Файл: Содержание Введение Задание 1 Виды фарфоровой посуды Факторы, формирующие качество изделий из фарфоровой посуды Ассортимент фарфоровофаянсовой посуды Задание 2 Заключение Список использованной литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Показатели надежности: сопротивление изгибу, удару, отрыву приставных деталей, прочность глазурованной поверхности, кислостойкость, щелочестойкость.

4. Эргономические показатели: выделение вредных веществ (гигиеничность), допустимый угол наклона изд., сливная способность, шероховатость незаглазурованной поверхности, соответствие конструкции изделия размерам и форме руки человека

5. Показатели безопасности: выделение вредных веществ (свиней, кадмий), устойчивость изделия на плоской поверхности

Многие физико-химические свойства керамики служат показателями потребительских свойств фарфоровой и фаянсовой посуды.

Важнейшими потребительскими свойствами являются следующие [4]:

1. Пористость.

2. Белизна.

3. Поросвечиваемость.

4. Блеск глазури.

5. Прочность.

6. Термостойкость.

Пористость – это содержание открытых и замкнутых пор в черепке. Открытая пористость характеризуется величиной водопоглощения и изменяется от 0,1% у фарфора до 16% у майолики. С увеличением пористости снижается прочность изделий, их термостойкость, химическая устойчивость, гигиеничность, просвечиваемость, несколько повышается белизна.

Белизна – способность диффузно отражать свет – представляет собой важный показатель эстетических свойств фарфоро-фаянсовых изделий. Зависит она главным образом от присутствия в массах и глазурях окрашивающих оксидов, режима обжига. Белизна твердого фарфора – 60-65%, костяного – 74-78%.

Просвечиваемость, то есть способность пропускать свет, присуща только твердому и мягкому фарфору. Она зависит от количества стекловидной фазы в структуре пористости. Просвечиваемость черепка твердого фарфора толщиной 2 мм составляет 0,09-0,15%, мягкого – гораздо выше.

Блеск глазури - способность поверхности изделия зеркально отражать свет – определяется составом глазури и состоянием поверхности. Наличие в составе глазури оксидов калия, бария, свинца повышает блеск, а дефекты глазури – наколы, оспины – снижают его.

Механические свойства керамики, как и стекла, характеризуются высокими показателями прочности при сжатии и низкими при растяжении, изгибе, ударе. Так прочность твердого фарфора при сжатии 450-550 МПа, при растяжении 40, а при ударе - всего 0,1-0,2 МПа. Глазурь фарфора отличается высокой твердостью – 7 единиц минералогической шкалы, глазурь фаянса – 6, глазурь майолики – 5 единиц. Твердые глазури хорошо противостоят истиранию, царапанью, долгое время сохраняют гладкость и блеск поверхности. Механические свойства керамики зависят от состава и структуры черепка и глазури, состояния поверхности.


Термическая устойчивость изделий во многом обуславливается свойствами глазури и ее согласованностью с черепком по термическому расширению. Термостойкость посуды из твердого фарфора не менее 165оС, фаянсовой с бесцветной глазурью – 145, с цветной глазурью – 115, майоликовой посуды – 130-150оС. [8]

Фаянс получают из смеси 45-60% глинистых материалов (белых или беложгущихся глин), 25-40% кварца и 5-15% полевого шпата. Фаянс имеет пористый черепок (водопоглощение 9-12%) белого цвета с желтоватым оттенком, непросвечивающийся, при ударе по краю изделие издаст глухой звук. Пористость черепка фаянса снижает его механическую и термическую стойкость. Из фаянса изготовляют в основном столовую посуду.

Отличительные признаки фарфора и фаянса. Фарфор и фаянс различаются плотностью, структурой черепка, просвечиваемостью, звуком при ударе о край изделия, белизной черепка, твердостью и химической стойкостью глазури.

Плотность фарфоровых изделий всегда больше, чем фаянсовых, так как черепок фарфора спекшийся (плотный), а фаянса – пористый. Черепок фарфора в тонких слоях просвечивает, а черепок фаянса не просвечивает даже в тонких слоях. При ударе о край фарфоровые изделия издают высокий и продолжительный звук, изделия из фаянса – глухой и короткий. Черепок фарфора белого цвета, часто с голубым оттенком, а фаянса – белый с желтоватым или сероватым оттенком. Твердость глазури фарфора выше (не царапается стальным ножом), чем твердость глазури фаянса (царапается).

Механическая прочность на сжатие фарфоровых изделий обычно выше, а на удар -- ниже, чем фаянсовых. Термостойкость глазури фарфора высокая: она выдерживает резкие температурные колебания без растрескивания. Глазурь фаянсовых изделий должна выдерживать температурные колебания в пределах 170-15°С без цека. Глазурь фарфоровых изделий обладает большей химической стойкостью к действию кислот и щелочей, чем глазурь фаянса.

Край или ножка изделий из фарфора не заглазурованы, изделия из фаянса полностью заглазурованы, но имеют следы опор от подставок при обжиге изделий.

Фарфоровые и фаянсовые изделия декорируют (украшают) керамическими красками, люстрами, препаратами золота и серебра.

Фарфоровые и фаянсовые изделия украшают ручным и полумеханическим способами. Основными видами украшений являются усик, отводка, лента, живопись, крытье, печать, декалькомания, шелкография, трафарет, штамп, фотокерамика.



Все описанные выше разделки наносят на изделия как отдельно, так и в различном сочетании, например, отводку с усиками или лентами, деколь со штампом, живописные рисунки с крытьем краской.

Сложность разделок, наносимых на фарфоровую и фаянсовую посуду, устанавливают в зависимости от способа и вида нанесения рисунка (трафарет, шелкография), количества красок (однокрасочные, двухкрасочные, многокрасочные), вида применяемого красителя (препараты золота, подглазурный кобальт) и наличия дополнительных украшений

Потребительские свойства и основные признаки ассортимента фарфорофаянсовых изделий формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в процессе серийного изготовления. При разработке новых изделий художник учитывает условия их эксплуатации, метод формования, необходимость обеспечения удобства пользования и долговечности изделий, требования художественного стиля и моды. Исходя из этого, определяют состав и окраску фарфора (фаянса), конфигурацию изделий в целом и в деталях, толщину стенки, способ декорирования и др.

Опытный образец должен быть точно воспроизведен в серийном (массовом) производстве. Качество его воспроизведения, т. е. качество изготовления изделий, зависит от соблюдения технологии производства.

Производственный процесс завершается приемочным контролем и маркировкой изделий. [2]

Итак, мы познакомились с фарфоровыми и фаянсовыми изделиями. Потребительские свойства и основные признаки ассортимента фарфорофаянсовых изделий формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в процессе серийного изготовления. Качество изготовления изделий зависит от соблюдения технологии производства.
1.3. Ассортимент фарфорово-фаянсовой посуды
Общая группировка. Фарфоровую и фаянсовую посуду подразделяют по назначению, видам изделий, фасонам, размерам, характеру украшения (разделки).

По назначению фарфоро-фаянсовую посуду делят на чайную (чашки, блюдца, чайники и др.), кофейную (кофейники, чашки кофейные) и столовую (тарелки, блюда, миски и др.).

Виды посуды весьма разнообразны. Так, к чайной посуде относят чашки, блюдца, кружки, стаканы, чайники, сахарницы, масленки, сливочники, полоскательницы, сухарницы, кувшины, молочники, вазы для печенья и конфет, фруктов и варенья, рюмки для яиц. В ассортимент столовой посуды входят тарелки, блюда, бульонки, вазы суповые, соусники, салатники, подливочники, селедочницы, горчичницы, солонки, перечницы, доски для сыра.


Фасоны посуды в настоящее время обозначают порядковыми номерами: 1, 2, 5, 39 и
т. д. Особенно разнообразны фасоны фарфоровых чашек (свыше 40 фасонов). Наряду с обозначением фасонов номерами в практике встречается также обозначение фасонов изделий специальными терминами, например: блюдце тазиком, салатник четырехугольный, чайник парный, и др.

Размеры посуды указываются либо по ее емкости в кубических сантиметрах (для полой посуды), либо по диаметру (для плоских изделий). [2]

Характеристика ассортимента. Большинство видов посуды вырабатывают как из фарфора, так и из фаянса. Однако некоторые изделия изготовляют только из фарфора или, наоборот, только из фаянса. Так, например, чайники вырабатывают только из фарфора, а миски и пловницы – только из фаянса.

Краткое описание основных видов посуды приводится ниже.

Чашки – обычно вырабатывают из фарфора. Подразделяются они по фасонам и размерам. Фасоны фарфоровых чашек обозначаются обычно порядковыми номерами (39, 51, 54, 58 и т. д.). Размеры чашек указываются по их емкости, а иногда – условными названиями: аппетитные (375-400 см3), полуаппетитные (275-300 см3), чайные (200-220 см3), кофейные (110-130 см3) и детские (60 см3). Значительное количество чашек выпускается в продажу в паре с блюдцем.

Блюдца фарфоровые и фаянсовые по назначению делятся на чайные, кофейные и для варенья. Чайные блюдца бывают двух фасонов: обыкновенные и тазиком (в торговой практике последние называются иногда подстаканниками).

Стаканы фарфоровые изготовляют различной формы: конические – без ручки, цилиндрические – без ручки, фигурной формы – с ручкой и блюдцем. Стаканы последнего типа называют также бокалами. Емкость фарфоровых стаканов конической и цилиндрической формы – 250 см3, фигурной формы – 375-400 см3.

Кружки – изделие цилиндрической формы, с ручкой. Фарфоровые кружки могут быть с толстым черепком, емкостью 500 и 400 см3, и с тонким черепком, емкостью от 90 до 400 см3. Фаянсовые кружки выпускаются емкостью 200-400 см3.

Пиалы (получашки) фарфоровые – посуда для чая в виде круглой чашки без ручки, на низкой ножке, емкостью 220-400 см3.

Чайники вырабатываются только из фарфора, различают их по фасонам и размерам. Фасоны чайников разнообразны и обозначаются номерами: 92 (старое название «репкой»), 72 (старое название «парный»), 39 и т. д. Чайники, которые имеют те же фасоны, что и чашки, обычно называют сервизными. Размеры чайников определяются их емкостью. Емкость сервизных чайников составляет обычно 600 см3, а остальных чайников – от 250 до 1400 см
3.

Кофейники фарфоровые могут быть различных фасонов, емкостью 500-1400 см3. В продажу кофейники обычно поступают в составе кофейного сервиза.

Сахарницы, как и чайники, вырабатываются только из фарфора, разных фасонов (соответственно фасонам чашек), емкостью 250, 350 и 500 см3.

Масленки фарфоровые по конструкции делятся на масленки с колпаком (на тарелочке) и масленки с крышкой. Емкость масленки – 100 и 200 г. Фаянсовые масленки выпускаются обычно с крышкой, емкостью 250 г.

Сливочники фарфоровые и фаянсовые вырабатываются различных фасонов, емкостью от 150 до 325 см3.

Полоскательницы фарфоровые могут быть разных фасонов (круглые, бусами, сервизные), емкостью от 500 до 1200 см3. Фаянсовые полоскательницы изготовляют в виде полушария, на ножке, их диаметр от 95 до 215 мм.

Сухарницы фарфоровые обычно выпускают плоскими (типа тарелки), диаметром 270 мм, а также углубленными продолговатыми, диаметром от 310 до 335 мм. Фаянсовые сухарницы изготовляют в виде плетеной корзинки, на ножке, диаметром 200 мм.

Кувшины фарфоровые могут быть самых разнообразных фасонов: №№ 95, 96, 97, емкостью 750-1400 см3. Фаянсовые кувшины менее разнообразны по форме, емкость их 500-1500 см3.

Молочники фарфоровые отличаются от кувшинов отсутствием крышки и меньшим разнообразием фасонов; емкость их 500-1000 см3.

Вазы по назначению бывают для фруктов и для варенья. Вазы для фруктов вырабатываются из фарфора и фаянса, для варенья – обычно из фарфора. Размеры ваз указываются по их верхнему диаметру (для фруктов – 240 мм, для варенья – 120 мм).

Фруктовницы фаянсовые представляют собой круглые вазочки на низкой ножке, диаметр их верхней части 130 и 230 мм.

Тарелки фарфоровые и фаянсовые по емкости подразделяют на глубокие и мелкие. Фасоны тарелок различают по форме края (с ровным краем, с вырезным краем) и по характеру поверхности борта (гладкие и с рельефным рисунком по борту). Размеры тарелок указываются по диаметру. Наиболее распространенные размеры фарфоровых глубоких тарелок – 200 мм (детская) и 240 мм (обыкновенный размер) и тарелок мелких – 150 мм (пирожковые), 175, 200 и 240 мм (закусочные). Фаянсовые глубокие тарелки бывают размером 200, 220, 240 и 255 мм, а мелкие 175-180, 200, 220, 240 мм.

Блюда фарфоровые и фаянсовые по форме бывают круглые и овальные (так называемые лотки). Блюда круглые могут быть с ровным и вырезным краем, гладкие и граненые; блюда овальные — различных фасонов. Обычные размеры круглых блюд – 300, 325 и 350 мм, овальных – 300, 350, 400 и 450 мм (по диаметру).