Файл: Управление инновационным проектом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы связана с тем, что экономика России нуждается в структурной перестройке, ориентированной на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высоко­технологичных производств в противовес материало- и энерго­емким производствам, создании условий для неп­рерывного обновления технологий и продукции, росте образовательного уровня населения и совершенствования уп­равления путем нововведений (инноваций), основанных на но­вейших научных знаниях.

Необходимость активизации инновационной деятель­ности в России связана с созданием условий для повышения восприимчивости эко­номики к инновациям, развития инновационного предприни­мательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники.

Инновационные процессы, их воплощение в разработке новых товаров, услуг и технике является основой экономического развития предприятия в условиях жесткой конкуренции.

Достижения научно-технического прогресса определяют облик современной цивилизации, при этом стратегическое преимущество высокоразвитых стран достигается главным образом за счет использования знаний в качестве основного ресурса развития. Технологии шестого технологического уклада: наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, нанобиология, наносистемная техника, биотехнологии, информационные технологии, когнитивные науки, социогуманитарные науки станут основными источниками роста и повышения конкурентоспособности производств, отраслей и государств. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

К настоящему времени по инновации накоплен огромный список работ, преимущественно зарубежных авторов. Изучением инноваций занимались различные ученые, в основном зарубежные (И.Шумпетер, Н.Мончев, И.Перлакн, В.Д.Харгман, Э.Мэнсфилд, Р.Фостер, Б.Твист, Э.Роджер, ЛБодачек, О.Водачкова, Б.В.Сазонов и др.).

Объектом изучения данной работы являются методы управления инновационными проектами.

Предметом исследования является метод управления инновационным проектом ООО «ПСК «Перспектива».


Целью данной работы является изучение направления повышения эффективности управления инновационным проектом.

Задачи, поставленные в данной работе:

- изучить методы управления инновационным проектом, их понятие, виды;

- провести анализ методов управления инновационным проектом ООО «ПСК «Перспектива»;

- выработать направления повышения эффективности управления инновационным проектом ООО «ПСК «Перспектива».

Методологическую основу исследования в данной работе составляют теории и концепции по проблемам инновационного проектирования и ее государственного регулирования, разработанные различными школами и направлениями отечественной и зарубежной экономической науки.

При выполнении работы использованы методы экономического анализа, сравнения и описания.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Аньшин В.М., Антонец В.Л., Барышева А.В., Евграфова И.Ю., С.Д. Ильенкова, П.Н. Завлин, Красникова Е.О., Мухамедьяров А.М., Нечаева Н.В., Оголевой Л.Н., Фатхутдинов Р.А.

1 Методы управления инновационным проектом: понятие, виды

1.1 Понятие инновационного проекта

Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и средств их достижения. Он представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации. Он должен обеспечить эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет громадное разнообразие видов инновационных проектов. Общепринятой их классификации не существует. Инновационные проекты часто классифицируют по таким признакам, как период реализации проекта, характер целей проекта, вид удовлетворяемой потребности, тип инновации, уровень принимаемых решений и масштабность решаемых задач.

Классификация инновационных проектов в соответствии с выделенными признаками приведена в таблице 1.1.


Принадлежность инновационного проекта к тому или иному виду определяет его специфическое содержание и использование особых методов формирования и управления проектом.

Содержание инновационного проекта можно разделить по трем стадиям:

- по стадиям инновационной деятельности;

- по процессу формирования и реализации;

- по элементам организации.

С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности инновационный проект включает в себя НИР, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия.

Таблица 1.1. Классификация инновационных проектов

В основе содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени, в котором можно выделить следующие этапы: формирование инновационной идеи (замысла); разработка проекта; реализация проекта; завершение проекта.

1.2 Процесс управления инновационным проектом

Процесс управления инновационным проектом включает все основные его этапы, начиная с научно-исследовательских работ (НИР) и заканчивая освоением (коммерциализацией) на рынке. Этот процесс начинается практически с момента создания интеллектуального продукта (новшества), из которого еще надо создать инновацию, пройдя длительный путь: разработки, проектирования, защиты интеллектуальной собственности, технико-экономического обоснования проекта, бизнес- планирования, поиска ресурсов: финансовых, материальных, людских, временных, затем поиска инвестора и заключения с ним соглашения о сотрудничестве. Далее необходимо обеспечение проведения всех этапов маркетинга, подготовка производства, выпуск и сбыт продукции, организация сети сбытовых и обслуживающих организаций, организация контроля финансовых потоков, управление социальными процессами, управление рисками и многое другое. Временной интервал инновационного проекта обычно ограничивается годом после срока окупаемости инвестиций, в то время как длительность жизненного цикла инновации существенно дольше.


В связи со сложностью и многообразием видов работ в процессе создания инновации предъявляются и высокие требования к квалификации инновационных менеджеров, которые должны обладать знаниями и умениями при оптимизации всех имеющихся и привлечении необходимых дополнительных ресурсов для успешного проведения всех этапов инновационного процесса. Таких специалистов иногда называют "системщиками", т.е. работниками, обладающими системными знаниями, многосторонними знаниями о проекте (в данном случае система - это проект).

Инновационный менеджер - возможно, самая высокая квалификация менеджера вообще, так как ни одна специализация в менеджменте не требует такого объема знаний и практических навыков: инновационный менеджер кроме традиционных знаний по экономике, а также по всем функциональным разделам менеджмента должен обладать основами инженерных, технических знаний в той отрасли, где осуществляется производство инновации, обладать знаниями основ патентования, защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности. Следует подчеркнуть особые сложность и ответственность управления по стадиям инновационного процесса в связи с огромными вероятными рисками, сопровождающими этот процесс.

Здесь уместно рассмотреть два понятия - два метода управления бизнес-процессами: инжиниринг и реинжиниринг. Инжиниринг - это рационализация, т.е. улучшение, усовершенствование какого-либо процесса (использование улучшающих инноваций). Инжиниринг приводит к незначительным повышениям эффективности показателей деятельности: на 10_ 50%. Реинжиниринг - это использование радикальных инноваций, приводящее к повышению эффективности экономических показателей на десятки и сотни процентов. Инновационный менеджер должен использовать оба этих метода в своей деятельности: стратегия действий основывается на реинжиниринге, а тактика повседневной деятельности - инжиниринг.

Весь инновационный проект можно подразделить на три крупные части (стадии):

1) проектная;

2) производственная;

3) коммерциализация.

Каждая из стадий инновационного процесса обладает своей спецификой управления.

Рассмотрим их последовательно.

Проектная стадия включает научные исследования (фундаментальные и прикладные) и опытно-конструкторские работы. Итоговым результатом этой стадии является комплект рабочей конструкторской документации (РКД), включающий графическую (чертежи) и текстовую (ТУ и РЭ) части. Кроме того, важнейшими приложениями к РКД служат опытный образец и протокол его испытаний, обычно согласуемый с заказчиком проекта (если такой имеется) или специальной службой надзора (как, например, в здравоохранении или в энергетике).


Управление на проектной стадии требует от менеджера эрудиции в сфере науки, способности ориентироваться в современных методах исследований, знать основные нормативные документы, стандарты, используемые при проектировании, инфраструктуру контроля, надзора и утверждения документации, регистрации технических условий. При этом менеджер должен вовремя оказать содействие разработчикам в подготовке заявок на объекты интеллектуальной собственности.

В этот же период, как мы помним, необходимы первые усилия по маркетингу, причем здесь у менеджера особая ответственность перед будущим производством: на какие объемы продукции он сможет договориться с потенциальными потребителями, такими и станут объемы закупаемого сырья, материалов, комплектующих, оборудования и т.д. А ведь на этой стадии необходимо уговорить потребителей практически "втемную", так как реализуемая в будущем продукция может существенно отличаться от опытных образцов, а реклама товара еще практически отсутствует. Поэтому эта стадия маркетинга связана с особо крупным риском. Для снижения такого риска организация-производитель обычно интегрируется с организацией-потребителем, формируя элементарный кластер. А снижение риска поставок сырья, материалов и прочего для производственного процесса, как известно, можно достигнуть, формируя кластеры с организациями-поставщиками.

Особое место занимает управление персоналом. В связи с тем, что на проектной стадии кадровый состав представляют в основном высококвалифицированные работники, а нередко и выдающиеся личности, ученые, методы управления ими должны быть нестандартными, а построение организационной структуры - близким к эдхократическому, т.е. когда на первое место выходят не должностные отличия, а профессиональные качества, знания, квалификация (в следующей главе об этом будет сказано более подробно).

Производственная стадия управления начинается с технологической подготовки производства и заканчивается подготовкой продукции к сбыту. Технологическая подготовка производства (ТПП) - этап, от которого зависит состояние всего будущего производства, его можно сравнить с подготовкой армии к решающему сражению. В период ТПП разрабатывается технологический процесс (ТП) производства, определяющий каждую операцию, оборудование, исполнителей, трудозатраты, сетевой график работ с определением критического пути, план осуществления коммуникаций, контроль качества изделий, план поставок и план сбыта. Для проверки правильности разработки ТП первоначально запускают контрольную партию продукции, после чего либо корректируют ТП или РКД, либо, если нет замечаний, начинают производственный процесс продукции.