Файл: Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики через практикоориентированные задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МАСТЕР-КЛАСС

ПО ТЕМЕ:

«Развитие функциональной грамотности учащихся

на уроках математики

через практико-ориентированные задания»

Подготовила: учитель математики МБОУ СОШ №2 г.о. Реутов

Кузьмина Наталья Александровна

2021-2022 учебный год

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

Один из самых важных и сложных вопросов математики это «Развитие функциональной грамотности учащихся». Сейчас об том много говорят. Функциональная грамотность – это модное новое слово. Но на самом деле- это ключевые умения, которые позволяют решать нерафинированные задачи, а наоборот, использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые возникают из практики, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни. К сожалению, в учебниках, математики предлагается большое количество технических упражнений, а задач практического содержания очень мало, а ведь практические задачи более сложные и трудоемкие.

Хочется продолжить выступление словами ученого математика Н. И. Лобачевского: « Математике должно учить еще с той целью в школе, чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».

Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять математические расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий,
составлять несложные алгоритмы и др.

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применять знания в реальных ситуациях.

В ОГЭ, ЕГЭ и ВПР включены практико-ориентированные задания.

Поэтому в настоящее время важно не только заучивание и знание теории, а способность применять знания на практике. Реализовать данное требование ФГОС на уроках математики помогают практико-ориентированные задачи.

В качестве источника практико-ориентированных задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях TIMSS и в контрольно-измерительных материалах для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы.

Практико-ориентированная задача позволяет обучать школьников решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний.

Практико–ориентированная задача повышает интерес к предмету, способствует развитию любознательности и творческой активности.

При решении таких задач дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выводы – одним словом, действуют.

Однако, ни один учебник не может раскрыть всё многообразие связей школьного курса с производительным трудом, поэтому приходится дополнять предлагаемые в учебнике системы упражнений составленными задачами. Большое значение имеет привлечение школьников к отыскиванию примеров применения знаний, полученных на уроках, в жизненных явлениях.

«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому нужно учить в школе. Преодолевать трудности, выходить за границу собственных знаний – эти испытания воли, духа, ума в конечном итоге непременно подготовят учеников к большим испытаниям в большой жизни. И поэтому, сегодня урок– это время, когда дети сами ищут, спорят, сопоставляют, обобщают, делают выводы - одним словом, активно действуют.



Решение практико-ориентированных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели:

- Научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни.

- Доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился.

- Готовиться к сдаче ОГЭ и к Единому Государственному Экзамену, в который входят практико-ориентированные задачи.

Практико-ориентированные задачи способствуют:

- Повышению качества математической подготовки учащихся;

- Пониманию использования математики во всех видах деятельности человека;

- Созданию предпосылок для творческой деятельности учащихся.

Конечно, все задачи практического содержания не рассмотришь на уроке и в программах нет отдельной темы по решению прикладных задач. И тогда задумываешься о том, зачем и чему мы учим детей? 

Мы столкнулись с проблемой необходимости включения и составления практико-ориентированных задач и определения их места на уроках математики.

И сегодня мы представлем вашему вниманию несколько приёмов решений практико-ориентированных задач нового типа на различных этапах и типов уроков.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять от 5 – 10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях. Устный счет стараюсь проводить на каждом уроке. Устный счет я провожу по разному: по карточкам - продолжите вычисления, закончите фразу, под диктовку учителя и т.д.

Пример (5 класс).

1.Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?

Здесь ученик должен прочитать грамотно, внимательно, понять , что ему дано и что надо найти, ответить на поставленный вопрос. Так, напр., с 10 утра до 10 вечера – это 12 часов.

2.Вдоль дороги (по прямой) через каждые 2 метра высажено дерево, всего посадили 120 деревьев, найдите длину зеленого ограждения.

Комментарий. Большинство учащихся мгновенно дает ответ 240 метров. Однако, это неправильный ответ.


Решение. Построим простую геометрическую модель. Обратим внимание: точек – три, а отрезков – два. Построим аналогичные геометрические модели из трех, четырех точек. Замечаем, что количество точек на одну больше, чем отрезков, соединяющих соседние точки. По условию деревьев – 120 шт, отрезков между соседними деревьями - 119. Длина зеленой изгороди 2*119=238 м. Ответ: 238 м длина зеленой изгороди.

3. Братья пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? Ответ: 11 чурбачков.
Пример (6 класс).

  1. Спидометр на велосипеде у Саши показывает 250, однако не уточняет единицу измерения. В чем измеряется скорость на спидометре Сашиного велосипеда?

Выберите подходящий момент и обоснуйте.

  1. м/с 2) км/ч 3) м/мин 4) км/мин

  1. Перевод 10 м/с в … км/ч и наоборот Пример (7 класс-ВПР задания №5)

  2. При закреплении темы "Обозначение десятичных дробей" ученикам предлагается таблица:




19,2

4,5

2,5

2,2

3,3

3,9

00,35

00,23

00,44

00,3

00,46

00,27

26,4

4,7

3,4

41,7

20,9

32,1

00,031

00,402

00,37

00,45

4,89

4,3

2,1

3,8

2,8

2,4

3,6

2,09



Даются задания:

1) Назови и покажи числа в возрастающем порядке.

2) Назови и покажи числа в убывающем порядке.

3) Увеличь на 0,1 числа первой строчки (назови последующее).

4) Уменьши на 0,1 числа второй строчки (назови предыдущее).

5) Покажи числа, в которых сумма цифр в разряде десятых и единиц равна

6) Найди числа, в которых 7 (5, 8, 9) сотых.


7) Найди числа, в которых 4 (2, 3) десятых

8) Найди числа, в которых количество единиц на 2 (на 3, на 4) больше количества десятых.

9) Найди числа, в которых количество единиц равно количеству десятых.

10) Найди числа, в которых количество единиц десятых меньше количества сотых и т.д.

  1. Работу можно проводить в виде соревнования: "Кто быстрее?", "Какой ряд сделает меньше ошибок?"

Эту же таблицу можно использовать и на последующих уроках с заданиями:

1) Увеличь числа второй строчки на 3.

2) Прибавь 2 к числам третьей строчки.

3) Увеличь числа четвертой строчки на 1 десяток.

4) Вычти 1 из чисел пятой строчки.

5) Прибавь 0,2 к числам первого столбика.

6) Вычти 0,2 из чисел второго столбика

7) Сложи числа первой и второй строчки, запиши ответы.

8) Из чисел третьей строчки вычти числа пятой строчки.

9) Дополни числа четвертой строчки до ближайшего круглого числа.

В практике распространены таблицы с использованием математических терминов


слагаемое

2,3

4,4

8,1




3,6

7,2




слагаемое




0,6




7

4




5,2

сумма

3




9,7

7,5




8,3

6




уменьшаемое

5,7

8,9




7,6

2,9




4,8

вычитаемое

4,2




5

3




7




разность




8,2

3,2




2,4

6,1

4,3