Файл: Организация и управление процессами товародвижения на рынке (Теоретические основы товародвижения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 770
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы товародвижения
1.2 Факторы влияния и принципы товародвижения
1.3 Понятие и виды каналов распределения
Глава 2. Организация товародвижения на примере магазина «Магнит»
2.1 Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений магазина Магнит
2.2 Торгово-технологический процесс
Введение
Логистика в современной России приобретает важнейшее значение, в первую очередь, из-за особенностей географического положения страны, больших расстояний между регионами, значительного различия в потребностях, ассортименте и предпочтениях потребителей в разных регионах.
Управление такими подсистемами маркетинга как: товародвижение и сбыт, а также, системами снабжения и логистики, является одним из важнейших направлений деятельности предприятия. Именно, реализация данного процесса дает возможность связать воедино «в реальном исполнении» такие элементы среды маркетинга организации/предприятия, как: поставщиков, посредников, потребителей и, конечно, самого производителя. Достижение же наивысшей эффективности товародвижения и сбыта, а также, снабжения и логистики, получается путем грамотного управления инструментами и технологиями, к которым можно отнести каналы движения товаров, технику продаж, личные продажи и многое другое.
Актуальность работы определена тем, что от эффективности процесса товародвижения в конечном итоге зависит качество взаимодействия с потребителями.
Объект исследования — магазин «Магнит».
Предмет исследования — процесс товародвижения.
Цель работы — анализ и оптимизация процесса товародвижения на примере магазин «Магнит». Задачи работы:
- исследование теоретических основ товародвижения;
- анализ процесса товародвижения в организации;
В качестве методов исследования применяется теоретический анализ, исследование данных организации.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении данных по организации процесса товародвижения.
Практическая значимость состоит в возможности реализации предложения на объекте исследования.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Глава 1. Теоретические основы товародвижения
1.1 Понятие товародвижения
Торговля — это особый вид деятельности, который направлен на осуществление купли-продажи.[1]
Разделение труда и появление торгового капитала, оформило торговлю в отдельную экономическую отрасль.
Основные функции:
1) Реализация товаров (произведенной потребительной стоимости). Выполнение данной функции создает предпосылки для воспроизводства общественного продукта и связывает производство и потребление
2) Доведение до потребителей предметов потребления. Именно торговля осуществляет пространственное перемещение товаров в цепочке производитель – потребитель, причем процессы производства продолжаются в торговле в сфере обращения (среди них можно выделить транспортировку, хранение продукции и др. процессы).
3) Сокращение потребительских издержек (расходы покупателей на покупку товаров) посредством совершенствования информационных услуг, технологии продаж и т.д.
4) Поддержание баланса спроса и предложения. Торговля оказывает активное влияние на производство в форме решения вопросов ассортимента, объема производимых товаров и др.
5) Функции, связанные с маркетингом, а именно: проведение рыночных исследований, разработка товара, создание сервиса, определение цены и т.п.[2]
Товародвижение в торговле - это процесс перемещения товара от компании-производителя до конечного потребителя. Этот процесс является основной частью деятельности торговых предприятии. Для того, чтобы правильно организовать товародвижение от начального этапа то завершающего, надо уметь решить великое множество вопросов, как экономического, так и организационного характера.[3]
По сути своей. товародвижение - это немалый сегмент области логистики. Потому что большей частью процедуры является физическое перемещение товара со склада фирмы-изготовителя до склада розничной компании. В свою очередь последняя доставляет продукцию до торговых точек сети (если речь идет о крупном предприятии), или сразу выставляет на прилавок (если масштаб розничной точки заключен в наличии одного-двух магазинов).[4]
Чтобы процесс товародвижения проходил гладко, необходимо тесное взаимодействие всех звеньев цепи на всех его этапах. Доставка товара до потенциального покупателя должна проходит точно в срок, обозначенный в свое время производителем. Ибо для того, чтобы изделия пользовались спросом, производителем была проведена обширная рекламная кампания. А если не создать достаточное количество продукта на торговых стойках из-за задержки поставок по каким то причинам, конечный потребитель вполне возможно обратит свой взор на аналогичный товар другой фирмы конкурента.[5]
Особенность сферы торговли в РФ заключается в том, что в большинстве развитых мировых экономик соотношение количества компаний розничной торговли с общей численностью населения существенно превышает уровень данного показателя в России. К примеру, в Америке в среднем одна компания розничной торговли на 122 граждан, в Японии этот показатель составляет 69, в Южной Корее — одно предприятие на 42 человека. Отечественная экономика предлагает один киоск или магазин на 400 человек. Схожая картина наблюдается и с «оснащенностью» торговыми площадями.
Доведение товаров от производства в сферу потребления является одной из важных функций торговли и поэтому занимает определенное место в коммерческой работе предприятий торговли и сферы услуг.
Выбор кратчайших путей движения предполагает, что товары, направляемые из мест производства в торговую сеть, проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Кроме встречных перевозок, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также излишне дальние и повторные перевозки.[6]
Когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близких к тому или иному пункту назначения, перевозки, выходящие за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков на транспорте, считаются излишне дальними.
Доведение товаров состоит в рациональной организации процессов товародвижения и товароснабжения, которые являются одной из важных функций торговли.
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.[7]
С этой целью должны определяться наиболее хорошие потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления и должна создаваться соответствующая сеть складов и баз. Насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей.
Процессы движения и снабжения товара состоят в пространственном перемещении товаров, включающих комплекс организационно-экономических и коммерческих операций.
Поэтому товародвижение предполагает возникновения технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
Она включает в себя формирование партий товаров, их отгрузку, перевозку различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную сеть. Как видно из их содержания, процессы товародвижения составляют частично коммерческую работу, а частично — продолжение процесса производства в сфере обращения.
Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.[8]
Не менее важное влияние на организацию товародвижения оказывает специализация производственных предприятии на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Это особенно касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.[9]
Производство некоторых товаров народного потребления имеет сильно выраженный посезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.[10]
Контролировать процесс товародвижения на всех его стадиях - задача не из легких. Еще на этапе производства необходимо продумать, как именно будет происходить процесс: обусловлено ли производство возрастанием спроса, необходимо ли задействовать сторонние организации для помощи в реализации выпускаемой продукции, какие затраты потребуют логистические процессы.[11]
К организации товародвижения должен предприниматься только комплексный подход. Все сказанное является почти прямой инструкцией к тому, с чего нужно начать продумывать процесс. Особенность в управлении товародвижением очень и очень много: здесь может играть роль человеческий фактор, причем как положительную, так и отрицательную (например - нехватка человеческих ресурсов или не квалифицированность персонала). Ошибиться в выборе транспортной компании или самого вида транспортировки. Изучением возможных издержек должны заниматься экономический и аналитический отдел компании. И только потом, на основании результатов, стоит запускать сам процесс.[12]
1.2 Факторы влияния и принципы товародвижения
Товародвижение – процесс доведения товара от производителя через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителя.
Товародвижение в маркетинге — это система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи (товаров производственного назначения — к местам установки) в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Иначе говоря, товародвижение — это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением продукции от мест ее происхождения (производства) к местам продажи с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для производителей.[13]
Товародвижение включает в себя перемещение товара из мест производства к месту потребления и операции, связанные с хранением, сортировкой и подготовкой к продаже товаров в компаниях торговли.
Товародвижение предполагает создание технологической цели, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.[14]
Участники товародвижения:
1. Промышленные и сельскохозяйственные фирмы, производящие товары народного потребления.
2. Оптовые базы.
3. Фирмы розничных торговых сетей.
1. Производственные факторы: размещение производства; специализация производственных организаций; сезонность производства отдельных товаров.
2. Транспортные факторы: состояние транспортных путей сообщения; виды транспорта, используемые для перевозки товаров.