Файл: Задача по дисциплине Психология юридического труда.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 437
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
По делу об изнасиловании трехлетней девочки было установлено следующее.
Сразу же после события преступления с дочкой разговаривала мать. Из лепета ребенка она поняла, что, когда дочь собирала цветы за домом на пригорке, к ней подошел дядя, взял на руки и отнес в лес. Там он снял с нее сапожки, спустил колготки и трусики и лег на нее. Когда девочке стало больно и она громко заплакала, дядя стал душить ее за горло. Через некоторое время дядя поднялся, натянул ей трусы и колготки, обул, показал, как идти домой, а сам направился в глубь леса.
При допросе девочки удалось выяснить, что «дядя» был одет в черный костюм, белую с высоким воротом рубашку и черные туфли. Особенно девочке запомнились туфли, так как когда преступник обувал ее, она смотрела на его ноги. О возрасте и других приметах «дяди» девочка ничего конкретного сказать не могла.
Охарактеризуйте, пожалуйста, на этом примере особенности восприятия ребенком другого человека. Какие существуют тактические приемы допроса малолетних, основанные на психологических особенностях детей младшей возрастной группы?
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
Следователь принял решение о фиксации показаний обвиняемого Кротова путем записи хода допроса на видеопленку. С самого начала следственного действия ранее почти незаметное заикание Кротова резко усилилось. Кротов стал излишне нервничать, отчего речь его стала отрывистой, сбивчивой. Вскоре обвиняемый вообще отказался от свободного рассказа и лишь нехотя отвечал на отдельные вопросы следователя коротким «да» или «нет». Позже выяснилось, что Кротов много лет страдает логоневрозом (заиканием). Специалист пояснил следователю, что логоневроз не влияет на речевой замысел больного этим недугом человека и что он без дефектов, свойственных устной речи, может выразить мысли в письменном виде.
Задание. Определите, какую тактическую ошибку допустил следователь при выборе способа фиксации показаний обвиняемого. Какой способ фиксации показаний в данном случае даст возможность получить более полные показания? При каких условиях?
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
Приведите примеры преступлений совершенных по следующим мотивам: самоутверждения (статусный), защитные, замещающие, игровые.
Мотив | Пример |
Самоутверждения (статусный) | |
Защитный | |
Замещающий | |
Игровой | |
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
Приведите примеры возможности использования методов психологии в профессиональной деятельности юриста.
Метод | Пример |
Интервью | |
Наблюдение | |
Беседа | |
Биографический | |
Анализ материалов | |
Анализ продуктов и результатов | |
Метод независимых характеристик | |
Экспериментальный | |
Психодиагностический | |
Метод экспертных оценок | |
- 1 2 3
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
Определите, в какой ситуации имело место постаффективное состояние. Обоснуйте свой ответ относительно каждой ситуации
1. После совершения убийства М. сидел, закрыв лицо руками, не предпринимал никаких активных действий, не отвечал на вопросы; позднее в беседе с экспертом сообщил, что чувствовал большую усталость, “все тело было разбито и сильно дрожало”.
2.Подэкспертный Т. после совершения убийства не только активно действовал, перетаскивая убитого в более укромное место, но вслед за тем в короткое время преодолел значительное расстояние - более двух километров.
3.Подэкспертный Ж. непосредственно после нанесения смертельного ранения Г. скрылся с места преступления и несколько километров прошел по снегу, не чувствуя особой усталости.
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
Испытуемый К., обвиняемый в дезертирстве. С четырех лет воспитывался одной матерью, без отца. Когда отец, страдающий алкоголизмом, жил с ними, он часто бил сына, и у К. с тех нор, по показаниям матери, остался панический «животный» страх перед побоями, драками, любыми критическими ситуациями. Рос замкнутым, нерешительным, обидчивым, стеснительным. Любил животных, был очень привязан к матери. Окончил 8 классов, работал на заводе, был призван на воинскую службу. После призыва в армию стал подвергаться неуставным отношениям (побоям и издевательствам) со стороны старослужащих. Трижды совершал самовольные отлучки, приезжал к матери. Каждый раз мать привозила его обратно в воинскую часть. Находясь на гауптвахте, К. глотал гвозди, резал себе вены. Был направлен на комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу. В числе других вопросов следователя интересовало, имеются ли у К. индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на его поведение при совершении правонарушения.
Психиатры-эксперты пришли к выводу, что К. является акцентуированной личностью тормозимого круга, при совершении инкриминируемых ему действий мог отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. При экспериментально-психологическом обследовании выраженных расстройств познавательной деятельности у К. не обнаруживалось.
Отмечались нерезко выраженные колебания внимания, утомляемость. У К. были диагностированы следующие индивидуально-психологические особенности: повышенная чувствительносгь, ранимость, эмоциональная неустойчивость, трудности принятия решений с затруднениями нахождения адекватных конструктивных выходов из конфликтных ситуаций, интравертированность, мягкость, робость, скрытность, подчиняемость и зависимость, потребность в помощи и поддержке, склонность ориентироваться на общепринятые нормы поведения, высокий уровень тревожности и внутренней напряженности.
-
Назовите предметный вид СПЭ, предмет и объект исследования, основные методы и методики, диагностировавшие индивидуально-психологические особенности К. -
Раскройте основные методологические принципы экспертного исследования применительно к данной ситуации. -
Имеются ли у К. индивидуально-психологические особенности, которые могли оказать существенное влияние на его поведение при совершении правонарушения.
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
В совершении преступления подозревались два брата - Николай и Петр, достаточными доказательствами вины которых, следствие не располагало. Николай на допросах уверял следователя, что они с Петром невиновны. Следователь предложил ему сказать брату на очной ставке: «Петя, я сказал всю правду, говори и ты правду». Николай согласился. В результате Петр признался в том, что они с братом совершили преступление.
Задание.
Допустимо ли применение следователем указанного приема психического воздействия на подозреваемого?
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
Приведите, пожалуйста, примеры того, как результаты осмотра места происшествия помогают следствию определить личностные характеристики преступника.
Образец: мотив преступления — если ограблена аптека и осмотр места происшествия показал пропажу обезболивающих препаратов, можно предположить, что ограбление было совершенно наркоманом.
Личностные характеристики преступника | Ваш пример того, как осмотр места происшествия позволил следствию определить существенные особенности рассматриваемой личностной характеристики |
Мотив преступления | |
| |
Интеллектуальное развитие | |
| |
Свойства нервной системы | |
| |
Профессия | |
| |
Пол, возраст, телосложение | |
|
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
Опишите, пожалуйста, четыре типа пространственной организации процесса общения во время допроса, используя следующие условные обозначения:
1 - следователь; 2 - допрашиваемое лицо, - стол
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
Приведите пример различных ситуаций в деятельности юриста в зависимости от расположения позиций сторон в ситуациях общения (коммуникативного взаимодействия). Какая из ситуаций является более продуктивной (а или б)? Обоснуйте свой ответ.
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
Распределите перечисленные примеры по видам коммуникативных барьеров:
авторитетность коммуникатора в глазах реципиента; гендерные различия партнеров; дефекты речи и дикции; употребление в речи жаргонов; сленг; диалект; детская логика; невыразительная быстрая речь; возникновение чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору; наукообразность речи; панибратская манера высказывания критического замечания; сложная логика рассуждения; профессиональные различия партнеров; низкая авторитетность коммуникатора в глазах реципиента.
Фонетический барьер непонимания | |
Семантический барьер непонимания | |
Стилистический барьер непонимания | |
Логический барьер непонимания | |
Барьер социально-культурных различий | |
Психологический барьер | |
Барьер отношения | |
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
Проанализируйте материал происшествия и сделайте предположение о психологических особенностях личности преступника (составьте психологический портрет преступника)
27 мая того же 1996 г. в оборудованном подвале многоэтажного дома №... по улице... (в том же микрорайоне)