Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие финансовых ресурсов некоммерческих
1.2. Порядок расходования финансовых ресурсов некоммерческих организаций
1.3. Финансовая политика некоммерческих организаций
Глава 2. Практические аспекты формирования
2.1. Анализ практики поддержки СО НКО Санкт-Петербурга
2.2. Участие НКО в государственном заказе
Введение
Актуальность исследования. Развитие некоммерческого сектора в России является актуальной задачей, так как необходимым условием существования рыночной экономики является наличие субъектов автономных от государства, имеющих в качестве своих основных целей достижение социальной справедливости (в том числе за счет экономической стабильности); способных взаимодействовать с иными субъектами на договорных и законных началах; заинтересованных в подчинении частных интересов общественным целям развития, минимизации социальных и экономических рисков, возникающих по причине высокой дифференциации уровня жизни в стране. В число таких субъектов входят, прежде всего, негосударственные некоммерческие организации различных организационно-правовых форм. Некоммерческие организации участвуют в решении множества проблем, таких как проблемы здоровья, развития и качества инфраструктуры здравоохранения, социального сиротства, образования, и других социальных отраслей; поддержки пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, проблемы социальной, экономической и правовой незащищенности.
Негосударственный некоммерческий сектор сегодня функционируют во всех экономически развитых странах как альтернатива сугубо рыночным отношениям и, в то же время, как субъект экономический деятельности в сфере социальных услуг. Современный некоммерческий сектор - это действенный инструмент взаимодействия общества, государства (в лице властных органов) и бизнеса, поэтому разработка механизма диверсификации источников финансирования, в том числе за счет государственной поддержки некоммерческих организаций является важной и актуальной задачей.
Цель работы – исследовать особенности формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций, а также разработка рекомендаций, направленных на совершенствование этого процесса.
Задачи работы:
1) исследовать теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций;
2) провести анализ формирования и использования финансовых ресурсов на примере некоммерческих организаций г.Санкт-Петербург;
3) выявить проблемы в финансировании некоммерческих организаций и определить пути их решения.
Объектом исследования являются некоммерческие организации г.Санкт-Петербург.
Предмет исследования – процесс формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам управления финансами некоммерческих организаций.
Информационная база исследования. В работе использованы статистические данные Росстата, законодательные и нормативные документы РФ, посвященные вопросам регулирования деятельности некоммерческих организаций в стране, материалы Общественной палаты РФ и других общественных организаций.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Понятие финансовых ресурсов некоммерческих
организаций и особенности их организации
Некоммерческая организация (далее - НКО) - организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ[1]. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации[2].
Необходимость существования такой организационно-правовой формы,
как некоммерческая организация, обусловлено тем, что предоставление государством общественных благ населению связано с потреблением национального дохода, в связи с чем, возможности его в этой области ограничены[3]. Но
если бы государство и имело возможность удовлетворять потребности всех
граждан в общественных благах, то это потребовало бы создания многоуровневой и сложноуправляемой системы их распределения, причем добиться
четкого и бесперебойного функционирования данной системы в экономике
любого государства было бы маловероятным[4].
В этой связи решение проблемы обеспечения доступа граждан ко всему
широкому спектру общественных благ должно быть перенесено с государственного уровня непосредственно на уровень участников гражданского оборота в виде некоммерческих организаций[5].
В международной практике некоммерческие организации созданы для
решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная зашита прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой основе. В ряде направлений некоммерческие организации действуют успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения, что подтверждают исследования, проводившиеся во многих странах (США, Франция, Швеция, Германия)[6].
Для российской действительности, когда государство способно финансировать общественные блага только в очень ограниченных масштабах, развитие некоммерческих организаций может внести свой важный вклад в повышение стабильности в обществе[7].
Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, создаются не для извлечения прибыли, а с целью удовлетворения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, с целью защиты прав граждан, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. П. 5 ст. 50 ГК РФ установлено, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям[8]. В некоммерческой организации, в отличие от коммерческой, полученная от предпринимательской деятельности прибыль не распределяется между ее участниками (исключение составляют только потребительские кооперативы (п.5 ст.116 ГК РФ). Это второй существенный признак, по которому происходит деление организаций на коммерческие и некоммерческие.
Некоммерческие организации представлены такими неотъемлемыми элементами рыночной экономики, как торгово-промышленные палаты, товарные и фондовые биржи, элементами социальной сферы, такими, как медицинские и образовательные учреждения, негосударственные пенсионные фонды, они объединяют хозяйствующих субъектов и граждан на основе общих некоммерческих интересов, например, в ассоциации, в товарищества собственников жилья, садоводческие товарищества, в потребительские кооперативы. Такие организации, как профсоюзы, партии, общественные движения, организации самоуправления и самодеятельности граждан образуют социальную и политическую инфраструктуру общества[9].
Притом, что все НКО создаются для общественно-полезной деятельности, и их предназначение не подразумевает занятие бизнесом исключительно как средством получения прибыли, они все-таки являют собой сектор рыночной экономики и являются полноправными участниками экономических отношений[10]. Поэтому финансовые вопросы – аккумуляция средств, их приумножение, расходование, налоговая и аудиторская отчетность – им присущи в полном объеме. Ведь эффективная и регулярная общественная работа невозможна без привлечения и траты финансовых ресурсов.
Специфика деятельности НКО определяет особенности организации их финансов. Финансы некоммерческих организаций – это социально-экономические отношения, возникающие по поводу формирования и использования денежных средств, связанных с осуществлением деятельности НКО[11].
Финансы НКО основываются на следующих принципах, отражающих их специфику:
- внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет средств целевого финансирования);
- целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов, финансового плана);
- подотчетность источнику финансирования;
- открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны;
- социальная ответственность участников НКО за результаты ее деятельности[12].
Источниками формирования финансовых ресурсов НКО в соответствии с действующим законодательством являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; доходы, получаемые от предпринимательской деятельности и иные не запрещенные законом поступления[13].
Одни НКО занимаются лишь передачей или перераспределением полученных финансовых ресурсов другим участникам некоммерческой деятельности, тогда как другие пытаются строить свою деятельность на более фундаментальной основе и видят свою цель не только в получении, но и в приращении некоммерческого финансового ресурса.
Таким образом, можно выделить две группы НКО: перераспределяющие полученные ресурсы и ведущие свою деятельность на основе приращения стоимости полученного первичного ресурса. Именно для второй группы НКО с начала 2007 г. стал действовать Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»[14]. Основные цели распространения института целевого капитала - повышение финансовой самостоятельности НКО в результате увеличения доли гарантированного дохода в общем объеме доходов и возможность долгосрочного планирования деятельности при наличии долговременного источника финансирования. Целевой капитал формируется с целью получения доходов от управления его средствами[15]. Некоммерческая организация не вправе распоряжаться пожертвованиями, полученными на формирование целевого капитала, до их передачи в доверительное управление управляющей компании[16].
1.2. Порядок расходования финансовых ресурсов некоммерческих организаций
В части расходования финансовых ресурсов действует принцип целевого использования имеющихся средств. Способ реализации этого принципа – расходование ресурсов по заранее утвержденному бюджету, смете, финансовому плану. Этот документ может называться по-разному, но он овеществляет собой решения и политику организации в отношении вида, уровня и приоритетов программных мероприятий, необходимых для решения задач и достижения целей данной организации. В нем находят свое выражение решения о распределении ресурсов. Все имеющиеся ресурсы расходуются только в соответствии с этим документом, который утверждается руководящим органом НКО в начале года. Кроме того, согласно действующему законодательству необходим раздельный учет расходования средств, поступивших из разных источников. Существует различие и в содержании понятия «расходы» у коммерческих и некоммерческих организаций[17].
Для коммерческой организации расходы, связанные с ее обычными видами деятельности, — это прирост имущества в незавершенном производстве или в товарах, предназначенных для перепродажи. У коммерческих организаций такие расходы никогда не приводят к уменьшению активов, формируя будущую себестоимость продукции. Напротив, расходы по уставной деятельности НКО — это непосредственное потребление целевых средств, сопровождающееся уменьшением активов организации[18].
Специфика использования финансовых ресурсов НКО определяется также и налоговыми аспектами – большинство видов целевого финансирования и целевых поступлений НКО налогами не облагается. В связи с этим усиливается и финансовый контроль со стороны государства за деятельностью НКО, которые обязаны представлять специальные формы отчетов, содержащие отчет об их деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также сведения об использовании финансовых ресурсов[19].
Изучение специфики финансов НКО позволяет сделать вывод, что вместо поощрения хозяйственной деятельности НКО государство в значительной степени усложняет их деятельность. Одним из видов помощи государства некоммерческому сектору могло бы стать упрощение процедуры регистрации НКО, введение для них особых налоговых режимов, учитывающих специфику деятельности различных организационно-правовых форм НКО, привлечение дополнительных средств через расширение платных услуг, не подлежащих налогообложению, введение дополнительных налоговых льгот, стимулирующих платежеспособный спрос на услуги некоммерческих организаций.