системы характеризуются адаптацией к знаниям и

особенностям пользователей, гибкость

ю

процесса обучения, выбором оптимального

учебного воздействия, определением причин совершаемых ошибок. Для реализации

этих

особенностей

применяются мето

ды и технологии искусственного интеллекта.

По целям обучения

информационные технологии делят на два вида: обучение навыкам

использования

конкретных

методов в практической деятельности, получение и

систематизация различных фактических данных

и обучение анализу информации, ее

систематизации, творчеству, методике проведения исследования.

По характеру управления познавательной деятельностью курсантов

при работе с

педагогическими программами делят

на линейные, разветвленные, ветвящиеся и


комбинированные

[2].

27

Из

приведенной классификации можно сформулировать цели информатизации

высшего военного образования.

К ним

относятся:

-

подготовка курсантов к эффективному участию в общественной и профессиональной

деятельности в условиях информатизации;

-

увеличение доступности о

бразования за счет развития дистанционного обучения;

-

интеграция национальной системы образования в научную, производственную,

социально

-

общественную и культурную инфраструктуру мирового общества.

Ставится задача качественного изменения в состоянии информац

ионной среды

высшего образования, представления возможностей как для ускоренного развития

личности,

так

и для роста общественного интеллекта.

Можно сказать твердо, что

инфор

Особенности обучения в военном вузе РК

С обретением независимости Казахстаном главой государства Н. А. Назарбаевым 7 мая 1992 г. было принято решение о создании собственных Вооруженных Сил. В эти годы руководство Вооруженными Силами страны столкнулось с проблемой нехватки военных кадров всех специальностей, а научный потенциал военных учебных заведений практически отсутствовал.

Следует отметить, что подготовка военных научных кадров в советский период велась централизованно в основном в вузах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и т. д. На момент создания собственных Вооруженных сил в Республике было всего несколько кандидатов военных наук, а о докторах военных наук оставалось лишь мечтать. Из военных учебных заведений Министерства обороны на территории Казахстана функционировало алматинское высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза И. С. Конева. Решение задачи укрепления обороноспособности государства всецело зависело от подготовки высококвалифицированных военных кадров в военных учебных заведениях, а также в создании и развитии собственной передовой военной науки.

В течение 25 лет существования независимой Республики Казахстан и ее Вооруженных сил была создана система военного образования по подготовке военных специалистов всех уровней, соответствующих современным международным требованиям, налажена подготовка научных и научно-педагогических кадров (рис. 1).

В системе военного образования последовательно реализуются программы среднего, средне-специального, высшего и послевузовского образования, а также программы дополнительного военного образования для подготовки офицерского состава, сержантского корпуса, подготовки и переподготовки военно-обученных резервов.



Военное образование является составной частью системы профессионального образования в Республике Казахстан. Одной из отличительных особенностей военного образования является сочетание военно-профессиональной подготовки с общеобразовательной и профильной подготовкой выпускников в соответствии с государственными стандартами высшего образования. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военных кафедрах вузов осуществляется с участием Министерства обороны Республики Казахстан. Программы подготовки офицеров запаса предусматривают обучение, как мужчин, так и женщин [1]. В рамках нашей работы, целесообразно обратиться к анализу нормативно-правовой базы реализации процесса получения военного образования в Республике Казахстан и функционирования военных кафедр в составе высших учебных заведений. В Законе Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» сказано, что в полномочия Правительства Республики Казахстан в области обороны входит принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации военных учебных заведений, военных кафедр, военных факультетов высших учебных заведений, а разработка и утверждение правил организации и использования учебно- материальной базы военных учебных заведений и военных кафедр по согласованию с уполномоченным органом в области образования является одной из функций Министерства обороны Республики Казахстан [2]. В Приказе Министра обороны Республики Казахстан от 24 июля 2017 года № 375 «Об утверждении Правил военной подготовки по программе офицеров запаса» сказано, что «…военная подготовка по программе офицеров запаса включает в себя военную подготовку граждан по программе офицеров запаса, в целях обучения студентов высших учебных заведений на военных кафедрах с целью подготовки мобилизационного резерва Республики Казахстан и комплектования Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований в мирное время» [3]. Кроме того, в этом же законодательном документе определено, что военная подготовка граждан на военных кафедрах ВУЗов по программам офицеров запаса организуется и осуществляется с целью подготовки мобилизационного резерва Республики Казахстан по военно-учетным специальностям на основе получаемого высшего профессионального образования, а также создания резерва для дополнительного комплектования первичных должностей офицерского состава Вооруженных Сил Республики Казахстан по текущему некомплекту. Военная подготовка студентов является дополнительным видом обучения и слагается из теоретического и практического курсов обучения, учебного сбора для студентов-юношей и профессиональной практики для студентов-девушек. Военная подготовка по программе офицеров запаса осуществляется на безвозмездной и возмездной основе. К обучению на безвозмездной основе привлекаются студенты, прошедшие условия конкурса, а для обучения на возмездной основе привлекаются студенты, рекомендованные комиссией по отбору для обучения на возмездной основе. Для обучения на военных кафедрах Министерством обороны Республики Казахстан ежегодно разрабатывается и утверждается план набора в произвольной форме. Итак, одним из способов пополнения офицерскими кадрами мобилизационного резерва Вооруженных Сил Казахстана являются выпускники военных кафедр при высших учебных заведениях [4]. В Законе Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» определено понятие военной кафедры: военная кафедра — кафедра при высшем учебном заведении Республики Казахстан, осуществляющая военную подготовку граждан по программе офицеров запаса. Таким образом, военная кафедра представляет собой своеобразное формирование при гражданском высшем учебном заведении для подготовки военнослужащих категории «офицер» [5]. Военные кафедры при вузах создаются с целью подготовки из числа граждан Республики Казахстан, обучающихся по очной форме обучения в высших образовательных учреждениях, запаса офицерских кадров для Вооруженных Сил Казахстана. Военные кафедры высших образовательных учреждений являются их структурными учебными подразделениями. Главными критериями военно-профессиональной подготовки выпускников военной кафедры должны быть профессионализм, преданность воинскому долгу, высокие морально-нравственные качества защитника Отечества, его способность мыслить, анализировать и делать выводы из явлений, фактов, событий армейской действительности. Подготовка офицеров запаса Республики Казахстан в условиях военной кафедры осуществляется на основе комплексного подхода к обеспечению инновационного развития и конкурентоспособности вуза, с учетом специфики военно-профессиональной подготовки, текущей ситуации в гражданской среде [6]. Необходимость военно-профессиональной подготовки студентов на военных кафедрах гражданских вузов детерминируется следующими основными фактами: 1) наличие материально-технической базы, кадрового, научного-педагогического потенциала для военно-профессиональной
подготовки студентов; 2) экономическая выгодность подготовки необходимого количества военных кадров, находящихся в запасе. При этом, основными задачами функционирования военной кафедры в составе вуза являются: – удовлетворение потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в процессе получения высшего профессионального образования и повышения квалификации в определенной области военно-профессиональной деятельности; – планирование, организация и осуществление работы по военно-профессиональной ориентации молодежи; – проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, целью которых является вклад в успешное решение задач по укреплению обороноспособности страны и совершенствования военного профессионального образования. Образовательная деятельность является основным видом деятельности военной кафедры вуза и включает в себя организацию и проведение научной, учебной, воспитательной и методической работы. Содержание образования и организация процесса военно-профессионального обучения на военной кафедре по каждой военной специальности, определяются образовательной программой военно-профессионального образования, включающей в себя государственные стандарты, квалификационные требования к выпускнику, учебный план и учебные программы по конкретной военной специальности. Необходимо подчеркнуть, что процесс социализации студентов на военной кафедре вуза основан на принципах, которые являются актуальными и для системы общего гражданского образования. К ним можно отнести следующие принципы: принцип гуманизации, принципа демократизации и принцип дифференциации. Реализация данных принципов призвана оптимизировать военно-профессиональное образование и военно-патриотическое воспитание молодёжи в условиях обучения на военной кафедре. Кроме того, весь педагогический процесс на военной кафедре вуза строится с соблюдением основных принципов обучения. Так, для учебного процесса, осуществляемого военной кафедрой, в рамках реализации принципа научности в обучении, большую роль играет степень научности как мера оценки значения научных фактов. Форма научности учебного материала является значимым показателем характера изучаемых предметов в условиях военной кафедры. Соблюдение принципа систематичности и последовательности предполагает, что все знания, сообщаемые студентам, должны ими усваиваться в определенной логической системе. Следовательно, систему обучения студентов по военной специальности следует рассматривать как взаимосвязанный комплекс составных компонентов, который обеспечивает целенаправленное
приобретение студентами учебных компетенций, усвоенных в определенном порядке. Реализация принципа связи теории с практикой подразумевает единство и неразрывную связь в системе приобретения военно-профессиональных компетенций. Таким образом, в соответствии с требованием обеспечения высокого качества подготовки на военной кафедре студенты должны получать практические умения и навыки, необходимые им не только в рамках современного состояния вооруженных сил страны, но и пригодятся им в перспективе. Принцип сознательности и активности предполагает развитие у студентов военной кафедры навыков критического мышления и осознанности учебных действий. Реализация данного принципа обучения требует развития таких черт личности студентов, как инициативность, активность, самостоятельность и др. Сознательность студентов военной кафедры выражается через самодисциплину и самоорганизованность, которые означают высокую учебную мотивацию. Принцип наглядности имеет важное значение для обучения студентов в рамках военно-учетной специальности, поскольку формирование практических компетенций вне применения наглядного материала (военно-технические средства обучения) невозможно, так как для подготовки офицера запаса применение наглядности является крайне значимым, так как изучение учебной дисциплины при непосредственном наблюдении дает возможность научиться практическому владению этой областью знаний. Принцип доступности в военно-профессиональном обучении определяет степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем и содержание. Кроме того, эффективность осуществляемой военной кафедрой образовательной деятельности определяется в первую очередь по таким результатам, как: уровень подготовки казахстанской молодёжи к службе в Вооружённых Силах РК и степень сформированности у выпускников таких качеств, как патриотизм, гражданственность и готовность к служению Родине. Итак, на основе проведенного теоретического анализа существующих подходов к организации военно-профессиональной подготовки студентов на военной кафедре вуза рассмотрим основные компоненты ее содержания (Таблица 1).
Таблица 1 Компоненты военно-профессиональной подготовки студентов № п/п Компонент военно-профессиональной подготовки Основное содержание компонента военно-профессиональной подготовки 1. Военно-гуманистическое воспитание и образование – формирование воина-человека, осознающего, что права и свободы человека являются высшей ценностью, данной человеку от рождения — их никто и нигде не может отменить или ограничить; – получение необходимых знаний о правах и свободах человека и умения ими пользоваться и защищать, об уважении прав других; – воспитание физического здоровья и экологической культуры, личностных качеств, необходимых воину. 2. Военно-государственное (политическое) воспитание и образование: – формирование понимания источников военной опасности, роли Вооруженных Сил в обеспечении национальных интересов Республики Казахстан; –