Файл: Перечень вопросов, выносимых на экзамен по дисциплине Техническая механика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель НМС СПО И. о. Зав. кафедрой "ЕНД" __________ С. Н. Кириллова ____________ Е. Н. Ломкова "__" ________ 2022 г. "___" _______ 2022 г.
ПЕРЕЧЕНЬ
вопросов, выносимых на экзамен
по дисциплине «Техническая механика»
(гр. КТМС-201, КТМС-202)
-
Основные понятия и определения. Требования к деталям.
Детали машин – научная дисциплина по теории расчета и конструированию деталей и узлов машин общемашиностроительного применения. Основными задачами курса являются: • изучение конструкций и критериев работоспособности деталей и узлов машин; • изучение методов расчета деталей машин; • формирование навыков конструирования деталей и узлов машин. Структурно любая машина состоит из шести блоков, приведенных на рис. 1.1.
Требования к деталям Вновь разрабатываемая машина (механизм) должна иметь более высокие технико-экономические показатели по сравнению с существующим (базовым) образцом: более высокую скорость и производительность при меньших затратах на производство и эксплуатацию, меньшую массу, металлоемкость и энергоемкость. Деталь должна: • выполнять заданные функции с параметрами, установленными нормативно-технической документацией. • сохранять свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение определенного промежутка времени. • быть технологичной. • отвечать требованиям безопасности для людей, машин, зданий. • учитывать требования экономичности, экологической безопасности и эстетичности.
-
Критерии работоспособности и влияющие на них факторы.
Работоспособностью называют состояние деталей, при котором они способны выполнять заданные функции с параметрами, установленными нормативно-технической документацией, и сохранением прочности, жесткости, неизменяемости формы и размеров, износостойкости, виброустойчивости и теплостойкости. 1. Прочность является основным критерием работоспособности, т. е. задачей обеспечения необходимой прочности является определение размеров и форм деталей машин, исключающих возможность возникновения недопустимо большой остаточной деформации, преждевременных поломок и поверхностных разрушений. Практика эксплуатации машин показала, что большинство поломок деталей обусловлено усталостью (выносливостью) металла, т. е. постепенным развитием микротрещин. Современные методы оценки прочности деталей машин базируются на сравнении нормальных σ или касательных напряжений τ с допускаемыми [σ] и [τ]. Одним из наиболее общих условий конструирования машин является условие равнопрочности. 2. Жесткость – способность деталей сопротивляться изменению формы под действием сил. Расчет некоторых деталей (валы, оси) необходимо вести с учетом необходимой жесткости, что достигается путем сопоставления углов скручивания, поворота и прогибов с предельно допустимыми значениями для данных условий работы. 3. Износостойкость – способность деталей сопротивляться постепенному уменьшению их размеров по поверхности в результате трения. Основной критерий это – износ, который сопровождается: • потерей точности (измерительный инструмент, точные станки), • снижением коэффициента полезного действия и увеличением утечек (цилиндр и поршень в двигателе), • возрастанием шума (транспортные и другие быстроходные машины) • полным истиранием детали (тормозные колодки). Для уменьшения изнашивания используют оптимальный способ смазки узлов трения и правильный выбор сорта смазки, осаждение на поверхность определенных пленок (например, сульфидирование, то есть насыщение поверхностных слоев стальных и чугунных деталей серой для улучшения износостойкости и противозадирных свойств трущихся поверхностей до 10–20 раз). 4. Теплостойкость – способность деталей работать при нагреве без снижения прочности и несущей способности, из-за охрупчивания и появления ползучести при температуре выше 400 ºС. 5. Виброустойчивость - способность конструкций работать в нужном диапазоне режимов без недопустимых колебаний и шума. Основные способы повышения виброустойчивости • повышение точности и чистоты обработки поверхностей деталей, •
уменьшение сил удара конструктивными методами, • применение материалов с повышенным внутренним трением, • применение специальных покрытий.
-
Классификация механических передач. Основные кинематические и силовые зависимости.
Основные кинематические и силовые зависимости в передачах.
1. Окружная скорость Vt = щ·d/2, м/с. (1)
2. Угловая скорость щ= р·п/30, рад/с. (2)
3. Окружная сила Ft = 2·T/d, H. (3)
4.Крутящий момент Т = Р/щ, Нм. (4)
5. Мощность Р = Ft· Vt, кВт. (5)
6. КПД з = Р2 /Р1. (6)
7. КПД привода зпр = з1· з2· …· зк к – число передач привода. (7)
8. Передаточное число (отношение) – показывает во сколько раз угловая скорость ведущего звена больше угловой скорости ведомого
(U) = щ1 / щ2 = n1 / n2 = d2 / d1 = z2 / z1= T2 / (T1· з). (8)
Механические передачи классифицируют по следующим признакам:
- по физическим условиям передачи движения: трением - фрикционные, ременные; зацеплением - зубчатые, червячные, цепные, винт-гайка;
- по способу соединения ведущего и ведомого звеньев: передачи с непосредственным касанием ведущего и ведомого звеньев - фрикционные, зубчатые, червячные, винт-гайка; передачи гибкой связью, соединяющие ведущее и ведомое звенья - ременные, цепные.
В каждом передаточном механизме различают два основных звена: ведущее и ведомое.
-
Ременные передачи. Общие сведения о ременных передачах. Плоскоременные, клиноременные, зубчатоременные и поликлиноременные передачи.
Ременная передача – передача трением с гибкой связью (рис. 1). Со-
стоит из ведущего 1 и ведомого 2 шкивов и ремня 3, надетого на шкивы с
предварительным натяжением. В состав передачи могут входить натяжные
устройства и ограждения. Возможны передачи с двумя или несколькими ве-
домыми шкивами.
Плоскоременная передача наиболее проста, может работать при высо-
ких скоростях и вследствие большой гибкости ремня обладает сравнительно
высокими долговечностью и КПД. Плоскоременную передачу с одним ведо-
мым валом можно выполнять по всем схемам, показанным на рис.2.
На практике чаще всего применяют простую открытую передачу. В
сравнении с другими она обладает повышенными работоспособностью и
долговечностью. В перекрестных и полуперекрестных передачах ремень бы-
стро изнашивается вследствие дополнительных перегибов и взаимного тре-
ния ведущей и ведомой ветвей. Нагрузку этих передач принимают не более
70…80 % от нагрузки открытой передачи.
КПД передач плоским ремнем при нормальных условиях работы =
0,95…0,97. Передаточное отношение открытой передачи i < 5 (с натяжным
роликом i < 10).
Плоскоременные передачи предпочтительны при больших межосевых
расстояниях; они сравнительно дешевы, ремни их обладают большой гибко-
стью и повышенной долговечностью, шкивы просты по конструкции. Плос-
коременные передачи применяют при скоростях ремня до 100 м/с.
В клиноременных передачах применяются ремени с трапецеидальным
поперечным сечением с углом профиля в недеформированном состоянии 40
(рис.12). По сравнению с плоским ремнем, клиновидный передает большие
тяговые усилия, но клиноременная передача имеет более низкий КПД (при
скорости до 25 м/с = 0,9…0,98).
Клиноременные передачи целесообразно использовать при больших
передаточных отношениях (i < 8), малых межосевых расстояниях и
вертикальном расположении осей валов. Скорость ремней клиноременной
передачи не должна превышать 30 м/с. В противном случае клиновидные
ремни будут вибрировать.
Ремни работают на шкивах с канавками соответствующего профиля.
Профили ремней и канавок шкивов имеют контакт только по боковым (ра-
бочим) поверхностям ремней и боковым граням канавок шкивов. Между
внутренней поверхностью ремня и дном канавки шкива должен быть зазор.
Эта передача, по сравнению с плоскоременной, обладает большей тя-
говой способностью благодаря повышенному (до 3 раз) сцеплению ремня со
шкивами. Действительно, при одной и той же силе прижима ремня к поверх-
ности шкива N давление ремня на рабочую поверхность шкива в клиноре-
менной передаче равно N /(2 sin ( / 2)). В результате сила трения между
шкивом и ремнем в клиноременной передаче становится равной
Эти передачи не имеют большинства недостатков, присущих клиноре-
менным передачам, но сохраняют их достоинства. Поликлиновые ремни соче-
тают гибкость плоских ремней и высокую тяговую способность клиновых
ремней. Рабочая поверхность расположена по всей ширине ремня, что обу-
словливает высокую нагрузочную способность: при одинаковой передаваемой
мощности ширина поликлинового ремня существенно меньше ширины ком-
плекта клиновых ремней нормального сечения. Благодаря высокой гибкости
они допускают применение шкивов малых диаметров. Передаточные отноше-
ния до i <15, а скорость ремня до 65 м/с. Однако передачи поликлиновыми
ремнями чувствительны к относительному осевому смещению шкивов.
Поликлиновые ремни предназначены для замены отдельных клиновых
ремней или их комплектов с целью уменьшения габаритов.
Поликлиновой ремень состоит из следующих элементов (рис. 19): осно-
вы, несущего слоя и покрытия. Основа ремня представляет собой слой резины
с прорезиненной тканью и продольными клинообразными ребрами из резины,
вулканизированными в одно изделие. Клиновидные ручьи расположены па-
раллельно и состоят из износоустойчивой резиновой смеси. В верхней части
основы размещен несущий слой (кордшнур на основе полиэфирных нитей).
Он расположен по всей ширине поликлинового ремня и покрывается специ-
альной резиновой смесью. Долговечное и гибкое покрытие обеспечивает за-
щиту несущего слоя и позволяет применять для поликлиновой передачи на-
тяжной ролик.
Принцип работы передачи с зубчатым ремнем основан на зацеплении
зубьев ремня и шкива (рис. 23), что обусловливает основные преимущества
такой передачи. Ремни зубчатые обеспечивают равномерный плавный ход пе-
редачи практически без проскальзывания или рывков, при этом нагрузка на
валы и подшипники механизма значительно ниже, чем создают приводные
ремни других типов. Зубчатые ремни не чувствительны к изменению интен-
сивности нагрузки, т. е. даже при частом переходе от максимальной нагрузки
к минимальной износ ремня не усиливается. Ремни зубчатые не нуждаются в
дополнительном смазывании, таким образом, при эксплуатации зубоременная
передача, обладая достаточно высокой надежностью и долговечностью, не
требует дополнительного обслуживания.
Передачи с зубчатыми ремнями применяют в широком диапазоне ок-
ружных скоростей (от 0,5 до 80 м/с), мощностей (от 0,2 до 200 кВт) и переда-
точных отношений (до 10 и выше). КПД передач составляет 0,94 – 0,98.
Недостаток передачи с зубчатым ремнем – незащищенность привода от
перегрузок за счет проскальзывания ремня.
-
Методика расчета ременных передач.
Для ременной передачи при проектном расчете по заданным параметрам (мощность, момент, угловая, скорость и передаточное отношение) определяются размеры ремня и приводного шкива, которые обеспечивают необходимую усталостную прочность ремня и критический коэффициент тяги
при максимальном КПД. По выбранному диаметру ведущего шкива из геометрического расчета определяются остальные размеры:
-
Цепные передачи. Назначение, типы, конструкция передач. Типы цепей. Расчет цепных передач.
Цепная передача – механизм для передачи вращательного движения между параллельными валами с помощью жестко закрепленных на них зубчатых колес – звездочек и охватывающей их многозвенной гибкой связи с жесткими звеньями, называемой цепью.
Простейшая цепная передача (рис. 3.1) состоит из двух, закрепленных каждая на своем валу, звездочек (1 и 2), меньшая из которых чаще всего бывает ведущей, и охватывающей их цепи 3, составленной из множества жестких звеньев, имеющих возможность поворачиваться друг относительно друга.
Цепные передачи нашли широкое применение в машинах общепромышленного назначения и в военной технике: в двигателях внутреннего сгорания для привода кулачковых валов
Цепи достаточно широко применяются в промышленности и по назначению могут быть разделены на:
1. тяговые цепи, предназначенные для перемещения грузов по горизонтальной или наклонной поверхности;
2. грузовые цепи, предназначенные для подъема грузов;
3. приводные цепи, предназначенные для передачи движения, чаще всего вращательного, в цепных передачах.
Наибольшее распространение в качестве приводных получили роликовые, втулочные и зубчатые цепи. Эти три разновидности цепей стандартизованы.
Исходными данными для расчета цепной передачи являются следующие параметры (из пункта 6 учебного пособия):
– вращающий момент на валу ведущей звездочки (он равен моменту на третьем валу привода) Т1 = 262580 Н мм;
– частота вращения ведущей звездочки (или частота вращения третьего вала привода) n1 = 240 мин–1;
– передаточное число цепной передачи u = uЦП= 2,18.
-
Зубчатые передачи. Назначение, достоинства и недостатки зубчатых передач. Классификация зубчатых передач. Особенности геометрии и кинематики косозубого и шевронного зацепления.
Зубчатая передача – это механизм, который с помощью зубчатого зацепления передает или преобразует движение с изменением угловых скоростей и моментов между валами с параллельными, пересекающимися или перекрещивающимися осями, могут применяться для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот. Достоинства зубчатых передач: 1. Постоянство передаточного отношения i. 2. Надежность и долговечность работы. 3. Компактность. 4. Большой диапазон передаваемых скоростей. 5. Небольшое давление на валы. 6. Высокий КПД. 7. Простота обслуживания. Недостатки зубчатых передач: 1. Необходимость высокой точности изготовления и монтажа. 2. Шум при работе со значительными скоростями. 3. Невозможность бесступенчатого регулирования передаточного отношения i. Классификация зубчатых передач Зубчатые передачи, применяемые в механических системах, разнообразны. Они используются как для понижения, так и для повышения угловой скорости. Классификация конструкций зубчатых преобразователей группирует передачи по трем признакам: 1. По виду зацепления зубьев. В технических устройствах применяются передачи с внешним, с внутренним и с реечным зацеплением. 2. По взаимному расположению осей валов различают передачи цилиндрическими колесами с параллельными осями валов, коническими колесами с пересекающимися осями, колесами со скрещивающимися осями. 3. По расположению зубьев относительно образующей обода колеса различают передачи прямозубые, косозубые, шевронные и с круговыми зубьями