Файл: Изменение имен существительных по числам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России"

Тема: «Изменение имен существительных по числам»

Цели: дать понятие об изменении имён существительных по числам; учить определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

Задачи урока:

1. Создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам.

2. Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы).

3. Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки.

4. Сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха, использования интерактивной доски и средств наглядности; создать комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • уметь работать в паре.

регулятивные:

  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • прогнозировать предстоящую работу

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

  • на основе анализа объектов делать выводы;

  • обобщать и классифицировать по признакам;

  • ориентироваться на страницах учебника;

  • находить ответы на вопросы.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Образовательные технологии: ИКТ, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, технология оценивания образовательных достижений.

Ход урока

I. Организационно - мотивационный этап.

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс

Всё получится у нас! (Слайд1)

- У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Девиз нашего урока: «Новый день – новые знания» (Слайд2)

- Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лаборатории. Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы.

- А сейчас красиво сели, спинки выпрямили, ноги поставили прямо на пол, локти не свисают с парты.

II.Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка (Слайд 3-4)

сон сом сор сок

- Прочитайте слова!

- Что общего у этих слов?

- Уберите из слов гласную и напишите сочетания букв!

- Какие сочетания вы написали? Проверим! (сн см ср ск)

б) Словарная работа (Слайд 5-6)

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы

Фмилия, тец, улца, горд, Р….ия, тварищ, Мсква.

-Что объединяет все эти слова? (Это словарные слова).

- К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное)

- Что вы знаете об имени существительном?

- Поделитесь своими знаниями с одноклассниками!

-Какие слова написали с заглавной буквы? (Россия, Москва).

-Почему? (Это собственные имена существительные)

А что называют нарицательные имена существительные? (любой предмет, явление, чувство)

-На какие еще группы можно разделить эти слова? (Одушевленные и

неодушевленные).

- Назовите одушевленные имена существительные.

-Поставить ударения и подчеркнуть орфограммы. (Выполнение задания с комментированием)

Фамилия, отец, улица, город, Россия, товарищ, Москва.

ВЫВОД: Ребята, ещё раз повторим по таблице, что вы знаете об имени существительном? (Слайд 7)

III. Самоопределение к деятельности (Слайд 8)

- Прочитайте слова: Конфета, альбомы, книга, конфеты, альбом, книги.



- Что общего между этими словами? Уважаемые ученые, докажите, что это имена существительные.

-Разделите данные слова на 2 группы. Посоветуйтесь с соседом. Запишите в тетрадь.

- Как разделили?

-Какие имена существительные вы отнесли к первой группе, какие ко второй?

(1 группа – имена существительные обозначают один предмет; 2 группа – имена существительные обозначают несколько предметов) (Слайд9 )

-Ура! У нас новое открытие. (Слайд 10)

- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.

- Прочитайте тему урока. (Слайд11 )

-Определим цели урока, чему будем учиться? (Слайд12 )

-научимся определять ед. ч и мн.ч имён существительных;

-попробуем изменять имена существительные по числам;

IV. Открытие новых знаний. Исследование имён существительных.

- Уважаемые учёные, мы продолжаем научные исследования.

-Как думаете, где имена существительные употреблены в единственном числе, а где во множественном числе. Подпишите столбики (принято обозначать ед.ч.; мн.ч.) (Слайд 13)
Работа с учебником (чтение правила с.61) (Слайд 14)

- Уважаемые ученые, прочитайте правило тётушки Совы стр.61

- Расскажите друг другу.

Физминутка (Слайд 15)

V. Первичное закрепление.

Работа в тетради (Слайд 16-26)

Уважаемые ученые, сейчас на практике будем применять полученные знания.

- Запишем эти слова в тетрадь парами.

-Что меняется в слове? (при изменении числа имени сущ. изменяется его форма)

- Подчеркните в словах изменяемую часть.

Яблоко – яблоки, груша – груши, машина – машины.

VI. Проверка полученных знаний.

1)Игра «Один - много»

-А теперь ребята похлопаем в ладоши!

-Если я называю имя существительное в единственном числе – хлопок руками вверху с поворотом влево, а если существительное во множественном числе – хлопок руками с поворотом вправо.

Дом, школы, щука, караси, солнце, облака, ученик, родители, куклы, корабль, книги.


2)Игра «Наоборот». Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и, наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.

Вёдра - ….., сапог - ….., воробей - ….., поле - ….., шапка - ….., карандаши - ……., письмо - ……..,окно - ………, пироги - ………, туфля - …………, ученики - ……….., учитель - …………., дождь - ………, тетради - ……… (дети отвечают по рядам).
3)Работа в парах. (Слайд 27-29) 

-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Можно советоваться друг с другом, помогать друг другу.

-В словах спрятаны ещё слова. Найдите их и запишите. В первый столбик запишите имена существительные в единственном числе, а во второй столбик имена существительные во множественном числе.

косы уточки

столб удочки

хлев зубр

улица щель

(Самопроверка)

ед.ч мн.ч

стол осы

лев точки

зуб дочки

ель лица

-А теперь, ребята, проверьте себя. (Слайд  с правильными ответами)  

4) Работа по учебнику

Упр.107 – измените число имён существительных.

(Самопроверка) (Слайд 30-31) 

VII. Итог урока.

- Работа в нашей учебной лаборатории подходит к концу.

- Какие новые знания об имени существительном открыли юные учёные?

VIII. Рефлексия (Слайд 32-33) 

- Оцените свою работу на карточках и покажите свои результаты с помощью смайликов.

IX. Д/З с.61 правило, с.62 упр.106