Файл: Задача по дисциплине Психология юридического труда.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
жильцами был обнаружен труп женщины, проживавшей в том же доме в кв. ... В ходе первоначальных мероприятий было установлено, что гражданка (Ф. И. О.) 26 мая приблизительно в 11 ч (по показаниям мужа) спускалась в подвал по хозяйственным нуждам и не вернулась.
Детали осмотра места происшествия: обнаружен труп женщины, на вид 30 лет, среднего роста, волосы светлые. Труп расположен на полу, лицом вверх, на расстоянии 1,5 м от стены и 1 м от стояка отопления. Лежит параллельно стене под осветительной лампочкой. Труп потерпевшей полностью обнажен, лицо накрыто халатом. Остальная одежда потерпевшей беспорядочно разбросана рядом (тапочки, носки, джемпер, нижнее белье). На джемпере имеется в обилии вещество, похожее на кровь (кто-то вытирал руки). На полу имеются следы волочения тела с каплеобразным веществом, похожим на кровь.
На трупе: следов борьбы и сексуального контакта нет. В районе затылочной области головы потерпевшей имеется повреждение, нанесенное тупым тяжелым предметом шириной приблизительно 4x4,5 см. В нижней части брюшной полости имеется обширный Д-образный разрез, обнажающий внутренние органы.
Дополнительная информация:
а) о потерпевшей: Ф.И.О., 1966 г. р., проживает по адресу: ..., в данный момент нигде не работала, домохозяйка, замужем, имеет дочь 9 лет, учащуюся средней школы. Характеризуется положительно;
б) проведенный поквартирный обход результатов не дал. Жильцы никого подозрительного не видели;
в) результаты судебно-медицинского исследования трупа: время наступления смерти - приблизительно 24 часа с момента обнаружения трупа.
Смерть наступила в результате тупой травмы головы, нанесенной на затылочную область. Травма нанесена тяжелым предметом с шириной ударной поверхности около 1-1,5 см, с тонким заостренным лезвием (похожим на медицинский скальпель). Имеются следы попыток отсечения некоторых внутренних органов (матки).
Военнослужащий К., обвиняется в умышленном убийстве фельдшера Ф. Из материалов уголовного дела, медицинской документации, показаний подсудимого и свидетелей в судебном заседании известно, что: развитие без заметных отклонений, был скромным, послушным, подчиняемым, не очень общительным, жалостливым, добрым, слабым по характеру, трусливым, стремился избегать конфликтных ситуаций, не мог постоять за себя в случае необходимости, был аккуратным и очень чистоплотным.
Попав в армию, стал нерасторопным, не следил за собой, личную гигиену не соблюдал. Через некоторое время начал стационарно лечиться в медпункте части по поводу флегмоны ноги. Ф. заставлял К. делать самую грязную работу, каждую ночь выполнять обязанности дневального, при отказах избивал. Свидетели показывали, что в этот период К. выглядел мрачным, угнетенным, замученным, подавленным. За неделю до правонарушения Ф. дал закурить ему самодельную сигарету с наркотиком, после чего, воспользовавшись беспомощным состоянием К., совершил насильственный акт мужеложества. После этого К. переживал чувство страха, обиды, боялся огласки. В день правонарушения К. был вновь изнасилован Ф. и неизвестным ему «гражданским» в кабинете начмеда. Испытывал чувство унижения, оскорбления, подавленность и страх. Решил покончить жизнь самоубийством, пошел искать веревку в месте хранения инструментов, но ее не нашел. Увидел там гаечный ключ, и возникла мысль убить обидчиков. Вернулся в кабинет, подошел к спящему Ф. и нанес ему удар ключом по голове. После этого ключ выпал из рук, его трясло, возникла мысль: «Откуда кровь?». В это время ему показалось, что Ф. «еще хрипит». Перенес тело Ф. в блиндаж, где с помощью брючного ремня потерпевшего подвесил его за шею к трубе. Смерть Ф. наступила от механической асфиксии. К. вернулся в палату и заснул. Через час его разбудили, об убийстве вспомнил только тогда, когда стали искать Ф.
Практические задачи ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Задача № 1.
Какие из приведенных характеристик служат для описания эмоциональной сферы личности, а какие - для описания двигательной активности? Ответ аргументируйте.
Впечатлительный, быстрый, подвижный, заторможенный, живой, резкий, вялый, вспыльчивый, импульсивный, чувствительный, энергичный, стремительный, жизнерадостный, медлительный.
Задача № 2.
Из приведенных терминов выберите те, которые относятся к потребностно-мотивационной сфере и эмоциональной сфере личности. Ответ аргументируйте.
Мотив, интуиция, желание, переживание, побуждение, эйфория, потребность, влечение, стеничность, привязанность, настойчивость, вдохновение, целеустремленность, склонность, зависимость, намерение.
Задача № 3.
Из предложенных терминов составить словесный ряд так, чтобы каждое предыдущее слово было родовым по отношению к последующему. Ответ аргументируйте.
Ценностные ориентации, действие, результат деятельности, борьба мотивов желания, потребности, мотивация, мотив, цель, мотиваторы, деятельность.
Задача № 4.
Из предложенных терминов составить словесный ряд так, чтобы каждое предыдущее слово было родовым по отношению к последующему. Ответ аргументируйте.
Мотив, мотивация, хотение, стремление, цель, желание, влечение, активация.
Задача № 5.
Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Ответ аргументируйте.
Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно – логическая память.
Задача № 6.
Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Ответ аргументируйте.
Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.
Задача № 7.
Из указанных в скобках слов, выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образе.
А. Образец: восприятие – чувственный образ. Понятие – (обобщенное отражение, информация, психика, мысль).
Б. Образец: ощущение – живое созерцание.
Понятие – (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс).
В. Образец: представление – активное отражение.
Мышление – (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение).
Задача № 8.
Верны или нет следующие утверждения и почему? Ответ аргументируйте.
- Функции рецепторов зависят от уровня развития мозга;
- Физиологический порог ощущений определен генетически;
- Интуиция основана на подпороговых ощущениях;
- Адаптация состоит в том, что мы быстро перестаем замечать
периодически возобновляющийся шум холодильника;
- Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим.
Задача № 9.
Классифицируйте методики следующего списка по трем основаниям: а) по цели применения; б) по процедуре применения; в) по содержанию. Ответ аргументируйте.
Тесты профессионального отбора, действенные тесты, тесты – достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тесты интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции, аппаратурные методики, проективные тесты, диагностика готовности к школе, клинические тесты, индивидуальные тесты, тесты конформности, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «карандаш – бумага», интеллектуальные тесты, экспертные оценки, диагностика темперамента.
Задача № 10.
Какие из перечисленных утверждений верны, а какие неверны? Аргументируйте каждое высказывание, дополните своими знаниями по каждому утверждению.
- Интроспекция является основным методом психологии;
- Психологические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения и не поддаются количественной обработке;
- Методологические принципы - это конкретное воплощение методов в соответствии с целями исследования;
- Термин «наблюдение» используется в психологии в трех значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика;
- Главное в методике наблюдения - записать свои впечатления о происходившем.
Задача № 11.
Перечислены различные черты характера личности. Определите, какие из них относятся к эмоциональной сфере личности, а какие к волевой. Ответ аргументируйте.
Чувство собственного достоинства, гуманность, добросовестность, эгоизм, бережливость, чувство превосходства, лень, замкнутость, честность, скромность, инициативность, чувство нового, аккуратность, высокомерие, общительность, чувство чести.
Задача № 12.
Из данных понятий выстройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Ответ аргументируйте.
Мужество, сознание, воля, отражение, смелость, психика.
Задача № 13.
Выберите из предложенного списка слов, понятия, относящиеся к характеристике волевого поведения. Ответ аргументируйте.
Мотив, саморегуляция, сомооценка, желания, рефлексия, надежность, стремление, цель, эмоция, мышление, уверенность, планирование, усилие, уровень притязаний, движение, рефлекс, реагирование, агрессивность, настойчивость, побуждение, принятие решения, конфликт, сознание, намерение, восприятие, внимание, ценность, установка, свобода выбора, энергия, потребность, риск, авантюризм, импульсивность, дисциплинированность, ответственность, волюнтаризм.
Задача № 14.
Объясните, как вы понимаете смысл каждого высказывания. О каких свойствах восприятия идет речь? Ответ аргументируйте.
- На вкус и цвет товарищей нет, один другому не указчик: один любит арбуз, а другой – свиной хрящик;
- Самые лучшие духи всегда в маленьких флаконах;
- Своя ноша не тянет;
- У хирурга должен быть глаз орла, сердце льва, а руки женщины;
- Ложку мимо рта не пронесешь;
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
- Тот, кто наблюдает за игрой со стороны, видит больше, чем игроки.
Задача № 15.
Почему, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а всю мелодию?
Когда мы смотрим на искусно приготовленный шоколадный торт, не попробовав его мы, можем почувствовать его вкус? Почему, расплывающееся на бумаге чернильное пятно может восприниматься нами, например, как какая- нибудь птица, животное и т.д.? Ответьте на вопросы и аргументируйте свои ответы. О каких свойствах и механизмах идет речь?
Задача № 16.
Какие из перечисленных утверждений верны, а какие неверны? Аргументируйте каждое высказывание, дополните своими знаниями по каждому утверждению.
- Смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же;
- Летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы;
- У ученика не было внимания на уроке физики;
- Будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, мы моментально реагируем на свое имя, негромко произнесенное кем - то со стороны;
Детали осмотра места происшествия: обнаружен труп женщины, на вид 30 лет, среднего роста, волосы светлые. Труп расположен на полу, лицом вверх, на расстоянии 1,5 м от стены и 1 м от стояка отопления. Лежит параллельно стене под осветительной лампочкой. Труп потерпевшей полностью обнажен, лицо накрыто халатом. Остальная одежда потерпевшей беспорядочно разбросана рядом (тапочки, носки, джемпер, нижнее белье). На джемпере имеется в обилии вещество, похожее на кровь (кто-то вытирал руки). На полу имеются следы волочения тела с каплеобразным веществом, похожим на кровь.
На трупе: следов борьбы и сексуального контакта нет. В районе затылочной области головы потерпевшей имеется повреждение, нанесенное тупым тяжелым предметом шириной приблизительно 4x4,5 см. В нижней части брюшной полости имеется обширный Д-образный разрез, обнажающий внутренние органы.
Дополнительная информация:
а) о потерпевшей: Ф.И.О., 1966 г. р., проживает по адресу: ..., в данный момент нигде не работала, домохозяйка, замужем, имеет дочь 9 лет, учащуюся средней школы. Характеризуется положительно;
б) проведенный поквартирный обход результатов не дал. Жильцы никого подозрительного не видели;
в) результаты судебно-медицинского исследования трупа: время наступления смерти - приблизительно 24 часа с момента обнаружения трупа.
Смерть наступила в результате тупой травмы головы, нанесенной на затылочную область. Травма нанесена тяжелым предметом с шириной ударной поверхности около 1-1,5 см, с тонким заостренным лезвием (похожим на медицинский скальпель). Имеются следы попыток отсечения некоторых внутренних органов (матки).
-
Практическая задача по дисциплине «Психология юридического труда»
-
Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии физиологического аффекта? -
Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (психическая напряженность, фрустрация, растерянность, стресс), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
Военнослужащий К., обвиняется в умышленном убийстве фельдшера Ф. Из материалов уголовного дела, медицинской документации, показаний подсудимого и свидетелей в судебном заседании известно, что: развитие без заметных отклонений, был скромным, послушным, подчиняемым, не очень общительным, жалостливым, добрым, слабым по характеру, трусливым, стремился избегать конфликтных ситуаций, не мог постоять за себя в случае необходимости, был аккуратным и очень чистоплотным.
Попав в армию, стал нерасторопным, не следил за собой, личную гигиену не соблюдал. Через некоторое время начал стационарно лечиться в медпункте части по поводу флегмоны ноги. Ф. заставлял К. делать самую грязную работу, каждую ночь выполнять обязанности дневального, при отказах избивал. Свидетели показывали, что в этот период К. выглядел мрачным, угнетенным, замученным, подавленным. За неделю до правонарушения Ф. дал закурить ему самодельную сигарету с наркотиком, после чего, воспользовавшись беспомощным состоянием К., совершил насильственный акт мужеложества. После этого К. переживал чувство страха, обиды, боялся огласки. В день правонарушения К. был вновь изнасилован Ф. и неизвестным ему «гражданским» в кабинете начмеда. Испытывал чувство унижения, оскорбления, подавленность и страх. Решил покончить жизнь самоубийством, пошел искать веревку в месте хранения инструментов, но ее не нашел. Увидел там гаечный ключ, и возникла мысль убить обидчиков. Вернулся в кабинет, подошел к спящему Ф. и нанес ему удар ключом по голове. После этого ключ выпал из рук, его трясло, возникла мысль: «Откуда кровь?». В это время ему показалось, что Ф. «еще хрипит». Перенес тело Ф. в блиндаж, где с помощью брючного ремня потерпевшего подвесил его за шею к трубе. Смерть Ф. наступила от механической асфиксии. К. вернулся в палату и заснул. Через час его разбудили, об убийстве вспомнил только тогда, когда стали искать Ф.
Практические задачи ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Задача № 1.
Какие из приведенных характеристик служат для описания эмоциональной сферы личности, а какие - для описания двигательной активности? Ответ аргументируйте.
Впечатлительный, быстрый, подвижный, заторможенный, живой, резкий, вялый, вспыльчивый, импульсивный, чувствительный, энергичный, стремительный, жизнерадостный, медлительный.
Задача № 2.
Из приведенных терминов выберите те, которые относятся к потребностно-мотивационной сфере и эмоциональной сфере личности. Ответ аргументируйте.
Мотив, интуиция, желание, переживание, побуждение, эйфория, потребность, влечение, стеничность, привязанность, настойчивость, вдохновение, целеустремленность, склонность, зависимость, намерение.
Задача № 3.
Из предложенных терминов составить словесный ряд так, чтобы каждое предыдущее слово было родовым по отношению к последующему. Ответ аргументируйте.
Ценностные ориентации, действие, результат деятельности, борьба мотивов желания, потребности, мотивация, мотив, цель, мотиваторы, деятельность.
Задача № 4.
Из предложенных терминов составить словесный ряд так, чтобы каждое предыдущее слово было родовым по отношению к последующему. Ответ аргументируйте.
Мотив, мотивация, хотение, стремление, цель, желание, влечение, активация.
Задача № 5.
Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Ответ аргументируйте.
Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно – логическая память.
Задача № 6.
Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Ответ аргументируйте.
Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.
Задача № 7.
Из указанных в скобках слов, выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образе.
А. Образец: восприятие – чувственный образ. Понятие – (обобщенное отражение, информация, психика, мысль).
Б. Образец: ощущение – живое созерцание.
Понятие – (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс).
В. Образец: представление – активное отражение.
Мышление – (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение).
Задача № 8.
Верны или нет следующие утверждения и почему? Ответ аргументируйте.
- Функции рецепторов зависят от уровня развития мозга;
- Физиологический порог ощущений определен генетически;
- Интуиция основана на подпороговых ощущениях;
- Адаптация состоит в том, что мы быстро перестаем замечать
периодически возобновляющийся шум холодильника;
- Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим.
Задача № 9.
Классифицируйте методики следующего списка по трем основаниям: а) по цели применения; б) по процедуре применения; в) по содержанию. Ответ аргументируйте.
Тесты профессионального отбора, действенные тесты, тесты – достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тесты интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции, аппаратурные методики, проективные тесты, диагностика готовности к школе, клинические тесты, индивидуальные тесты, тесты конформности, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «карандаш – бумага», интеллектуальные тесты, экспертные оценки, диагностика темперамента.
Задача № 10.
Какие из перечисленных утверждений верны, а какие неверны? Аргументируйте каждое высказывание, дополните своими знаниями по каждому утверждению.
- Интроспекция является основным методом психологии;
- Психологические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения и не поддаются количественной обработке;
- Методологические принципы - это конкретное воплощение методов в соответствии с целями исследования;
- Термин «наблюдение» используется в психологии в трех значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика;
- Главное в методике наблюдения - записать свои впечатления о происходившем.
Задача № 11.
Перечислены различные черты характера личности. Определите, какие из них относятся к эмоциональной сфере личности, а какие к волевой. Ответ аргументируйте.
Чувство собственного достоинства, гуманность, добросовестность, эгоизм, бережливость, чувство превосходства, лень, замкнутость, честность, скромность, инициативность, чувство нового, аккуратность, высокомерие, общительность, чувство чести.
Задача № 12.
Из данных понятий выстройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Ответ аргументируйте.
Мужество, сознание, воля, отражение, смелость, психика.
Задача № 13.
Выберите из предложенного списка слов, понятия, относящиеся к характеристике волевого поведения. Ответ аргументируйте.
Мотив, саморегуляция, сомооценка, желания, рефлексия, надежность, стремление, цель, эмоция, мышление, уверенность, планирование, усилие, уровень притязаний, движение, рефлекс, реагирование, агрессивность, настойчивость, побуждение, принятие решения, конфликт, сознание, намерение, восприятие, внимание, ценность, установка, свобода выбора, энергия, потребность, риск, авантюризм, импульсивность, дисциплинированность, ответственность, волюнтаризм.
Задача № 14.
Объясните, как вы понимаете смысл каждого высказывания. О каких свойствах восприятия идет речь? Ответ аргументируйте.
- На вкус и цвет товарищей нет, один другому не указчик: один любит арбуз, а другой – свиной хрящик;
- Самые лучшие духи всегда в маленьких флаконах;
- Своя ноша не тянет;
- У хирурга должен быть глаз орла, сердце льва, а руки женщины;
- Ложку мимо рта не пронесешь;
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
- Тот, кто наблюдает за игрой со стороны, видит больше, чем игроки.
Задача № 15.
Почему, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а всю мелодию?
Когда мы смотрим на искусно приготовленный шоколадный торт, не попробовав его мы, можем почувствовать его вкус? Почему, расплывающееся на бумаге чернильное пятно может восприниматься нами, например, как какая- нибудь птица, животное и т.д.? Ответьте на вопросы и аргументируйте свои ответы. О каких свойствах и механизмах идет речь?
Задача № 16.
Какие из перечисленных утверждений верны, а какие неверны? Аргументируйте каждое высказывание, дополните своими знаниями по каждому утверждению.
- Смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же;
- Летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы;
- У ученика не было внимания на уроке физики;
- Будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, мы моментально реагируем на свое имя, негромко произнесенное кем - то со стороны;