Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на рынке труда.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие социальных проектов и корпоративной социальной ответственности
1.2 Этапы и функции управления социальным проектом на предприятии
1.3 Основные подходы и методы управления социальными проектами в области КСО
Глава 2 Управление социальной ответственностью малых предприятий
Глава 3 Развитие социальной ответственности в ООО «Строительные технологии»
3.1 Характеристика компании ООО «Строительные технологии»
3.2 Анализ социальной стратегии компании
3.3 Разработка рекомендаций по повышению уровня социальной ответственности в компании
ООО «Строительные технологии» на протяжении многих лет поддерживает программы в области спонсорства и благотворительности. Финансовая и организационная поддержка социальных и культурных проектов, а также благотворительные пожертвования в пользу общественных организаций, медицинских и детских учреждений составляет часть деятельности в сфере социальной ответственности. Например: в марте 2010 г. прошли спортивные состязания по двум видам спорта. Победители получили подарки от компании ООО «Строительные технологии»
Организация информирует общество о своей деятельности в этой области и применяет четкие и прозрачные корпоративные критерии и процедуры оценки и отбора проектов и обращений. Для этих целей создана Комиссия по благотворительности и спонсорской помощи. Комиссия определяет основные направления деятельности в этой области и занимается работой с обращениями граждан и организаций, принимает решения по поводу оказания помощи и поддержки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность данной организации соответствует принципам социальной ответственности.
3.3 Разработка рекомендаций по повышению уровня социальной ответственности в компании
Для реализации социальной ответственности на предприятии необходимо составить программу управления, и оценить следующие социальные показатели:
- Влияние социальных факторов на группы рисков (финансовые, экономические и управленческие);
- Понятие и условия эффективности программы;
- Основы построения эффективной программы.
Предприятие должно проявлять ответственность в трех областях - финансы, влияние их деятельности на общество и окружающую среду, воздействие на экологию.
Необходимо создать систему социальной ответственности, позволяющую следить за быстрыми изменениями отношений предприятия и состоящую (в первом приближении) из элементов таких как: стандартов социальной ответственности; отчетности и оценки социальной ответственности (рисунок 9).
Вторым элементом системы, следящей за социальной ответственности, должна быть отчетность. Необходимо установить предварительную схему, нацеленную на то, чтобы сделать отчеты по социальным вопросам такими же привычными составными частями деловой практики, как ежегодные финансовые отчеты. Сегодня нет ясной формулы, позволяющей описать взаимосвязи между тремя составляющими устойчивости предприятия - экологической, социальной и экономической, которая была бы пригодна для прогнозирования возможных последствий его деятельности, сбалансирования противоречащих друг другу задач, учета интересов общества.
Социально-экономические задачи предприятия
Экономические
Получение прибыли
Повышение качества продукции, оказываемых услуг
Эффективное использование материальных, финансовых, трудовых ресурсов
Снижение себестоимости выпускаемой продукции, работ, которые оказываются
Социальные
Развитие социальной сферы
Обеспечение достойного уровня заработной платы
Современный уровень условий труда работников
Правовая защищенность
Предоставление возможости самореализации работников
Смешанные
Обеспечение населения товарами и услугами
Эффективное управление персоналом
Достойный уровень охраны труда
Беспрерывное повышение квалификации персонала
Создание и реорганизация рабочих мест
Мотивация труда работников
Повышение социально-экономического уровня развития предприятия
Рисунок 9 - Задачи предприятия, влияющие на уровень его социального экономического развития
В отчетности по социальной ответственности целесообразно, на наш взгляд, заложить более широкий подход к проблеме, устанавливающий не только то, как организация должна управлять своей отчетностью, но и зачем. Вместо абстрактного рассмотрения проблемы устойчивости предприятия путем ссылок общего характера на экологические, социальные и экономические аспекты, надо дать четкие определения каждого из них.
Проведя анализ достижения уровней корпоративной социальной ответственности на ООО «Строительные технологии», можно сделать вывод, что необходимо разработать социальную программу, которая будет включать в себя те элементы уровней ответственности предприятия, которые отсутствуют.
Развитие социальной сферы подразумевает под собой поддержку предприятием сферы образования и медицины, молодежи, пенсионеров. Чтобы выполнить третий уровень корпоративной ответственности предприятию необходимо заниматься благотворительной деятельностью. ООО «Строительные технологии» можно взять на поруки детский садик г.Москвы «Родничок». Во-первых это повысит имидж предприятия, во-вторых дети работников предприятия будут пользоваться преимуществом при приеме в детский садик.
При формировании корпоративной социальной ответственности также необходимо рассмотреть коллективный договор. Проанализировав коллективный договор ООО «Строительные технологии» можно сказать, что в целом договор отвечает требованиям, предъявленным ТК РФ. Однако хотелось бы внести следующие предложения.
1. Необходимо установить иные (по сравнению с действующим законодательством более льготные) условия и порядок выплаты пособия по безработице за счет собственных средств или доплаты к пособию по безработице, выплачиваемому органами службы занятости.
2. Обеспечить стипендиями своих работников в период их переобучения, получения новой профессии (специальности).
3. Включить в коллективный договор мероприятия, позволяющие подготовиться к случаю массового высвобождения с организации. При этом стороны должны договориться о критериях массового высвобождения, используя Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", где эти критерии не определены, но в условиях такого высвобождения закон предоставляет представителям работников право вносить предложения по приостановке такого высвобождения или его поэтапного проведения.
4. Создать в организации общественный фонд солидарности для оказания помощи лицам, потерявшим работу, выделить на этот счет средства из профбюджета, не снимать с профсоюзного учета высвобождаемых работников вплоть до трудоустройства с тем, чтобы они могли пользоваться социальными льготами коллектива;
5. В коллективном договоре следует уделить внимания проблемам молодежи. Большинство молодых людей пока еще не вовлечены в колдоговорную кампанию, так как не видят в коллективном договоре документ, отражающий его собственные проблемы, где отражены в основном социальные льготы для ветеранов производства, но нет заботы о подрастающем поколении.
6. Для стимулирования труда работников в коллективном договоре необходимо предусмотреть повышение должностных окладов не реже одного раза в шесть месяцев.
По результатам анализа недостатков сложившейся практики социального инвестирования можно сделать несколько рекомендаций.
Во-первых, компании следует обратить пристальное внимание на меры, касающиеся учета и контроля финансовых средств, направляемых на социальные программы. Построение компаниями собственной базы данных будет полезно не только им самим, но и обществу, которое сможет следить за позитивными сдвигами в социальной политике бизнеса.
Во-вторых, необходима активизация усилий по «точечному» поиску конкретных направлений и механизмов осуществления социальных инвестиций, которые дают наибольший социальный и экономический эффект.
В-третьих, не следует слишком сильно диверсифицировать финансовые потоки в разрезе разных видов социальных мероприятий.
Исходя из сказанного, можно предположить, что в ближайшие годы величина качественного индекса социальных инвестиций будет возрастать, и это будет происходить в основном за счет группы учетно-статистических признаков. Имеющиеся внутренние инструменты и механизмы позволят повышать их информационную открытость. В компании существуют управленческие процедуры, формирующие систему управления социальными инвестициями и позволяющие осуществлять сбор, анализ и раскрытие информации о социальной деятельности компаний.
Социальные программы способствуют созданию имиджа и повышению репутации бизнеса и, таким образом, являются долгосрочными вложениями в нематериальные активы компании. Основные проблемы компании касаются поиска оптимального механизма раскрытия информации (например, подготовки корпоративного социального отчета в соответствии с международными стандартами), выбора компанией основных целей социальной политики и оценки всех рисков и выгод выбранной степени информационной открытости для компании, государства и общества.
Заключение
В настоящее время отсутствует теоретико-методологическая база социальной ответственности хозяйствующих субъектов, которая позволила бы адекватно проанализировать процессы её формирования и функционирования, оценить роль менеджмента организаций в этих процессах. Не разработанность концепции социальной ответственности не дает возможности оценить реальное влияние факторов, её формирующих и способствующих её повышению.
Проблема повышения социальной ответственности заключается в преодолении противоречия между потребностями организации и ожидаемым обществом социально-значимым поведением организаций. Решению проблемы способствуют знания и использование механизмов его формирования, в числе которых ведущее место занимает социальная ответственность как необходимый атрибут системы управления.
В связи с необходимостью повышения социальной ответственности, субъектам управления современными организациями важно учитывать, что требования общества к организациям становятся всё более персонифицированным. Поэтому возникают проблемы определения степени социальной ответственности организаций перед обществом в целом, обслуживаемым населением и своими работниками, и разработки концепции социальной ответственности по отношению ко всем заинтересованным группам.
Сбалансированная и результативная социальная ответственность компаний по нескольким направлениям снижает предпринимательские риски, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию предпринимателей компаний и бизнес - сообщества в целом.
Предприятия малого бизнеса должны направлять часть своих ресурсов и усилий на пользу местных сообществ, в которых функционируют предприятие и его подразделения, и общества в целом. Расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к фирме. Это должно вести к повышению лояльности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства государства и общему улучшению состояния общества. Организации должны анализировать собственные прямые действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере.
Социальные инвестиции компании, осуществляемые путем реализации внутренних и внешних социальных программ, заняли достаточно прочное место в корпоративной стратегии и становятся частью каждодневной управленческой практики ООО «Строительные технологии». При этом внутренние социальные программы, направленные, прежде всего, на своих работников, являются приоритетным направлением социальных расходов.
Вместе с тем отсутствие четких позиций, запросов и демонстрируемых выгод для ООО «Строительные технологии» со стороны общественных институтов тормозят мотивацию компании к информационной открытости. А отсутствие внятных формализованных механизмов взаимоотношения государства и бизнеса создают дополнительные трудности на этом пути.
Библиография
- Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 96 с.
- Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. – М.: Высшая школа менеджмента, 2010. – 272 с.
- Борисенко Е.Н. Социальная ответственность малого предпринимательства. – М.: Клистар, 2007. – 96 с.
- Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 216 с.
- Лапина Н., Чирикова А. Социальная политика бизнеса в российских условиях. – М.: ИНИОН РАН, 2005. – 212 с.
- Титова С.В. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности. – СПб.: Питер, 2009. – 176 с.
- Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность. – СПб.: Справочники Петербурга, 2006. – 104 с.
- Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. - М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 2009. - 224 с.
- Андрунакиевич, А.Н. Социальная ответственность бизнеса: теория и российская практика. Государственное управление / А.Н. Андрунакиевич // Электронный вестник. – 2008. - № 15.
- Бородина Н.С., Чижова Е.Е., Полева И.В., Андреева О.Б. Основы предпринимательской деятельности. Часть I. Учебное пособие - Кострома: КГТУ, 2005.- 84 с.
- Братющенко С.В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. с.166-178.
- Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка // Учебное пособие. - М: 2006. - 399с.
- Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 700с.
- Гибадуллин Р.В. Социальные функции предпринимательского слоя // Социальная политика и социология. М., 1999. №2. С.58 – 67.
- Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний/С.В. Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева; Под ред. М.И. Либоракиной. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. – 136 с.
- Зарубина Н.Н. Без протестантской этики: проблема социокультурной легитимизации предпринимательства в модернизирующихся обществах // Вопросы философии. М., 2001. №10. С. 34 – 65.
- Корпоративная социальная ответственность в современной России: теория и практика/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2005. - № 26 – 278с.
- Малинин Е.Д. Социальная ответственность предпринимателей и экономические реформы в России // ЭКО. 2000. №10. С.177-187.