Файл: Русская литература xx века, в отличие от классики xix столетия, существует уже после оформления русской философии в самостоятельную духовную отрасль, во многом уже питается ею.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русская литература XX века, в отличие от классики XIX столетия, существует уже после оформления русской философии в самостоятельную духовную отрасль, во многом уже питается ею. Горького и Леонова, Платонова и Пришвина объединяет то, что они в своем творчестве так или иначе – пусть с разной степенью глубины – были связаны с традицией активно-эволюционной, космической мысли, идущей от Николая Федорова и ставившей высшие цели преображения природы человека и мира, которые выходили за рамки торжествовавшего ортодоксального социалистического идеала. Существенным дополнением к прозе метрополии стало творчество писателей русского зарубежья, давших яркие образцы экзистенциальной литературы, той, что очерчивает прежде всего метафизическую участь человека в мире, связанную с такими первичными реальностями его бытия, как физическая конечность, время, Бог, свобода, другие , тоска и боль, одиночество и отчаяние… Экзистенциальное сознание исследуется здесь главным образом на мате риале прозы Георгия Иванова, Гайто Газданова, Владимира Набокова, Бориса Поплавского, представивших в своем творчестве различные грани этого сознания. Литература Русского зарубежья – впечатляющий, можно сказать, единственный пример в мировой культуре. Крах белого движения привел к тому, что сотни тысяч россиян (преимущественно интеллигенция), опасаясь диктатуры пролетариата, власти большевиков, покинули родину, основав русские гнезда (с разной степенью продолжительности жизни) в Константинополе, Софии, Праге, Белграде, Риге, Харбине и т. д. На короткую нору центром Русского зарубежья становится Берлин – 1921 – 1923 гг., затем, вплоть до начала второй мировой войны,– Париж, с 1940 г.– Нью-Йорк.
Проблема свободного времени безработных в России. В России проблема безработицы сейчас стоит достаточно остро. Несмотря на огромные финансовые потоки, выделяемые на ликвидацию высокого уровня безработицы, которая возникла после мирового финансового кризиса, уровень данного показателя еще достаточно высок. Отдельную проблему составляет скрытая безработица, которая не значится в официальных отчетах, предлагаемых службами занятости. В российских реалиях, на мой взгляд, проблема реализации свободного времени безработного во многом определяется традиционным русским менталитетом, сформированном тысячелетием крестьянского труда. Во-первых, четко стоит ограничивать женскую и мужскую безработицу. Женская безработица практически не видна, поскольку россиянки, оставшиеся без работы , активно используют образовавшееся свободное время на ведение домашнего хозяйства, пассивный поиск работы, а также занятие с детьми и т.д. Т.е. фактически, безработная женщина активно занята бытовыми проблемами. Вторая группа российских безработных – мужчины, чье присутствие в ряд Вторая группа российских безработных – мужчины, чье присутствие в ряд Исследования в области свободного времени безработных в России позволят службам занятости формировать досуг безработных с целью поддержания их профессиональных навыков и умений, а также мотивирования на трудоустройство. Выводы. Таким образом, можно говорить, что проблема свободного времени безработных достаточно интересна и актуальна. Как показало проведенное исследование, социально-психологическое, моральное ощущение безработных часто оказывается лучшим, чем у их работающих соотечественников. В российских реалиях исследование проблем проведения свободного времени безработными позволит сформулировать основные предложения по созданию системы проведения досуга безработных с целью поддержания их профессиональных навыков и умений, а также мотивирования на трудоустройство. Безработные в США и Канаде тратят более чем в два раза больше времени на поиск новой работы, чем это делает безработный в Западной Европе и Восточной Европе, и в восемь раз больше времени, чем в скандинавских странах. Понимание изменчивости в работе и оценка времени поиска в разрезе отдельных стран крайне важно для понимания национальных различий, а также в уровне безработицы и продолжительности безработицы.
Проблема свободного времени безработных в России. В России проблема безработицы сейчас стоит достаточно остро. Несмотря на огромные финансовые потоки, выделяемые на ликвидацию высокого уровня безработицы, которая возникла после мирового финансового кризиса, уровень данного показателя еще достаточно высок. Отдельную проблему составляет скрытая безработица, которая не значится в официальных отчетах, предлагаемых службами занятости.
В российских реалиях, на мой взгляд, проблема реализации свободного времени безработного во многом определяется традиционным русским менталитетом, сформированном тысячелетием крестьянского труда. Во-первых, четко стоит ограничивать женскую и мужскую безработицу. Женская безработица практически не видна, поскольку россиянки, оставшиеся без работы , активно используют образовавшееся свободное время на ведение домашнего хозяйства, пассивный поиск работы, а также занятие с детьми и т.д. Т.е. фактически, безработная женщина активно занята бытовыми проблемами. Вторая группа российских безработных – мужчины, чье присутствие в ряд Исследования в области свободного времени безработных в России позволят службам занятости формировать досуг безработных с целью поддержания их профессиональных навыков и умений, а также мотивирования на трудоустройство. Для прозы 20–х годов характерно непосредственное обращение к воспроизведению исторических событий, широкое введение многообразных реалий эпохи. В художественно–стилистическом плане в произведениях этого периода происходит активизация условных, экспрессивных форм, возрождение традиций народнической литературы: пренебрежение к художественности, погружение в быт, бессюжетность, злоупотребление диалектизмами, просторечьем. Двумя наиболее значительными течениями в прозе 20–х годов были сказ и орнаментальная проза. Сказ – это такая форма организации художественного текста, которая сориентирована на иной тип мышления. Характер героя проявляется, прежде всего, в его манере говорить. Орнаментальная проза – стилевое явление. Которое связано с организацией прозаического текста по законам поэтического: сюжет как способ организации повествования уходит на второй план, наибольшее значение приобретают повторы образов, лейтмотивы, ритм, метафоры, ассоциации. Слово становится самоценным, обретает множество смысловых оттенков. Значительная часть романов и повестей, выходивших в свет в годы гражданской войны и вскоре после ее окончания, принадлежит перу писателей–модернистов . В 1921году вышел роман Ф.Сологуба «Заклинательница змей». Действие романа разворачивалась в рабочем поселке. Рассказывалась история духовной деградации фабрикантской семьи. Рядом, как олицетворение здоровых начал общества, изображались рабочие, ищущие справедливости. Один из персонажей романа, опытный революционер, рассуждал о классовых врагах пролетариата совсем в духе популярной частушки времен революции: «Ничего сами не производят, а объедаются рябчиками и ананасами…». Конфликт между фабрикантом и рабочими благополучно разрешался с помощью колдовских чар работницы Веры Карпуниной. В сконструированных коллизиях не остается места жизненным конфликтам, о них сообщается скороговоркой. Главное место в романе занимает утверждение идеи главенства мечты над жизнью. Жизнь сравнивается с великой пустыней и темным лесом. В жизни господствует «сладость и власть очарований», «ведущих к гибели, но и это и есть свершение мечты».
Особый вариант синтеза реализма и модернизма предстает в творчестве А.Ремизова, рассматривавшего жизнь как рок, царство дьявола, утверждавшего бессмысленность человеческого существования. Для писателя были характерны пессимистические представления о судьбах человека и человечества. В своих произведениях он проповедовал идею фатальной повторяемости человеческого бытия, его пульсаций от страха к надежде и от надежды к страху перед жизнью. Для его произведений характерно тяготение к стилизациям. Обращение к мотивам устного народного творчества, к легендарным и сказочным сюжетам («Посолонь», «Лимонарь», «Бова Королевич», «Тристан и Изольда» и др.) В «Слове о погибели русской земли» Ремизов изображает революцию как «обезьяний гик», как гибель близкой по духу старозаветной «Святой Руси». Как гибельный и несущий несчастья мир революции изображается и во «Взвихренной Руси». Оживление древнерусской литературы, обогащение писательского словаря, перенесение метафоричности на прозу, поиски новых лексических и синтаксических возможностей русского литературного языка – все это оказало заметное воздействие на орнаментальную прозу 20–х годов. Влияние А.Ремизова ощущается и в сложном по архитектонике и содержанию романе Б.Пильняка «Голый год» – первой крупной попытке освоить материал современности. В романе Пильняк обращается к уездной жизни, взбаламученной революцией. Здесь сталкиваются две правды – патриархальная, многовековая тишь российской провинции и народная стихия, сметающая устоявшийся порядок. Автор экспериментирует с художественными средствами, использует монтаж, сдвиг, мозаику, символику и т. д. Единой фабулы в романе нет – есть поток, вихрь, разорванная в клочья действительность. Критика отмечала, что Пильняк трактует революцию как бунт, как стихию, вырвавшуюся на волю и никем не управляемую. Образ метели – ключевой в его прозе (здесь писатель следует «Двенадцати» А. Блока). Он принимает революцию как неизбежность и историческую закономерность. Кровь, насилие, жертвы, разруха и распад – для него это неминуемая данность, прорыв долго сдерживаемой органической силы жизни, торжество инстинктов. Революция для Пильняка – явление прежде всего эстетическое (в нераздельном слиянии добра и зла, красоты и безобразия, жизни и смерти). Писатель радуется распаду, гротескно рисуя уходящий дворянский мир, он ждет, что из огненной, вихревой, метельной купели явится на свет иная, новая и в то же время корневая, изначальная Русь, порушенная Петром I. Он приветствует ее, сочувственно следя за действием «кожаных курток» (большевиков), которых считает «знамением времени»
Острые социальные конфликты и знаменательные перемены, происходящие в душах крестьян, составили основу произведений деревенской тематики. 20-е годы – время расцвета сатиры. Ее тематический диапазон был очень широк: от обличения внешних врагов государства до осмеяния бюрократизма в советских учреждениях, чванства, пошлости, мещанства. Группа писателей–сатириков работала в начале 20–х годов в редакции газеты «Гудок». На ее страницах печатались фельетоны М.Булгакова и Ю.Олеши, начинали свой путь И.Ильф и Е.Петров. Их романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» завоевали широчайшую популярность и продолжают пользоваться успехом в наши дни. История поисков спрятанных сокровищ дала авторам возможность вывести на страницах произведений целую галерею сатирических типов . В 20–е годы большой популярностью пользовались рассказы М.Зощенко. Повествование в произведении Зощенко чаще всего ведет рассказчик – самодовольный обыватель мещанин. В его творчестве преобладает пародийное начало, а комический эффект достигается глубокой иронией автора по отношению к рассказчику и персонажам. Начиная с середины 1920 годов Зощенко публикует «сентиментальные повести». У их истоков стоял рассказ «Коза»(1922). Затем появились повести «Аполлон и Тамара»(1923), «Люди»(1924), «Мудрость» (1924), «Страшная ночь»(1925), «О чем пел соловей» (1925), «Веселое приключение» (1926) и «Сирень цветет» (1929). В предисловии к ним Зощенко впервые открыто саркастически говорил о «планетарных заданиях», героическом пафосе и «высокой идеологии», которых от него ждут. В нарочито простецкой форме он ставил вопрос: с чего начинается гибель человеческого в человеке, что ее предрешает, и что способно ее предотвратить. Этот вопрос предстал в форме размышляющей интонации. Герои «сентиментальных повестей» продолжали развенчивать мнимо пассивное сознание. Эволюция Былинкина («О чем пел соловей»), который ходил в начале в новом городе «робко, оглядываясь по сторонам и волоча ноги», а, получив «прочное социальное положение, государственную службу и оклад по седьмому разряду плюс за нагрузку», превратился в деспота и хама, убеждала в том, что нравственная пассивность зощенского героя по–прежнему иллюзорна. Его активность выявляла себя в перерождении душевной структуры: в ней отчетливо проступали черты агрессивности. «Мне очень нравится, – писал Горький в 1926, – что герой рассказа Зощенко «О чем пел соловей» – бывший герой «Шинели», во всяком случае, близкий родственник Акакия, возбуждает мою ненависть благодаря умной иронии автора».
В российских реалиях, на мой взгляд, проблема реализации свободного времени безработного во многом определяется традиционным русским менталитетом, сформированном тысячелетием крестьянского труда. Во-первых, четко стоит ограничивать женскую и мужскую безработицу. Женская безработица практически не видна, поскольку россиянки, оставшиеся без работы , активно используют образовавшееся свободное время на ведение домашнего хозяйства, пассивный поиск работы, а также занятие с детьми и т.д. Т.е. фактически, безработная женщина активно занята бытовыми проблемами. Вторая группа российских безработных – мужчины, чье присутствие в ряд сийских безработных – мужчины, чье присутствие в ряд В самом начале 20-х годов в «большой» литературе появляется группа талантливых прозаиков и драматургов – И. Бабель, М. Булгаков, А. Веселый, М. Зощенко, Вс. Иванов, Б. Лавренев, Л. Леонов, А. Малышкин, Н. Никитин, Б. Пильняк, А. Фадеев, К. Федин, Д. Фурманов, М. Шолохов, И. Эренбург. Возвращаются к активному творчеству старые мастера – А. Белый, В. Вересаев, А. Грин, М. Пришвин, А. Серафимович, С. Сергеев-Ценский, А. Толстой, К. Тренев и другие. На произведениях прозы этих лет лежит тот же отпечаток революционного романтизма, отвлеченности, что и на стихах «кузнецов» или на поэме В. Маяковского «150.000.000». Эпоха гражданской войны и интервенции поставила писателей в совершенно необычные условия творчества. Мысль художников, казалось, не успевала следить за стремительным течением событий. Нужно было не позволить себе увлечься их чисто внешней стороной. «Мы слышим только топот ног революции, но не знаем ее сердца»,– говорил талантливый писатель-гуманист Александр Неверов про многочисленные «сверхреволюционные» произведения той поры. Отличительной чертой творчества Неверова и было стремление услышать это «сердце», понять глубинные сдвиги в характерах, склонностях, самой природе людей, менявшихся и перерождавшихся у него на глазах. Главная тема его произведений – это сохранение и рост лучших качеств человеческой души в жестоких испытаниях разрухи, голода, войны. Его повесть «Ташкент – город хлебный» (1923 г.) проникнута гуманизмом, который не звучит простым сочувствием или бессильными жалобами на жестокость времени, но активно растет, изменяется, приспосабливается к новым условиям и непреднамеренно, как бы сам собой, снова рождается в каждом эпизоде. Значительным литературным центром, объединившим талантливых советских писателей (безотносительно к их групповой принадлежности), был созданный в 1921 г. по инициативе В. И. Ленина литературно-художественный и общественно-политический журнал «Красная новь» под редакцией критика А. Воронского. В журнале широко печатались произведения М. Горького, Д. Фурманова, а также других крупных писателей и литературной молодежи. Таким образом, событий революции и гражданской войны с их непримиримыми идейно–политическими противоречиями, резкими переменами в судьбах людей определили тематическое и художественное своеобразие прозы 20-х годов, а также ее поиски новых форм и средств изображения действите