Файл: Банкротство кредитных организаций (Понятие и меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации по законодательству РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1173
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, признаки банкротства кредитной организации
1.2 Меры по предупреждению банкротства кредитной организации
Глава 2 Особенности рассмотрения дела о банкротстве и ликвидация кредитных организаций
2.1 Рассмотрение дела о банкротстве кредитных организаций арбитражным судом
2.2 Ликвидация кредитной организации в порядке конкурсного производства
Согласно п.1 ст.3 Закона о банкротстве кредитных организаций, до дня отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций осуществляются исключительно три меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
- финансовое оздоровление кредитной организации;
2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация), за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
3) реорганизация кредитной организации.
При банкротстве кредитной организации наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные общим Законом о банкротстве, не применяются (п.2 ст.5 Закона о банкротстве кредитных организаций). Они не применяются, так как цели мер по предупреждению банкротства кредитных организаций с ними совпадают, в досудебном порядке были применены и не дали искомого результата. Далее в отношении кредитной организации вводится уже в судебном порядке процедура конкурсного производства.
Согласно п.2 ст.3 Закона о банкротстве кредитной организации данные меры осуществляются при возникновении оснований, установленных ст. 4 настоящего Закона, если кредитная организация:
- не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних 6 месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
- не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
- допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
- нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
- нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 10%;
- допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых 2-х лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.[6]
Из перечисленных оснований два первых говорят о неплатежеспособности кредитной организации и характеризуют её несостоятельность во взаимоотношениях с клиентами, а прочие отражают оценку финансового состояния кредитной организации.
В случае возникновения вышеперечисленных оснований кредитная организация, ее учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного совета), ее единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации (п.2 ст.3 Закона о банкротстве кредитных организаций).
В тоже время Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию. Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 20 Закона о банках. [7]
Исходя из вышеизложенного, нельзя не согласиться с мнением Огородниковой Ю.Н. о том, что отличительной особенностью банкротства кредитных организаций является участие Банка России в осуществлении их досудебной санации.[8] Центральный Банк является контрольно-надзорным и регулирующим органом в банковском секторе, в частности, принимающим участие в предупредительных мероприятиях, предотвращающих банкротство кредитных организаций.
Помимо Центрального Банка России с 2004 года введена новая структура, государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (далее АСВ), созданная в соответствии с Федеральным законом № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в рамках формирования системы страхования вкладов (далее ССВ). Основные её функции направлены на:
- финансовое оздоровление (санацию) банков;
- обеспечение функционирования системы страхования вкладов;
- осуществление функций конкурсного управляющего (ликвидатора) несостоятельных кредитных организаций.
Правовым основание взаимодействия двух государственных структур явился Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» (ст.1). Ранее предполагалось его действие до конца 2011 года, однако в настоящее время идет обсуждение о введение этого Закона на постоянной основе. В соответствии со ст.3 данного Закона со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии в предупреждении банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка Центральный Банк России вправе не отзывать лицензию на осуществление банковских операций у банка, не вводить запрет на привлечение денежных средств во вклады физических лиц, не ограничивать проведение отдельных операций и осуществлять другие действия, предусмотренные данной статьёй Закона.
Банк России совместно с представителями АСВ вправе провести оценку финансового положения банка и принять решение о целесообразности участия Агентства в осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка. Финансирование данных мероприятий в рамках Федерального закона № 175-ФЗ осуществляется за счет средств имущественного взноса Российской Федерации в Агентство либо за счет средств инвесторов, Агентства или Банка России.
Остановимся чуть подробнее на применяемых мерах по предупреждению банкротства кредитных организаций.
Исходя из текста ст. 7 Закона о банкротстве кредитных организаций видно, что список мер по финансовому оздоровлению не является исчерпывающим, и могут применяться любые меры направленные на восстановление ликвидности, платежеспособности, на улучшение финансового положения кредитной организации, не противоречащие действующему федеральному законодательству. Могут осуществляться следующие меры (ст.7-15 Закона о банкротстве кредитных организаций):
- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
- изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
- изменение организационной структуры кредитной организации;
- приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);
- иные меры, не запрещенные законом.
Например, оказание финансовой помощи может происходить в форме размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов в размере ставки рефинансирования Банка России, путем предоставления отсрочки или рассрочки платежа, предоставления поручительств и т.д. Изменение организационной структуры кредитной организации происходит путем сокращения численности штата работников, прекращения деятельности структурных подразделений и другими.
Как уже говорилось выше, только Банк России вправе назначить специальный орган по управлению кредитной организацией – временную администрацию, в период действия которой могут быть ограничены или приостановлены полномочия исполнительных органов кредитной организации. Данная мера является наиболее часто применяемой, носит принудительный характер и проводится под контролем Банка России. Она применяется когда в кредитной организации возникает уже более тяжелая ситуация и требуются меры более серьёзные, чем меры по финансовому оздоровлению. Основания её назначения перечислены в п. 1 ст. 17 Закона о банкротстве кредитных организаций:
- если кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
- если кредитная организация допускает снижение собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
- кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
- если кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
- если имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Соглашусь с мнением Логачевой Л.Д., что временная администрация назначается как санкция за нарушение кредитной организацией законодательства, неисполнение которого создало угрозу интересам кредиторов.[9] Исходя из чего, основными направлениями её деятельности является выявление нарушений в деятельности кредитной организации, её обследование, установление признаков банкротства, восстановление платёжеспособности и финансового состояния, а в определенной ситуации и обеспечение сохранности имущества. Отличительной особенностью является введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов, распространяющегося только на денежные обязательства и обязанности по уплате платежей.
Временная администрация назначается приказом Банка России на срок не более 6 месяцев. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. Его приказом определяется её состав, в который также могут включаться служащие АСВ. В тоже время, кредитная организация вправе обжаловать в арбитражный суд решение Банка России о назначении временной администрации, что, однако, не является основанием для приостановления её деятельности. Банк России обязан назначить временную администрацию в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не позднее дня, следующего за днем отзыва лицензии. Временная администрация обязана представлять отчет о своей деятельности Банку России.
Прекращение деятельности временной администрации возможно:
- в случае устранения причин, явившихся основанием для её назначения, что восстанавливает полномочия исполнительных органов кредитной организации;
- в случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации;
- по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Реорганизация кредитной организации – это ещё одна мера, направленная на предупреждение её банкротства. Осуществление этой меры могут инициировать как сами органы управления кредитной организации, так и по требованию Банка России. Основания для введения данной меры установлены пп. 1-3 п.1 ст.17 Закона о банкротстве кредитных организаций, которые были выше поименованы при рассмотрении оснований назначения временной администрации. В случае выявления данных оснований, Банк России направляет в кредитную организацию требование о реорганизации кредитной организации, в котором указаны причины, явившиеся основанием для его направления и предложениями о форме и сроках проведения реорганизации.
Руководитель кредитной организации обязан в течение 5 дней с момента получения требования Банка России обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации. А в десятидневный срок с момента получения требования органы управления кредитной организации обязаны известить Банк России о принятом решении. Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния и присоединения. На мой взгляд, верны выводы проф. Братко А.Г. о том, что Банк России не правомочен регулировать гражданско-правовые отношения, соответственно порядок изменения правового состояния кредитной организации регулируется гражданским, банковским законодательством и нормативными актами Банка России. Так, Положением о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения от 29.08.2012 г. № 386-П определен перечень документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации при осуществлении её реорганизации, порядок их представления и рассмотрения в Банке России
Информация о предстоящей реорганизации не подлежит разглашению третьим лицам до момента размещения Банком России уведомления о её начале на своем официальном сайте в сети Интернет.