Файл: Изменились ли мотивы учебной деятельности Автор проекта Защихин Данил, 11А класс Руководитель проекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 598

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Индивидуальный учебный проект

по обществознанию

Изменились ли мотивы учебной деятельности?

Автор проекта:

Защихин Данил, 11А класс

Руководитель проекта:

Биткулова С.И., учитель

Работа допущена к защите:

«____» ____________ 202__ г.

Работа защищена:

«____» ____________ 202__ г.
Председатель ЭК:

______________________________

Члены ЭК:

______________________________

______________________________

______________________________
Красноуральск, 2023 год

Содержание:

Введение 03

1.Теоретическая часть 04

1.1. Что представляет из себя мотивация 04

1.2. Мотивация в других странах 08

2. Практическая часть 12

2.1. Анкетирование 12

Заключение 13

Список литературы 14

Приложения


Введение

В настоящее время процесс обучения в школах или в других учреждениях отличаются от времен прошлого поколения, в связи с чем я хотел бы изучить это явление. Мотивация — это побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающее направленность способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Актуальность темы обусловлена тем, что в наше время по рассказам старшего поколения обучаются иначе, нежели в их время.

Гипотеза: если мотивация изменилась у нынешнего поколения, то насколько она отлична от мотивации старшего поколения?

Объектом исследования является мотивация в учебе разных поколений, насколько и как она изменилась.

Целью исследования будет получение ответов на опрос среди поколений

Предметом моего исследования стала возможность изучения столь интересной темы среди поколений, чтобы желающий мог узнать о различности поколений.

Задачи исследования:

  • изучить литературу, чтобы узнать, с чем связано изменения той самой учебной мотивацией среди поколений;

  • сделать опрос, как были замотивированы представители различных поколений.


Методы исследования: изучение специальной литературы, анкетирование, наблюдение.

1. Теоретическая часть

1.1 Что представляет из себя мотивация и каковы её проблемы


Если смотреть в разные источники, то они покажут, что мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Согласно Толковому словарю В. Даля, мотив с французского означает побудительную причину, повод. Мотивировать значит привести доводы, которые оправдывают действие или доказывают необходимость какого-либо поступка. Простыми словами мотивация — это психологический толчок человеку, который побуждает добиваться установленных перед ним целей.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: мотив — это предмет потребности. Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, состояние организма, в котором ему объективно нечто требуется, а цель — результат сознательного целеполагания, психический образ того, что требуется в этом состоянии.

Основой успешной учебной деятельности каждого ребенка является высокий уровень мотивации к этому виду деятельности. С давнего времени большое значение как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики придавалось мотивации как ведущему фактору любой деятельности. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Демокрита и Платона. Они изучали потребность в качестве основы для получения знаний, опыта, считали ее главной движущей силой. Были сделаны попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Иными словами, уже в те далекие времена ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее развития и механизмы действия.

В отечественной литературе такие известные психологи, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский - одни из первых, кто начал изучать вопрос о формировании произвольной мотивации. Неоценимый вклад в развитие мотивации образовательной деятельности внесли Л.И. Божович, А.К. Маркова. Однако до середины 60-х годов двадцатого века психологические исследования были сосредоточены на изучении когнитивных процессов. Основным научным развитием отечественных психологов в области проблем мотивации является теория активного происхождения человеческой мотивационной сферы, «отцом» которой является А.Н. Леонтьев.



Согласно этой концепции, объясняется происхождение и динамика человеческой мотивационной сферы. Она показывает, как может измениться система действий, как изменяется ее иерархия, как возникают и исчезают определенные виды деятельности и операций, какие изменения происходят с действиями. В соответствии с характером развития деятельности можно получить законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение новых потребностей, мотивов и целей для них.

Исследования отечественных психологов, таких как А.Н. Леонтьев, А.Н. Смирнова, А.А. Истомина и др., показывают, что проблема образовательной мотивации изучается в нескольких направлениях: развитие мотивов учебной деятельности; типы учебных мотивов; факторы, которые способствуют развитию мотивации.

Согласно Л.И. Божович суть мотивации - это сочетание мотивов, которые определяют эту деятельность. Мотивация - это процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации.

Одним из видов мотивации, определяющих креативное, упреждающее отношение человека к делу, является мотивация достижения, которая направлена на максимально возможное выполнение любого вида деятельности и направлена на достижение лучшего результата. Мотивация к достижению проявляется в стремлении субъекта приложить усилия и достичь, пожалуй, лучших результатов в этой области, которые он считает важными.

Мотив достижения в качестве стабильной характеристики личности был впервые определен Г. Мюррей и понимался как постоянное стремление сделать что-то быстро и хорошо, чтобы достичь определенного уровня в любом деле. На этом процесс исследования данного мотива не остановился, и ученые, такие как Д. Макклелланд и Х. Хекхаузен, определили две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и желание избежать неудачи. Мотив достижения в этом случае показывает, насколько человек стремится увеличить уровень своих возможностей.

В отечественной психологии мотивацию достижения и тесно связанную тему уровня потребностей исследовали следующие специалисты: М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Пейли и многие другие.

О существовании потребности, по словам Г. Мюррея, можно судить на основе:


1) эффекта или результата поведения;

2) способа осуществления поведения;

3) избирательности внимание или ответа на определенный тип стимула;

4) выражения особой эмоции или воздействия;

5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворенности, если эффект не достигается.

У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив для успеха и мотив для избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависит от того, доминирует ли в нем мотивация достижения успеха или мотивация избегать неудач.

Известно, что люди, которые имеют преобладающее желание добиться успеха, достигают в жизни больше, чем те, у кого мало или вообще нет выражения.

Таким образом, мотивация в современной психологии - это:

- система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и мн. др.);

- характеристика процессов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

1.2 Мотивация в других странах

Происходящие в любом современном обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют постоянных перемен в подготовке будущих специалистов. Каждая страна нуждается в людях с высоким уровнем общего развития и профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Основой успешной учебы любого студента является высокий уровень мотивации к учебной деятельности. Проблема изучения мотивации учебной деятельности является одной из важнейших в психологии и педагогике, о чем свидетельствует многочисленное количество работ, посвященных данной теме. В последнее время стала обозначаться проблема мотивации учебной деятельности студенческой молодежи. Мотивация, способствующая успешности обучения студентов, является основой для эффективного осуществления учебного процесса.

Известно, что студенты побуждаются к обучению целым комплексом мотивов. Результаты исследований учебной мотивации российских студентов (Ильин Е. П., Василькова А. М., Иванова С. С. и др.) способствовали выявлению таких проблем, как девальвация высшего образования: ценностью становятся не знания, образование в целом, а сам факт наличия диплома. Кроме того, отмечается, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальностью снижается .


Анализ литературно-научных источников, в том числе по глобальной сети Интернет, позволил определить, что, несмотря на значительное количество исследований, посвященных мотивации учебной деятельности студентов высших учебных заведений, особенности мотивации российских студентов в сравнении с мотивацией студентов вузов других стран мало изучены, а работ по сравнению, именно, русских, сербских и немецких студентов нет, что определило новизну и актуальность выбранной темы исследования. В апреле-мае 2015 года нами был проведен опрос среди студентов высших учебных заведений, представителей таких стран, как Россия, Сербия и Германия. Беседы с иностранными студентами проходили на их родном языке, соответственно, немецком и сербском, что способствовало повышению качества сбора первичной информации, так как в ходе бесед раскрывались особенности условий и обстоятельств, связанных с их обучением в вузах, специфичность которых отражена в анализе результатов исследования.

Всего в опросе приняли участие 97 студентов, в числе которых 34 российских студента, 30 — сербских и 33 — немецких. Выборка исследования сформирована случайным способом, поэтому не является репрезентативной, но она позволила обозначить проблему исследования. Анализ результатов анкетирования проведен в сравнении распределений ответов по странам. Результаты опроса показали существенные различия между ответами студентов различных стран.

Косвенным показателем мотивации учебной деятельности является оценка свободного времени. Больше половины студентов-немцев (54,5 %) отметили, что они в свободное от учебы время занимаются самообразованием, таковых из числа сербов всего 16,7 %, из русских — 11,8 %. Если рассмотреть по приоритетности занятий, то заметим, что представители Германии в абсолютном своем большинстве (75,8 % из их числа) занимаются спортом; в Сербии все 100 % отдают предпочтения встречам с друзьями и вечеринкам; 58,8 % русских студентов сидят за компьютером и 41,2 % — смотрят телевизор. Меньше студентов, читающих книги, газеты и журналы в России. Следует обратить внимание и на то, что готовятся к занятиям по учебе только российские студенты (32,4 %). В ходе личных бесед с сербами и немцами выяснилось, оказывается, в их учебных заведениях нет практики «домашних заданий», скорее всего, это и является причиной также нулевых результатов в Сербии и Германии, и, по критерию «у меня нет свободного времени», в России каждый пятый (20,6 %) отметил этот вариант.