Файл: Вариант 5 Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 5

Содержание


1.Индуисткая этика. Основные этические категории: карма, сансара, мокша 3

2.Формирование и сущность конфуцианства. 4

3.Основные национально – государственные религии народов мира. 7

Индия. 8

Китай. 9

Япония. 10

Иран. 10

Изриаль. 11

Список использованных источников 13




1.Индуисткая этика. Основные этические категории: карма, сансара, мокша



Идеологическая основа перевоплощения живого существа (растений, животных, людей) находится в тесной связи с термином кармы, которое объясняется в Упанишадах.

Карма – это совокупность действия индивидуума, которая выступает причиной его последующих воплощений. Круговорот смерти и рождения, который приводится в действие кармой, получил название сансары.

В индуизме говорится, что душа располагается в постоянном цикле смерти и рождения.

Желая получить наслаждение в материальном мира, она постоянно возрождается ради того, чтобы удовлетворить свои материальные желания. Эти желания можно удовлетворить только посредством физического (материального) тела.

Согласно индуизму мирские удовольствия не являются греховными. Они могут принести внутреннее удовлетворение и счастье, которое на санскрите называется ананда. Если верить мыслителю Шанкаре, мир является подобным сну. Его природа иллюзорна и преходяща.

Плен сансары – это результат непонимания истинной природы вещей и невежества.

После многочисленных рождений душа оказывается разочарованной ограничениями и мимолетными наслаждениями, которые даруются ей этим миром.

Она начинает искать высшие формы наслаждения. Этого можно достичь только посредством духовного опыта.

После продолжительной садханы (духовной практики) индивидуум осознает собственную вечную духовную природу, другими словами он понимает, что его настоящим «Я» является не бренное тело, а вечная душа. На этом этапе он не хочет материальных наслаждений, потому, что они кажутся незначительными по сравнению с духовным блаженством.

После того, как исчезают материальные желания, душа освобождается из круговорота сансары и не рождается вновь.

Когда цепочка смерть-рождение-смерть-рождение прерывается, то говорится, что душе удалось достигнуть спасения или мокши.


В разных философских школах этому понятию дается различное определение. К примеру, последователи адвайта-веданты верят, что мокша позволяет индивидууму навечно оставаться в состоянии блаженства и умиротворения.

2.Формирование и сущность конфуцианства.



Корни конфуцианства, по всей видимости, уходят в глубокую древность, в эпоху зарождения цивилизации в Китае. Заслуга Конфуция в том, что он пересмотрел этическое и культурное наследие Китая, придал ему упорядоченный и законченный вид.

В связи с конфуцианством всегда возникает вопрос: что это - религия или этическая философия? Всё написанное Конфуцием относится, главным образом, к земной жизни, хотя он и не отрицал существования духов и божеств, в которых верили китайцы. Эта сторона жизни просто не интересовала его.

Таким образом, религиозная концепция конфуцианства представляет собой некую комбинацию древнего анимизма (поклонения духам стихий и предков) с этической системой Конфуция. Важнейшим божеством в этой системе является Шанди, прародитель людей и бог неба. С незапамятных времён китайский император совершал ежегодные жертвоприношения Шанди на «небесном алтаре» неподалёку от Пекина. Император при этом представлял народ, вступая во взаимодействие с богом неба от имени всех китайцев. Этот обычай соблюдался вплоть до времён Республики (1912 г.).

Кроме того, китайцы приносили жертвы множеству других божеств. Необразованная масса народа поклонялась изображениям бесчисленных разнообразных духов; существовала сложная система магических и религиозных церемоний.

Но поклонение духам предков было ещё более распространено в Китае, чем поклонение духам стихий. И несмотря на попытки коммунистов уничтожить всякую религию, поклонение предкам в Китае продолжается и в наши дни. Умершие родственники, по мнению китайцев, продолжают участвовать в жизни семьи, потомки обязаны уважать их и беспокоиться о них. Предкам положены особые почести -ежедневные приношения; на стенах в китайских домах висят таблички с каллиграфически выписантпями именами умерших. Солидарность членов одной семьи и огромное уважение к родителям, столь характерные для китайского общества, воспитываются на основе религиозных представлений о способности умерших вмешиваться в дела живых.


Во времена Конфуция (551-479 гг. до Р.Х.) китайская религия и культура достигли своего расцвета. Настоящее имя Конфуция - Кун-цзы, он родился в вассальном княжестве Лу и был младшим, одиннадцатым ребёнком в семье. С ранних лет у него была возможность учиться, и он учился; через некоторое время он стал известным философом и учителем, вокруг него начали собираться ученики. Последователи звали его Кун Фу-цзы (Кун-Учитель); отсюда произошло латинизированное имя Конфуций.

Со временем Конфуций решил испробовать свои политические и этические идеи на практике и поступил на государственную службу. По традиции считается, что он хорошо исполнял свои обязанности, но отличался такой честностью и добросовестностью, что так и не продвинулся в должности.

В жизни Конфуция настал трудный период - он подвергся нападкам и вызвал неудовольствие властей. Но некоторые из его учеников не оставили его в беде. Он продолжал учительствовать, в последние годы жизни составил знаменитую летопись «Чуньцю» («Весна и осень») и редактировал собранные им материалы по истории и народные песни («Книга истории»; «Книга стихов» и т.д.).

Когда, в возрасте 73 лет, Конфуций умер, ученики составили собрание его высказываний, известное под названием «Беседы и суждения» (Лунь юй). В последующие десятилетия ученики его написали много других книг, стремясь распространить и популяризировать учение Кун-цзы. Сам Конфуций никогда не ставил перед собой цели создать новую религию. Его не интересовали боги, и он не пытался решить проблему спасения. Но, по иронии судьбы, именно этот человек стал полубогом в глазах миллионов китайцев.( прим №1.)

В эпоху Конфуция рушились устои китайского общества. Повсюду царили анархия и беспорядки; некоторые деятели предлагали использовать силу и суровые наказания, чтобы восстановить мир и спокойствие. Конфуций полагал, что применение силы неоправданно и грубо, но, в то же время, был в достаточной степени реалистом, чтобы понимать, что люди сами по себе не станут любить друг друга и жить в согласии.

Конфуций предложил своё решение общественных проблем: пересмотр и приведение в систему народных традиций. Древние обычаи теряли вес в глазах китайцев, началось всеобщее разобщение. Традиции могли быть сохранены, по мнению Конфуция, только сознательным руководством, постепенным укреплением старых и новых обычаев на основе законов. Кодекс этических идей, призванных возродить нацию, должен был распространяться в школах, храмах, через массовые развлечения, внедряться в повседневную жизнь семьи, популяризироваться любым возможным способом.


Этическая система Конфуция гласит, что у каждого должна быть свобода выбора, и человеческая природа, в своей основе, непорочна. Конфуций желал показать это на примере собственной жизни, и преподавал своим ученикам принципы Жэнь-чжи, высшего, добродетельного поведения. Он учил, что высшая добродетель есть «Жэнь» - сочетание самоуважения и гуманистического отношения к другим.

3.Основные национально – государственные религии народов мира.


Термин «религия» происходит от латинского religio, что означает святыня, предмет культа, связь. Религию определяют как мировоззрение, мироощущение и поведение, в основе которых лежит вера в существование бога или богов, т.е. вера в сверхъестественное. В основании всех религий можно увидеть две основные идеи:

  • веру в то, что гибель живого существа не означает конца существования: другая, особая жизнь возможна и после смерти;

  • веру в то, что справедливость, почти не достижимая в реальном мире, при жизни, обязательно восторжествует в мире потустороннем, после смерти.

Исторические формы развития религии:

  • племенные — магия, тотемизм, фетишизм, анимизм;

  • национально-государственные (этнические);

  • мировые.

Национальные религии распространены, как правило, в пределах одного народа. К ним, в частности, относятся индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм.

Религии делятся на учительские — имеющие основоположника, учителя, и народные, когда невозможно указать конкретного основателя, пророка.

С точки зрения объекта обожествления - выделяют религии политеистические - это поклонение многим богам (политеизм, многобожие, язычество), и религии монотеистические (монотеизм).

Индия.


Индуизм - национальная религия в Индии. Это одна из наиболее крупных в мире по числу последователей религия, в настоящее время число индуссов составляет около одного миллиарда человек. Начало индуизма относят ко второму тысячелетию до н.э. Первый этап в его развитии принято обозначать как ведический - по названию священных книг Вед, которые, как полагали жители древней Индии, были даны людям самими богами. Веды включали религиозные гимны, молитвенные формулы, магические заклинания. Число божеств в ведийской религии очень велико - многие сотни, это политеистическая религия. Высшие боги отличались бессмертием и всемогуществом, и были во многом похожи на людей - могли быть злыми и благосклонными, хитрыми и простодушными. Самыми популярными богами были покровитель воинов Индра, кровожадный и мстительный Рудра, добрые братья Асвины, умевший принимать любой облик Вишну, бог мертвых Яма, бог жрецов и молитвы Брахма.


Значение Брахмы от века к веку усиливалось и в первом тысячелетии до н.э. он стал почитаться как единственный устроитель вселенной, царь всех богов. По имени Брахмы древнеиндийскую религию в этот период называют брахманизмом. Брахманы учили, что жизнь человека с самого рождения сопряжена со страданием, поэтому смерть является освободительницей для людей, помогая им перейти «из тьмы в свет». Брахманы же разработали учение о переселении душ. После смерти, утверждали они, люди вновь рождаются на Земле в новом облике. Брахманы сформулировали идею сансары — бесконечного круговращения жизни, и кармы - новый облик человека зависит от его прежних поступков, а современные действия человека предопределят его будущее перевоплощение.

В 8 в. до н.э. на основе этих религиозных идей возник джайнизм. В основе его лежало представление о том, душа всегда привязана к телу, а совместным продуктом их деятельности является карма. Будущая судьба души зависит от поступков: грех может низвести человека до перехода в неживую материю, добродетель — возвысить до воплощения в божестве, но лучшим исходом является уничтожение кармы, так как это освобождает душу от рабства телесного существования. Это освобождение есть состояние нирваны.

Китай.


Конфуцианство - национальная религия в Китае. Основоположником ее был Кун Фу Цзы, а в европейской транскрипции - Конфуций, живший в 6-5 вв. до н.э. Уже в детстве он обнаружил тягу к знаниям, хорошо разбирался в обрядах и церемониях, с любовью и уважением относился к старшим. Он записал старинные обычаи, традиционные нормы поведения, принципы этики. Книги, составленные Конфуцием и его учениками, уже в древности считались священными, единственным источником мудрости. Главное внимание Конфуция было обращено на проблемы нравственности и взаимоотношения человека и общества. Важнейшая добродетель человека, утверждал он, это почитание родителей и старших и послушание им, поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, гласила: «почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни». Суть второй заповеди — необходимость для всех исполнять «ритуал», т.е. следовать установленным в обществе правилам и обрядам. Только в этом случае, считал Конфуций, в государстве может быть покой, порядок и благополучие. Государство он определил как высшую общественную ценность