Файл: Отчет о прохождении производственной (по профилю специальности) практики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4
В первом разделе отчета о прохождении производственной (по профилю специальности) практики дана характеристика финансовой деятельности организации, ее организационная структура и налоговое законодательство в отношении кредитных организаций. Деятельность банка осуществляется в соответствии с законодательством РФ и внутренними документами Сбербанка.
А организационная структура кредитной организации содействует эффективному управлению функционированием банка.
Во втором разделе работы отражен порядок осуществления расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по налогам, сборам и страховым взносам. Перечислены все налоги, сборы и страховые взносы, которые уплачивает банк на общем режиме налогообложения.
В заключительном разделе отчета выполнен анализ налогового контроля и налогового администрирования. В целях расширенного взаимодействия с налоговой службой, а также обеспечения достоверности налогового контроля
Сбербанк присоединился к налоговому мониторингу. В ходе рассмотрения процесса налогового контроля было установлено, что контроль не проводится в форме налоговых проверок. Также были предложены альтернативы налоговому администрированию.
Практическая значимость полученных результатов по окончании прохождения производственной (по профилю специальности) практики заключается в приобретенном умении ориентироваться в законодательных и иных нормативных правовых актах о налогах, сборах и страховых взносах, определяющих порядок их исчисления, порядок организации налогового контроля; в умении определять налоговую базу и рассчитывать налоги, сборы и страховые взносы, в соответствии с законодательством РФ и т.п.

5
1 Характеристика финансовой деятельности организации
12 ноября 1841 года российским императором Николаем I был подписан указ об учреждении в России сберегательных касс. Эта дата стала считаться днем рождения Сбербанка. Поначалу сберегательные кассы были лишь двумя маленькими учреждениями с 20 сотрудниками в Санкт-Петербурге и Москве. А сегодня превратились в современный универсальный банк, крупную международную группу, чей бренд известен более чем в двадцати странах мира.
«Сбербанк
России» имеет огромную филиальную сеть:
11 территориальных банков и более 14 080 подразделений. Он оказывает услуги в
83 субъектах Российской Федерации.
1
Офис ПАО Сбербанка, располагающийся по адресу г. Новосибирск, ул.
Серебренниковская, д. 20 является территориальным банком в Сибирском
Федеральном округе – Сибирским банком ПАО Сбербанка. Организация представляет одну из самых крупных банковских групп России в Сибирском округе, выполняющую функции кредитно-финансового характера для физических и юридических лиц.
2
Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями и нормами применимого законодательства, правилами, кодексами и стандартами, установленными компетентными властями, принципами деловой этики и внутренними документами Сбербанка.
Сибирский банк ПАО Сбербанк выполняет широкий спектр операций и услуг: банковские операции и переводы, ведение зарплатных проектов предприятий и организаций, кредитование физических лиц и предприятий промышленности, обслуживание счетов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, оплата услуг коммунальной сферы.
Эффективное управление функционированием банка является целью
1
URL: https://www.sberbank.ru/ru/about/today
2
URL: https://www.banki.ru/banks/bank/sberbank/novosibirsk/


6 организационной структуры. Структура организации Сибирского банка представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Штатная численность работников Сибирского банка ПАО Сбербанк, включая работников подразделений центрального подчинения, расположенных на территории СФО, составляет более 20 тыс. человек. В то время как, общая численность сотрудников насчитывает 276 тыс. сотрудников.
Клиентская база Сбербанка – это более 150 млн. клиентов по всему миру.
Из них около 92 млн. человек являются активными розничными клиентами.
Также банк обслуживает 2,4 млн. корпоративных клиентов из России. На рынке ипотечного кредитования ПАО Сбербанк занимает доминирующее положение с долей 56% и остаётся лидером в России по размеру вкладов физических лиц и объёму выданных средств.
Стремясь сделать обслуживание более удобным, современным и технологичным, банк с каждым годом все более совершенствует возможности дистанционного управления счетами клиентов. Для этого в организации была создана система удаленных каналов обслуживания.
В силу объема совершаемых операций и накапливаемых средств банковский сектор играет значительную роль в налоговой системе Российской
Федерации.
Также кредитные организации являются крупными налогоплательщиками, обеспечивающими существенный объем налоговых платежей.
Налоговое законодательство не предусматривает каких-либо особых налогов, кредитные организации признаются налогоплательщиками наряду с иными хозяйствующими субъектами. Однако, в ряде случаев налоговое законодательство предусматривает отличные положения по исчислению отдельных налогов для банковской сферы.
Налог на добавленную стоимость [ст. 143-178 глава 21 НК РФ]
В соответствии со статьей 149 НК РФ часть банковских операций освобождена от уплаты данного налога. Налогом на добавленную стоимость не облагаются:

7
‒ средства, привлеченные во вклады от физических и юридических лиц;
‒ операции по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц;
‒ операции кассового обслуживания физических и юридических лиц;
‒ операции, связанные с куплей-продажей иностранных валют;
‒ операции с драгоценными камнями и металлами и др.
Налог на прибыль [ст. 246-333 глава 25 НК РФ]
В целях исчисления налога на прибыль доходы банка регулируются в общем порядке статьями 249, 250 НК РФ и в особом порядке статьей 290 налогообложению подлежат следующие виды доходов банков:
‒ проценты от размещения средств и предоставления кредитов;
‒ доходы в форме платы за расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка;
‒ доходы от инкассации;
‒ доходы по операциям с иностранной валютой в наличной и безналичной формах;
‒ доходы от операций с драгоценными металлами и камнями;
‒ доходы от предоставления банковских гарантий, поручительств и авалей в денежной форме;
‒ доходы от депозитарных операций;
‒ доходы от сдачи в аренду помещений и сейфов, используемых с целью хранения ценностей и т.п.
Расходы банка в целях налогообложения прибыли определяются в общем порядке в соответствии со статьями 254-269 НК РФ, в особом порядке – в соответствии со статьей 291.
В состав расходов, связанных с осуществлением банковской деятельности, включаются процентные расходы по привлеченным средствам банка; долговым обязательствам банка; кредитам, полученным от других банков; иным обязательствам.
Также банк уплачивает налог на доходы физических лиц [ст. 207-233


8 глава 23 НК РФ], транспортный налог [ст. 356-363.1 глава 28 НК РФ], .налог на имущество организаций [ст. 372-386.1 глава 30 НК РФ]
и земельный налог [ст.
387-398 глава 31 НК РФ], а также госпошлину [ст. 333.16-333.42 глава 25.3 НК
РФ].
В соответствии со статьей 419 НК РФ организация признается плательщиком страховых взносов [ст. 419-432 глава 34НК РФ].
Кредитная организация также уплачивает членские взносы биржам и комиссионные посредникам на фондовом и валютном рынках.
Помимо перечисленных организация платит в федеральный и местные бюджеты налог на рекламу, сбор за парковку автомобилей, за уборку территории населенных пунктов и др.
Особое место в налоговом законодательстве отведено ответственности банка за нарушение налоговых обязанностей [ст. 132-136 глава 18 НК РФ].
Неисполнение банком своих обязанностей в установленный срок влечет взыскание штрафов.
Полномочиями по проведению проверок, связанных с перечислением платежей в бюджет и внебюджетные фонды, помимо налоговых органов обладают органы федерального казначейства и пенсионного фонда.
В результате составления характеристики финансовой деятельности организации были рассмотрены: структура кредитной организации и правила внутреннего распорядка. Налоговое законодательство не предусматривает отдельных налогов, банк наряду с иными хозяйственными субъектами признается налогоплательщиком. Основной целью деятельности Сбербанка является получение прибыли. Банку, действительно, удается достичь вышепоставленной цели, вследствие чего, ему присвоен статус крупнейшего налогоплательщика.

9
2 Осуществление расчетов с бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации по налогам, сборам и страховым взносам
ПАО Сбербанк является крупным налогоплательщиком и предоставляет, а также рассчитывает отчеты и декларации Федеральной Налоговой службе в порядке, установленном статьей 80 НК РФ.
3
В соответствии со статьей 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
1. Налог на добавленную стоимость; Расчет НДС в кредитной организации производится по итогам каждого квартала.
Для того чтобы определить размер налога нужно налоговую базу (НБ) умножить на налоговую ставку (Нст) (ст. 166 НК РФ). НБ определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, с учетом акцизов
(для подакцизных товаров и без включения в них налога (ст. 154 НК РФ).
Базовая Нст – 20 процентов. Для некоторых видов товаров (работ, услуг) действуют ставки по НДС – 0, 10 процентов (ст. 164 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму налога, положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику (ст. 173 НК РФ).
Декларация подается не позднее 25 числа месяца, следующего за очередным кварталом.
Пример расчета:
За налоговый период банк совершил операции на сумму 10 000 рублей, за пользование консультационными услугами заплатил 5 000 рублей. Чему равен подлежащий уплате в бюджет НДС?
1) НДС исходящий (вычет по НДС) = НБ * Нст = 10 000 * 20% = 2 000 рублей
3
URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/


10 2) НДС входящий = НБ * Нст = 5 000 * 20% = 1 000 рублей
3) НДС, подлежащий уплате в бюджет = НДС исходящий - НДС входящий = 2 000 - 1 000 = 1 000 рублей
2. Налог на доходы физических лиц; ПАО Сбербанк, в качестве налогового агента, удерживает сумму налога с доходов сотрудников ежемесячно. Размер налога равен произведению НБ (доход сотрудника), уменьшенной на сумму стандартных вычетов, и Нст (ст. 225 НК РФ). Базовая ставка НДФЛ – 13 процентов (ст. 224 НК РФ).
Налоговую декларацию организация предоставляет в срок, в соответствии со статьей 229 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
3. Страховые взносы в внебюджетные фонды; Кредитная организация осуществляет платежи не позднее 15 числа следующего месяца, а фонды при наступлении страхового случая производят установленные законом выплаты.
Страховые взносы и их тарифы представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
ПАО Сбербанк начисляет взносы на выплаты, сделанные в адрес сотрудников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск (ст. 421 НК
РФ).
Банк отчитывается по расчетам в ПФР РФ ежемесячно, в ФСС РФ ежеквартально (ст. 423 НК РФ).
4. Налог на прибыль организаций; Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу.
Базовая ставка налога – 20 процентов. Из которых 2 процента Сбербанк перечисляет в федеральный бюджет, а 18 – в региональный (ст. 284 НК РФ).
В течение года кредитная организация платит авансовые платежи.
По итогам отчетного периода: первого квартала, полугодия, 9 месяцев и года банк предоставляет декларацию по налогу на прибыль. Срок сдачи

11 декларации – не позднее 28 календарных дней по окончании отчетного периода
(ст. 285 НК РФ).
Согласно статье 14 НК РФ региональными налогами признаются:
1. Налог на имущество организаций; Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между НБ, умноженной на Нст, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода (ст. 382 НК РФ). НБ – среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения; в отношении отдельных объектов недвижимого имущества как их кадастровая стоимость (ст.
375 НК РФ). Нст устанавливается законами субъекта РФ, в Москве составляет
2,2% (ст. 380 НК РФ).
Декларация по итогам налогового периода (календарного года) предоставляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 386 НК РФ).
2. Транспортный налог; Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода – календарного года ( ст. 362 НК РФ).
В ходе расчета суммы налога, НБ определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах(ст. 359 НК РФ). Налоговые ставки представлены в ПРИЛОЖЕНИИ В.
В местный бюджет ПАО Сбербанк уплачивает земельный налог; НБ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). Земельные участки облагаются по ставке 1,5% (ст. 394 НК РФ). Сумма налога равна произведению НБ и Нст и подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) (ст. 397 НК РФ).
Таким образом, ПАО Сбербанк, находясь на общем режиме налогообложения, наряду с иными организациями исчисляет налоги в бюджет
РФ и во внебюджетные фонды. Уплата налогов, страховых взносов и сборов


12 говорит об ответственном отношении организации к налоговому законодательству.

13
3 Осуществление
налогового
контроля
и
налогового
администрирования
В отделе Бухгалтерии ПАО Сбербанка предусмотрена Налоговая группа, которая занимается исчислением и уплатой налогов в федеральные, региональные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды
Российской Федерации. Контроль за исчислением и своевременностью уплаты налогов осуществляет бухгалтер.
4 1 января 2020 года кредитная организация присоединилась к налоговому мониторингу. В рамках подготовки к переходу на налоговый мониторинг банк разработал специальный налоговый портал.
Выбранная модель информационного взаимодействия построена на принципах цифрового налогового администрирования.
Технологическая платформа обеспечила Налоговой службе онлайн–
доступ к данным налогового и бухгалтерского учета банка.
Расширенное взаимодействие с Налоговой службой позволило не только в десятки раз увеличить скорость проверки миллионов транзакций, но и обеспечило максимальную точность налогового контроля и своевременную уплату налогов и сборов.
5
В настоящее время понятие «налоговое администрирование» не имеет законодательного закрепления.
Налоговое администрирование – процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Термин подразумевает под собой налоговый контроль и налоговые проверки.
Согласно статье 82 НК РФ, Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о
4
URL: https://www.sberbank.ru/
5
URL: http://ria.ru/

14 налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
6
Из норм Налогового кодекса следует, что контроль за выполнением кредитными организациями обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, не проводится в форме налоговой проверки.
Помимо налоговых проверок, существуют другие средства мониторинга, которые, в свою очередь, предназначены для проведения налогового контроля в банках.
1. Налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в БС РФ (п. 10 ст. 31 НК РФ).
2. Налоговые органы имеют право требовать от банка копию оформленного на бумажном носителе поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет
Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ).
3. Банки обязаны информировать налоговые органы об открытии или закрытии счета организации (ИП). С 1 января 2007 года они должны подавать сведения об изменении реквизитов счета организации (ИП), на что отводится пять дней со дня открытия, закрытия либо изменения реквизитов счета (п. 1 ст.
86 НК РФ).
4. Банки должны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на
6
URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/