Файл: Основные функции в системе менеджмента (Сущность и характеристика функций управления).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Определение и место функций управления в системе менеджмента
2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПОЛИСЕРВИС»
2.1 Характеристика предприятия
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ПОЛИСЕРВИС»
ВВЕДЕНИЕ
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Процесс управления (менеджмент) имеет пять основных взаимосвязанных функций: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.
Объектом изучения в данной работе выступает ООО «Полисервис».
Целью данной работы является рассмотрение функций управления и их особенностей, изучение применения функций менеджмента в фирме ООО «Полисервис».
Задачи поставленные в данной работе следующие:
- определить место функций управления в системе менеджмента;
- рассмотреть функции менеджмента и их особенности;
- показать практическое применение функций управления на примере конкретной организации;
- дать рекомендации фирме по совершенствованию функций управления на основе анализа существующей практики.
В данной работе будет рассмотрена деятельность фирмы ООО «Полисервис». На основе анализа деятельности сотрудников организации будет показано применение функций менеджмента в организации.
В работе использованы источники следующих авторов: Воробьев Л.А., Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А., Кабушкин Н.И., Румянцевой З.П., Соломатина П.А., Лукашевича В.В., Астаховой Н.И., Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Саймон Г., Фахутдинов Р.А., Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н., Чумиков А., Янчевский В.Г.
1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Определение и место функций управления в системе менеджмента
Когда мы говорим о том, что какое-то предприятие функционирует, то имеем в виду, что люди на этом предприятии совершают определенные действия. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресурсы, необходимые для выполнения этого плана. По мере продвижения мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Следовательно, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции управления.
Функции управления как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит» менеджерам о том, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.[6, с.211]
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, "говорит" менеджерам, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функции мотивации и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.
Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект.
Существует несколько подходов к классификации функций управления. Можно выделить 10 основных функций менеджмента [1, с 56]:
1. Постановка целей и задач.
2. Анализ.
3. Прогнозирование.
4. Планирование.
5. Принятие решений.
6. Мотивация труда.
7. Организация и руководство.
8. Регулирование и разрешение конфликтов.
9. Контроль, учет и мониторинг.
10. Организационная культура.
Согласно модели А.Файоля функциями менеджмента (управления) являются следующие: планирование, организация, руководство, координирование, контроль.
Важнее всего рассмотреть планирование, организацию, мотивацию и контроль.[5, с.121]
Каждая из этих функций менеджмента жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Таким образом, функции управления занимают центральное место в системе менеджмента, являясь основным компонентом процесса управления. Функции управления — это конкретный вид управленческой деятельности который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Изучение и понимание функций управления необходимо менеджеру современной организации для постоянного совершенствования навыков менеджмента, что будет способствовать эффективности деятельности организации.
Характеристика функций управления
Функция планирования
Управление предприятием должно базироваться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показывают нас в будущем), являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры.
Планирование — это один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Это непрерывный процесс (одна из стадий процесса управления) изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов.[5, с.122]
Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики фирмы представляются, как правило, в виде ведущего образа фирмы. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику (принципы взаимоотношений с различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные права.
Конкретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:
- текущий анализ конкурентоспособности (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);
- разработку стратегии конкурентоспособности товара, его особой позиции;
- претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности товара —, проведение инновационного менеджмента..
Результатом планирования как функции менеджмента может быть положительный образ фирмы.
Таким образом, под планированием деятельности предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия. По существу, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться, т.е. в процессе планирования предполагается получить ответ на три следующих вопроса:[7, с.165]
1. Каково наше сегодняшнее реальное положение?
2. Какой путь следует избрать для достижения целей фирмы?
3. Посредством каких методов и ресурсов можно достигнуть поставленной цели?
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления своей общей деятельностью, но в ее рамках отдельные менеджеры для достижения конкретных целей и задач организации применяют различные методы. Таким образом, составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.
Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) — это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.[6, с. 130]
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, например, есть три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать свою деятельность с остальными двумя. И это должно быть отражено в плане. В связи с этим их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, рожденные при стратегическом планировании.
Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это основа основ планирования. "В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не выбирает собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации. Такой подход создает благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.
Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, или бизнес-планом функционирования организации.
Эффективность планирования как функции управления зависит во многом от того, какими из следующих принципов (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов:[5, с.124]
- полнота — при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;
- точность — при составлении планов используются такие современные методы, средства, тактика и процедура, которые обеспечивают точность прогнозов;
- ясность — цель и способы планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;
- непрерывность — это не одноразовый акт, а постоянный процесс;
- экономичность — расходы на планирование должны соизмеряться с выигрышем, получаемым от него.
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры применяют в своей работе. Виды планирования постоянно варьируются: от таких традиционных методов, как бюджетные, до более сложных — моделирования, разработки планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев.
Использование такой техники планирования уменьшает неопределенность, повышает точность прогнозов, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.
Один из наиболее распространенных инструментов, используемых при планировании, — бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.
Другой прием в планировании — анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.