Файл: Банкротство кредитных организаций (Понятие и меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации по законодательству РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1171
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, признаки банкротства кредитной организации
1.2 Меры по предупреждению банкротства кредитной организации
Глава 2 Особенности рассмотрения дела о банкротстве и ликвидация кредитных организаций
2.1 Рассмотрение дела о банкротстве кредитных организаций арбитражным судом
2.2 Ликвидация кредитной организации в порядке конкурсного производства
Глава 2 Особенности рассмотрения дела о банкротстве и ликвидация кредитных организаций
2.1 Рассмотрение дела о банкротстве кредитных организаций арбитражным судом
Особенности рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций проявляются в порядке возбуждения производства по делам о банкротстве кредитных организаций и порядке судебного разбирательства таких дел.[10]
В Законе о банкротстве кредитной организации лица, имеющие отношение к банкротству кредитной организации поделены на 2 группы:
1.1. п.1 ст. 50.2 Закона определяет список лиц, участвующих в деле о банкротстве:
1) кредитная организация - должник;
2) конкурсный управляющий;
3) конкурсные кредиторы;
4) уполномоченные органы;
5) Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора;
6) иные физические или юридические лица, привлекаемые к участию в деле о банкротстве.
1.2. ст. 50.3. Закона определяет лиц, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве:
1) представитель работников кредитной организации;
2) представитель учредителей (участников) кредитной организации;
3) представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов кредитной организации;
4) иные лица.
В тоже время в п.1 ст. 50.4 определен исчерпывающий перечень лиц, обладающих правом на обращение в арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом:
2) конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
4) Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.
Основными нормативными актами, применяемыми арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации, являются Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Закон о банкротстве кредитных организаций и в отдельных, неурегулированных ими случаях применяется общий Закон о банкротстве. Вопрос соотношения и применения норм этих законов подробно рассматривает в своей статье судья арбитражного суда Скуратовский М.Л. Так, руководствуясь АПК, судья исследует доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт, а содержащиеся особенные процессуальные нормы в Законе о банкротстве кредитных организаций, применяет при подготовке к судебному разбирательству или проведении процедуры банкротства.[11]
Производство по делу о банкротстве кредитной организации может быть возбуждено в арбитражном суде только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и на основании заявления вышеуказанных лиц при наличии признаков несостоятельности кредитной организации.
Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в случае обнаружения у неё признаков несостоятельности (банкротства) ко дню отзыва лицензии или при получении ходатайства временной администрации (п.3 ст. 50.4 Закона).
В соответствии с пп.5,6 ст. 50.4 Закона о банкротстве кредитных организаций установлено, что кредитная организация, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы правомочны направить в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Для этого они должны представить документы, подтверждающие наличие у кредитной организации денежных обязательств перед ними и (или) задолженности по обязательным платежам. Если по истечении двух месяцев Банк России не дает ответа на заявление или откажет в отзыве лицензии у кредитной организации, то данные лица вправе обратиться уже непосредственно в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом. Но в этом случае арбитражный суд по представленному заявлению вынесет определение об оставлении его без движения, а дело сможет рассмотреть только после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации.
Я полагаю, что особенностью рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации является круг вопросов, решаемых арбитражным судом. Согласно ст. 50.10 к ним относятся вопросы признания кредитной организации банкротом, привлечении к ответственности руководителей кредитной организации, учредителей и членов совета директоров, вопросы о признании сделок недействительными. В случае признания кредитной организации банкротом суд принимает решение, а по рассмотрению двух других вопросов – определение. Дело о банкротстве в части признания кредитной организации банкротом рассматривается не более 2-х месяцев.
Согласно п.5 ст. 50.10 в решении о признании кредитной организации банкротом должно содержаться указание на:
1) открытие конкурсного производства. Согласно закона оно вводится сроком на 1 год и в исключительных случаях может продлеваться на срок не более, чем 6 месяцев.;
2) признание требования заявителя обоснованным и включение этого требования в реестр требований кредиторов;
3) утверждение конкурсного управляющего. В зависимости от ситуации им может выступить АСВ, арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Законом о банкротстве, или аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций;
4) размер ежемесячного вознаграждения, которое выплачивается конкурсному управляющему. В решении о признании кредитной организации банкротом не указывается размер вознаграждения конкурсного управляющего, если полномочия конкурсного управляющего в силу закона выполняет АСВ.
По моему мнению, при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве кредитных организаций, характерной особенностью является сама цель решаемого судом вопроса и специфика дел, ведь при банкротстве возникает конфликт интересов кредиторов и должника, а не решается спор о праве. Помимо этого арбитражный суд должен учитывать интересы других лиц, например: работников банка, в случае их увольнения, интересы собственников имущества банка.
В своей статье Скуратовский М.Л., выделяет две основные стадии рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве, отражающие их особенность. Так, именно разбирательство дел о банкротстве наиболее близко обычному арбитражному процессу. Главной его задачей является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего его разрешение. Основной задачей стадии процедуры банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта. Кроме того, на этой стадии арбитражный суд выполняет контрольно-надзорные и руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК для судебного разбирательства, жалоб и заявлений лиц, участвующих в деле. Суду принадлежит руководящая роль в утверждении результатов, в том числе промежуточных, назначения конкурсного управляющего, продлении срока конкурсного производства и т.п.[12]
Исходя из положений ст.5, 50.10 Закона о банкротстве кредитных организаций, единственной процедурой в деле об их банкротстве является конкурсной производство, которое мы подробнее рассмотрим ниже.
2.2 Ликвидация кредитной организации в порядке конкурсного производства
Согласно п.1 ст. 50.16 закона о банкротстве кредитных организаций принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
Действующее законодательство предусматривает возможность применения к кредитным организациям, признанным арбитражным судом банкротом, только процедуры конкурсного производства. Однако ранее, в прежней редакции Закона о банкротстве кредитных организаций до 20 августа 2004 года, на этом этапе применялась ещё процедура наблюдения.[13]
По моему мнению, совершенно справедливо процедура наблюдения была исключена из процесса банкротства. Она дублировала функции временной администрации, вводимой после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, и конкурсного управляющего. Её исключение из Закона позволило сократить срок самого процесса банкротства и быстрее начать расчеты с кредиторами.
В Законе о банкротстве кредитных организаций я не нашла определения процедуры конкурсного производства, но оно дано в ст. 2 Закона о банкротстве: конкурсное производство – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Данная процедура вводится сроком на 1 год и может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, но не более чем на 6 месяцев. Процедура конкурсного производства является завершающей на стадии банкротства кредитной организации и действует до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации кредитной организации.
Согласно ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций порядок утверждения конкурсного управляющего имеет ряд особенностей. В случае, если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, то конкурсным управляющим утверждается государственная корпорация АСВ, в лице которой осуществляется государственное участие в контроле за проведением процедуры банкротства. Если кредитная организация не имела таковой лицензии, то утверждается арбитражный управляющий, соответствующий требованиям закона о банкротстве и аккредитованный при Банке России в качестве конкурсного управляющего, либо функции конкурсного управляющего осуществляет АСВ в случаях, предусмотренных п.3 ст.50.11, а также п.2 ст.52 Закона о банкротстве кредитных организаций. За осуществление полномочий конкурсного управляющего Агентству вознаграждение не выплачивается.
Со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства возникают определенные правовые последствия (ст. 50.19), укажу лишь некоторые из них. Так продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а сведения о финансовом состоянии кредитной организации не относятся к сведениям, составляющим коммерческую тайну, снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения распоряжения имуществом, а наложение новых арестов не допускается.
В соответствии со ст. 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, однако в результате процедуры банкротства возникает проблема прекращения действия режима банковской тайны. В случае произведения выплат АСВ третьими лицами (уполномоченными банками-агентами) в соответствии с реестрами требований кредиторов по договорам банковского вклада и банковского счета сведения о вкладчиках и остатки по их счетам становятся доступны этим лицам. Поэтом, я полагаю, что в статью 50.19 Закона о банкротстве кредитных организаций требуется внести дополнение: «сведения о банковском вкладе и банковском счете, а также сведения о клиенте, не относятся к сведениям, составляющим банковскую тайну».
На мой взгляд, в статье Л.В. Чхутиашвили представляется интересным сравнительный анализ систем страхования вкладов за рубежом. Я полагаю, что при создании российской государственной корпорации «Агентства по страхованию вкладов» в основу положены общемировые тенденции по созданию аналогичных юридических лиц, совмещающих в себе функции хозяйствующего субъекта и органа государственного управления. Старейшая и первая система страхования вкладов была создана в США во время «Великой депрессии» в 1933 году, до 1950 года страховое возмещение составляло до 2500 дол. США, в настоящее время – до 100 тыс.дол. США на одного вкладчика (физическое или юридическое лицо). В ЕС действует Директива 94/19/ЕС «О системах гарантирования депозитов». Она предоставляет странам-участницам свободу выбора из трех параметров минимальных гарантий депозитов, в тоже время на национальном уровне могут быть предложены и более благоприятные условия гарантий, также в страховании депозитов участвуют и вкладчики юридические лица, что считаю вполне справедливым.
Согласно ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций с момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия руководителя кредитной организации и органов её управления. Основные его права и обязанности перечислены в указанной статье, но самыми важными и трудоёмкими, на мой взгляд, являются принимаемые им меры по обеспечению сохранности имущества кредитной организации, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, установление требований кредиторов и ведение их реестра.