Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на рынке труда.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие социальных проектов и корпоративной социальной ответственности
1.2 Этапы и функции управления социальным проектом на предприятии
1.3 Основные подходы и методы управления социальными проектами в области КСО
Глава 2 Управление социальной ответственностью малых предприятий
Глава 3 Развитие социальной ответственности в ООО «Строительные технологии»
3.1 Характеристика компании ООО «Строительные технологии»
3.2 Анализ социальной стратегии компании
3.3 Разработка рекомендаций по повышению уровня социальной ответственности в компании
Основные черты экстремального проекта:[5]
1) требования к проекту могут измениться в одночасье;
2) проект требует использования новых технологий и новых методов, ранее никем не испытанных;
3) продолжительность проекта (в сравнении с обычной конструкцией) уменьшена наполовину;
4) в разгар работ заказчик проекта может внезапно решить, что он нуждается в ином исходе проекта;
5) среда, в которой есть проект реализуется, может быть охарактеризована как хаотичная, непредсказуемая, и случайным образом меняющаяся.
Эффективное управление проектом зависит от правильно выбранного подхода и грамотно выполненных этапов проекта, а также от команды и ее профессионального состава.
Глава 2 Управление социальной ответственностью малых предприятий
У российских предпринимателей пока нет четкого понимания того, какая модель социальной ответственности бизнеса для них наиболее приемлема.
Административный социальный бюджет — финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.
Корпоративный кодекс — это формальное изложение ценностей и принципов деловых отношений компаний, а иногда и ее поставщиков и бизнес-партнеров. В кодексе содержаться заявленные минимальные стандарты и поручительство компаний их соблюдать, а так же требовать соблюдения этих стандартов от своих поставщиков, подрядчиков, субподрядчиков и лицензиатов. Кодекс не является законом, поэтому носит обязательный характер только для тех, кто обязался их соблюдать.
Миссия социально ответственной компании — это официально сформулированная позиция компании в отношении своей социальной политики.
Приоритеты социальной политики компании — это зафиксированные в документальном виде основные направления реализации социальных программ компании.
Социальные программы — добровольно осуществляемая компанией деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда, поддержке местного сообщества, благотворительная деятельность и добросовестная деловая практика. При этом главным критерием является соответствие программ целям и стратегии развития бизнеса
Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системных характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.
Типы социальных программ:
- собственные программы компаний;
- программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;
- программы партнерства с некоммерческими организациями;
- программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;
- программы информационного сотрудничества со СМИ.
Управление корпоративными социальными программами — это непрерывно протекающий в компании процесс, который состоит из следующих этапов:
- Определение приоритетов социальной политики компании;
- Создание специальной структуры управления социальными программами;
- Проведение программ обучения в области социальной ответственности;
- Реализация социальных программ компании;
- Оценка и доведение до сведения заинтересованных сторон результатов социальных программ компании.
Добросовестная деловая практика — это направление социальных программ компании, которое имеет целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании.
Природоохранная деятельность и ресурсосбережение — это направление социальных программ компании, которое осуществляются по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду (программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок).
Развитие местного общества — это направление социальных программ компании, которое осуществляется на добровольной основе и призвано внести вклад в развитие местного общества (социальные программы и акции поддержки социально незащищенных слоев населения, оказание поддержки детству и юношеству, поддержка сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирование местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержка социально-значимых исследований и кампаний, участие в благотворительных акциях).
Развитие персонала — это направление социальных программ компании, которое проводится в рамках стратегии развития персонала, с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников (обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений).
Социально ответственная реструктуризация — это направление социальных программ компании, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего в интересах персонала компании.
Социально ответственное инвестирование — инвестирование, заключающееся не только в извлечении финансовых доходов, но и в реализации социальных целей, обычно путем инвестирования в компании, действующие с соблюдением этических норм.
Инструменты реализации социальных программ:
- Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь — форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций-получателей помощи и др.)
- Делегирование сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников
- Денежные гранты — форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Гранты — один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса
- Корпоративное спонсорство — предоставление компанией (корпорацией) различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы
- Корпоративный фонд — фонд, создаваемый компанией (корпорацией) в целях реализации ее социальной деятельности
- Социальные инвестиции — форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества
- Социально значимый маркетинг — форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании
- Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах
В научных трудах российских и зарубежных ученых нет однозначного понимания содержания социальных стратегий (стратегий социального развития предприятий). Одни исследователи (Богачев В.Ф., Бузановский С.С., Рогов С.В.) соотносят социальную сферу деятельности предприятия только с областью кадровой работы, выделяя следующие направления:
- Подбор кадров, наем персонала, увольнение, профессиональная ориентация, оценка кадров и т.п.
- Обучение кадров (подготовка и переподготовка, повышение квалификации и т.п.)
- Расстановка кадров (работа с резервом кадров, аттестация, ротация и т.п.)
- Использование кадров (организация труда, системы материального и морального стимулирования, социально-психологический климат в коллективе и т.п.)
Другого мнения придерживаются словацкие специалисты[6] в области стратегического планирования, считающие, что вопросы социальной ответственности – составная часть стратегии организации, которые решаются при разработке стратегии социально-экономического развития персонала, включая:
- Цели, предполагаемые условия и основные направления долгосрочной кадровой и социальной политики предприятия и ее ожидаемое воздействие на численность персонала, их профессиональную и квалификационную структуру.
- Порядок решения количественных и качественных задач кадровой политики, обусловленных необходимостью удовлетворить потребности в трудовых ресурсах для достижения целей компании.
- Организационное, социально-экономическое и ресурсное обеспечение необходимого уровня стабильности кадров, развития системы воспитания, повышения и изменения квалификации, материальной заинтересованности.
- Содержание и способы совершенствования организации труда.
- Объем и формы использования профессиональной квалификации персонала вне предприятия (сотрудничество с вузами, проектными организациями и пр.)
Развернутое понимание социальной стратегии предприятия отражено в совокупности ее компонентов:
- Совершенствование социальной производственной структуры персонала:
- Анализ социально-производственной структуры персонала.
- Выработка основных направлений действий в области социальной деятельности с учетом целей и планируемых результатов.
- Определение конкретных задач работы с группами сотрудников: женщины, молодежь, рабочие, служащие и т.д.
- Улучшение условий труда, укрепление здоровья работающих.
- Улучшение жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и их семей.
- Социальные программы (для решения приоритетных задач социального развития предприятия)
- Социальная защищенность (социальный пакет), используемый в практике российских и зарубежных предприятий, выполняющий функцию социального стабилизатора в условиях социальных угроз, исходящих из внешней среды. Социальная защищенность обычно предполагает дополнительные выплаты, пенсии, льготы, товары для работников и др.
В наше время выделение социальной стратегии развития предприятия является необходимостью. Ни центральные, ни региональные органы государственного управления не могут предоставить гражданам необходимый набор товаров и услуг, обеспечивающий нормальный уровень их жизнедеятельности. В таких условиях компании обязаны уделять больше внимания решению социальных вопросов, компенсируя недоработки в этой области со стороны государства.
Рисунок 7 – Содержание стратегии социального развития предприятия
Как уже говорилось, специфика деятельности современных предприятий заключается в том, что они работают в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики, поэтому социальная ответственность и социальная стратегия развития предприятия приобреает роль одной из основных, задача которой – выявить и удовлетворить потребности разных групп социума. Поэтому целесообразно проводить не только анализ социального развития предприятия, но и мониторинг воздействия внешних социальных факторов. К тому же, учитывая зарубежный опыт по участию предприятий малого бизнеса в решении социальных проблем персонала и общества необходимо выявить уровни социальных стратегий, которые могут быть реализованы предприятием под давлением законов. Например, это касается вопросов оплаты труда и производственных условий, оговариваемых в трудовых контрактах. Особенно актуальны такие проекты социальных нормативов на предприятиях после принятия законов на российском и региональном уровнях. Например, на федеральном уровне в России разработан проект «Концпепции развития системы социального партнерства в РФ», Свердловской областной думой был принят и действует областной закон «О социальном партнерстве»
Непосредственно процесс разработки социальной стратегии состоит из нескольких этапов:
- Определение существующего уровня социального развития организации.
- расчет интегрального показателя по всем направлениям социального развития,
- сопоставление полученного значения с нормативным,
- определение степени отклонения от рекомендуемого значения.
- Составление списка приоритетных социальных проблем на основе значений отклонения социальных показателей развития предприятия. При этом оценивается целесообразность проведения мероприятий с точки зрения экономической эффективности и соответствия корпоративной стратегии предприятия.
- Сопоставление расчетных социальных показателей предприятия с аналогичными показателями других организаций с целью прогнозирования миграции работников.
- Выявление социальных потребностей персонала путем анкетирования (такими потребностями могут быть улучшение жилищных условий, получение кредита на строительство, оплата обучения детей, путевок в лагерь или санаторий и пр.).