Файл: Контрольные вопросы Философия Нового времени период развития философии в западной Европе в xviixviii веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментальноматематического мировоззрения..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольные вопросы

1. Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.

В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.

2. Вектор развития Европы во многом определялся научной революцией XVII в. Основное ее содержание — в становлении классического естествознания и формировании научной картины мира, основанной на вере в безграничные возможности разума, который понимался как научная рациональность. В новой научной парадигме логика утратила качества главного (и по сути — единственного) критерия истинности знания.


3. В теории познания в XVII веке выделились два основных направления: эмпиризм и рационализм. Родоначальником материалистического эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). Эмпиризм признаёт источником знания чувственный опыт. Элементарным результатом эмпирического познания является эмпирический факт, источником которого могут быть и наблюдение, и результаты эксперимента. Принцип: в разуме нет ничего, чего уже до этого не было бы в чувствах. Ведущим методом получения нового знания полагал индукцию.







Эмпирический подход был прогрессивным в философии, ибо призыв опираться на опыт порывал с традицией восприятия науки как просветлённого созерцания природы, способствовал пониманию науки как средства практической деятельности людей, способа решения извечных проблем человеческого благополучия и увеличения власти над природой. («Знание — сила»)

4. Родоначальником эмпиризма был Ф.Бэкон. Общая задача всех наук, полагал Бэкон, – увеличение власти человека над природой. Афоризм Бэкона «Знание – сила» на века стал символом науки. Бэкон полагал, что для получения достоверного знания необходим особый эмпирический метод, основанный на индукции.

Он писал, что всякое познание должно опираться на опыт – результаты наблюдения и эксперимента. Оно должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такое движение называется индукцией.

Бэкон полагал, что опыт служит не только основой познания, но и критерием истины. В опыт Бэкон включает не только чувственное восприятие, но и обработанные мышлением (разумом) результаты наблюдений, экспериментов, измерения, сравнения, т.е. то, что в современной науке называют эмпирическим уровнем знания.

Бэкон не отрицает роль теоретического знания, но источником его признаёт только опыт. Он разделяет опыты на «плодоносные», дающие непосредственный практический результат, и «светоносные», которые непосредственного выхода в практику пока не имеют, но вскрывают глубинные закономерности и вызывают прогресс науки. Поскольку эксперимент – это один из видов практики, то Бэкона можно считать родоначальником учения о практике как критерии истины.

Лучший метод познания по Бэкону - индукция, т. е. восхож­дение от единичных фактов к обширным познавательным обобще­ниям. Изучая отдельные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя их различные стороны, ученый получает мате­риал для широких обобщений и выводов.



Препятствия, которые стоят на пути истинного познания при­роды, Бэкон аллегорически именовал идолами (призраками), оса­ждающими людские умы. Идолы рода коренятся в природе челове­ка, которая отлична от природы вещей, но человек склонен их смешивать, вследствие чего мир представляется ему в искаженном антропоморфном виде. Идолы пещеры суть субъективные пристрастия отдельного человека, препятствующие объективному познанию. Идолы рынка проникают в сознание человека из социального окружения, из навязываемого этим последним ходячего словоупотребления.

5. Дуализм— это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Смысл картезианского сомнения. В морали, как и в теоретическом познании, Декарт рекомендует исходить не из опыта, а из непосредственной достоверности, открывающейся человеку благодаря естественному свету разума. Человек изначально обладает свободой, и от его решения зависит, будет ли он ориентироваться на кажущееся истинным или на истину, будет ли опираться на чужое мнение и веру или на достоверности собственного ума. Главное в познании это преодолеть сомнения и опереться на несомненное. Единственное, в чем человек не может сомневаться, так это в факте своего собственного мышления. На этом основан знаменитый принцип Декарта - Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую). Это положение, согласно Декарту, является первичным и достовернейшим из всех, какие могут представиться кому-либо в ходе философствования.


6. Метафизика Спинозы является лучшим примером того, что можно назвать "логическим монизмом", а именно доктрины о том, что мир в целом есть единая субстанция, ни одна из частей которой логически не способна существовать самостоятельно. Исходной основой этого взгляда является убеждение в том, что каждое предложение имеет один субъект и один предикат, что ведет нас к заключению о том, что отношения и множественность должны быть иллюзорными.

Центром философии Г.Лейбница есть учения о монадах как простые неделимые субстанции - монадология. Лейбниц подчеркивает, что субстанций монада бесконечное количество, они являются носителями силы и активности и имеют духовную природу. Каждая монада является самостоятельной единицей бытия, способной к активной деятельности. Монада есть духовной, поскольку материя (в философии XVII ст.) - пассивная, не способная к самодвижению и активной деятельности. Монады вечные, они не возникают и не исчезают естественным путем, а является порождением беспрерывных "излучений божества". Монады являются индивидуальными и неповторимыми, независимыми одна от одной, они не могут влиять на внутреннее бытие одна одной. Единство и согласованность монада является результатом предусмотренной Бог гармонии, которая превращает каждую монаду в "живое зеркало Вселенной". Все монады объединенные Творцом. Каждая монада есть определенным "светом в себе" и в тот же время отображает и содержит в себе весь мировой порядок. Единое отношение, которое существует между монадами - это гармония. 

7. Материализм XVIII века во Франции – классический образец метафизического материализма. Его представителями являются Ламетри (1709-1751 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Гельвеции (1715-1771 гг.). Французские материалисты стоят на позициях материализма, сознательно защищая и развивая его положения. Природа, материя рассматриваются ими как основа всего существующего.

8. метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении (дедукций) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. Поскольку в дедуктивном рассуждении значение истинности переносится на заключение, а посылками служат гипотезы, то и заключение Г.-д. рассуждения имеет лишь вероятностный характер. Соответственно типу посылок Г.-д. рассуждения разделяют на две основные группы. К первой, наиболее многочисленной группе относят рассуждения, посылками которых являются гипотезы и эмпирические обобщения, истинность которых еще нужно установить. Ко второй относятся Г.-д. выводы из таких посылок, которые заведомо ложны или ложность которых может быть установлена. Выдвигая некоторое предположение в качестве посылки, можно из него дедуцировать следствия, противоречащие хорошо известным фактам или истинным утверждениям. Таким путем в ходе дискуссии можно убедить оппонента в ложности его предположений. Примером является метод приведения к абсурду.


9. Фраза «Знание — сила» принадлежит Фрэнсису Бэкону, английскому философу.

Словосочетание «Знание – сила», само по себе, шедеврально. Впрочем, как и все то, что лаконично. С одной стороны, превосходство грамотного над неграмотным, умного над глупым, а образованного – над неучем объяснимо. Мало того, чем больше полезной информации в голове человека, тем больше вариантов применить ее по назначению и реализоваться в жизни. Также именно образованность – основа великих открытий. А, следовательно, и прогресса человечества.

10. Самоосознание - единственное, что человеку доступно непосредственно, без преломления через органолептику. Следовательно, если человек осознает и различает собственный процесс мышления, значит, человек точно знает, что он есть. Кстати, полностью высказывание Декарта звучало так: "Сомневаюсь - следовательно, мыслю; мыслю - следовательно, существую". Потому что реальность мыслительного процесса можно предположить мнимой (поставить под сомнение) , а предположение мнимости предположить мнимым невозможно. Сомнение - единственное, что неопровержимо свидетельствует о реальности носителя этого сомнения.

11. Бенедикту Спинозе (Барух) (1632-1677) нидерландскому философу, противопоставившему дуализму Декарта принцип монизма, принадлежит этот слоган: “Свобода есть осознанная необходимость”, что выражает действительно возможную для человека свободу в ее единстве с необходимостью любого индивидуального существования. Эта идея Спинозы не является правильной: она не отражает реаль- ной сути свободы, которая предполагает выбор и ответственность. Спиноза же обходит эту “тонкость” и приводит пример с запущенным волчком: он крутится, “как бы думая”, что делает это по своей воле, но ведь рука завела его. “Истина открывает и саму себя, и ложь”. Спиноза категорически отрицает свободу человеческой воли, понимая ее как активизирующую силу истинных идей.\

12. Монадология - философская доктрина Лейбница. Из современных философов она чем-то близка воззрениям Карлоса Кастанеды, который описал мир американских индейцев с его Тоналем и Нагвалем и духами природы, напоминающими монады Лейбница. Монады — это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет. Их можно сопоставить с непротяженными точками; однако это не те точки, о которых учит геометрия. Геометрические точки не имеют никаких измерений, но они все-таки представляются в пространстве, то есть предполагают пространство как нечто данное; монады, напротив, совсем не в пространстве, потому что сами образуют пространство своим взаимодействием. Их можно также сравнить с атомами — но это не атомы. Монады Лейбница не имеют определений внешних — протяженности, фигуры, внешнего движения; их определения исключительно внутренние и жизнь только внутренняя.