ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
2.3 Антимонопольное регулирование в России
Эффективность применения антимонопольного законодательства существенно зависит от деятельности специальных государственных органов, которые проводят в жизнь государственную антимонопольную политику и осуществляют антимонопольное регулирование. В этих целях в России была сформирована целостная система антимонопольных органов, которая продолжает совершенствоваться с учетом изменений в антимонопольном законодательстве. Изначально антимонопольные органы действуют в двух направлениях:
1) проводят в жизнь государственную политику, направленную на демонополизацию экономики, на развитие конкуренции, на эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах;
2) обеспечивают предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Антимонопольные органы в России действуют на федеральном уровне и в регионах и в целом создают единую систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и обеспечивающих антимонопольное регулирование.
В Российской Федерации первый федеральный антимонопольный орган был образован в октябре 1990г., т.е. еще до принятия первого антимонопольного закона – закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (март 1991г.) Эти функции выполнял
Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
В 1995г. в целях реализации государственной политики по развитию предпринимательства был создан специальный федеральный орган –
31
Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Одновременно Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской
Федерации.
В 1996г. для реализации федерального закона «О естественных монополиях» были созданы Федеральная служба по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба по регулированию естественных монополий на транспорте. Ранее эти функции выполнял федеральный антимонопольный орган. Несколько ранее (1995г.) была создана Федеральная энергетическая комиссия, осуществляющая контроль за деятельностью естественных монополий в сфере электроэнергетики и ценовое регулирование в этой сфере.
В 1998г. указом Президента Российской Федерации было создано
Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Данное министерство вновь, как и в начале существования антимонопольных органов России, объединило задачи, предусмотренные законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и задачи регулирования естественных монополий на транспорте и в области связи, а также государственной поддержке малого предпринимательства. Соответственно,
Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба по регулированию естественных монополий на транспорте были упразднены.
Федеральная энергетическая комиссия продолжала осуществлять свою деятельность.
В марте 2004г. в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП России, которая закончилась созданием
Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Одновременно была
32 упразднена Федеральная энергетическая комиссия и создана Федеральная служба по тарифам, в функции которой стало входить ценовое регулирование и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий на федеральном рынке. Федеральная антимонопольная служба объединила в себе функции упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и часть функций упраздненной
Федеральной энергетической комиссии в части антимонопольного контроля на рынке естественных монополий (за исключением ценового контроля и регулирования). Вместе с тем, функции по защите прав потребителей при упразднении МАП России были переданы вновь созданной Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека. С 2016 г. Федеральной антимонопольной службе были переданы функции и полномочия упраздненной Федеральной службы по тарифам.
Помимо федерального антимонопольного органа, система антимонопольных органов
России включает территориальные органы федерального антимонопольного органа, создаваемые в субъектах Российской Федерации. При этом Федеральная служба по тарифам не имела своих территориальных органов, что в известной мере сказывалось на эффективности контроля за деятельностью естественных монополий. Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы не входят в систему органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и подчиняются непосредственно федеральному антимонопольному органу. Такая вертикальная структура антимонопольных органов соответствует установленному Конституцией государства разграничению предметов ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так как антимонопольное законодательство по своей сути находится в исключительной компетенции
Российской
Федерации.
Кроме того, независимость антимонопольных органов от системы власти субъектов Российской Федерации необходима для эффективного исполнения ими своих полномочий, в частности, в сфере контроля соблюдения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
31