Файл: Финансовая политика некоммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распределение средств спонсоров (также как и бюджетных) должно быть нацелено на решение наиболее актуальных проблем по предоставлению населению социальных услуг. При этом у спонсоров появляется реальный и достаточно объективный инструмент принятия решений о финансировании, основанный на конкурсе, а не на субъективных представлениях об эффективности того или иного НКО. Использование предлагаемой процедуры участия спонсоров в ресурсном обеспечении НКО наиболее эффективным может быть на уровне отдельных муниципальных образований, поскольку ответственность муниципалитетов за социальное развитие в рамках действующего законодательства сильно расширена, а ресурсный потенциал недостаточен и включение механизмов «конкурсного спонсирования» позволит минимизировать разрыв между целевыми установками и реальными возможностями муниципалитетов. Не исключается использование подобной процедуры и на более высоком уровне – городском или региональном. Процедура организации тендера должна включать следующие мероприятия и порядок их проведения (этапы):

  • первый этап - определение и ранжирование наиболее существенных и актуальных социальных задач (происходит на основе экспертной оценки с привлечением наиболее заинтересованных и профессионально включенных в проблему групп экспертов);
  • второй этап - выбор организации (вне зависимости от организационно-правовой формы), которая может предложить наиболее эффективней путь решения выбранной для первоочередного решения проблемы территории (отдельной социальной группы) и предоставления социальных услуг (выбор организации проводится на базе экспертных заключений о качестве предлагаемой услуги, о наличию опыта у организации в производстве подобных услуг и др. параметров);
  • третий этап – разработка системы льгот и преференций для спонсора, участвующего в финансировании социального проекта;
  • четвертый этап – проведение кампании по ознакомлению потенциальных спонсоров с возможностями участия в реализации социальной программы и условиях такого участия;
  • пятый этап - установление спонсору существенных и, главное, реальных налоговых и иных льгот за выделение спонсорских средств победителю тендера;
  • шестой этап - победители конкурса (например, НКО) проводят дополнительные кампании по привлечению спонсорских средств именно на свои проекты;
  • седьмой этап – в рамках принятия проекта бюджета должна быть установлена и утверждена предельная сумма потерь от недополучения налогов, при этом механизм контроля за этим процессом должен предусматривать не только мониторинг со стороны налоговых органов, но и широкое оповещение общественности о ходе реализации отдельных программ и проектов и о вкладе спонсоров в решение социальных задач;
  • восьмой этап - проведение маркетинговой компании по привлечению спонсорских средств на финансирование победивших социальных программ и проектов;
  • девятый этапа – это освещение спонсорской деятельности по поддержке победивших социальных программ и проектов с целью создания благоприятного имиджа организаций-спонсоров.

Предлагаемая процедура (Приложение 1) может стать перспективной формой реализации общественного выбора и эффективного перераспределения бюджетных средств, поскольку позволяет налогоплательщикам самим определять наиболее важные и актуальные социальные программы.

Заключение

Некоммерческая организация (НКО) - организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Финансы некоммерческих организаций – это социально-экономические отношения, возникающие по поводу формирования и использования денежных средств, связанных с осуществлением деятельности НКО. Источниками формирования финансовых ресурсов НКО в соответствии с действующим законодательством являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; доходы, получаемые от предпринимательской деятельности и иные не запрещенные законом поступления. В части расходования финансовых ресурсов действует принцип целевого использования имеющихся средств.

Проведенный анализ реестра СО НКО, бюджета Санкт-Петербурга и правительственной программы поддержки СО НКО позволяет сделать несколько выводов. Прежде всего, сравнение данных показывает, что реестр социально ориентированных НКО является важным источником для анализа и дальнейшего осмысления практик финансирования некоммерческих организаций. Поэтому его систематичное ведение и доработка (в том числе дополнение информации о получателях и предоставляемых услугах) — важная задача для органов исполнительной власти. Ее решение позволит проводить более взвешенную финансовую политику в отношении организаций третьего сектора с ориентацией на потребности граждан и возможности НКО.

В целом опыт Санкт-Петербурга показывает, что российские нововведения идут в ногу с европейскими тенденциями. Министерство экономического развития РФ наравне с правительствами западных стран стремится внедрить либеральные принципы управления социальной сферой. Один из механизмов реализации этих принципов связан с развитием некоммерческого сектора в России. Прежде всего, речь идет о следующих инновациях: выделение категории социально ориентированных НКО, что предполагает поддержку организаций (налоговое регулирование и финансовые возможности), ведущих общественно полезную деятельность, создание инфраструктурных условий для их поддержки и развития, а также открытие рынка социальных услуг для коммерческих и некоммерческих организаций.


Однако практика показывает особенности и сложности, с которыми сталкиваются все участники этого процесса. С одной стороны, существующая система предоставления социальных услуг в Санкт-Петербурге демонстрирует инерцию. А именно: значительное количество средств выделяется организациям, традиционно поддерживаемым государством на целевой основе. Это ставит некоторые организации в приоритетное положение, которое не работает на повышение эффективности реализуемых ими проектов. Вместе с тем, есть примеры переориентации этих организаций на новые принципы проектного менеджмента. Новые возможности финансирования, несомненно, открывают для НКО перспективы для получения бюджетных средств. Однако процедуры и опыт проведения конкурсов различными комитетами показывает их специфику и ограничения. Поэтому обобщение опыта и стремление унифицировать процедуры является важной частью обсуждения сообщества НКО на городском ежегодном форуме «Социальный Петербург: новые решения».

В работе представлена модель экономических взаимоотношений государства, бизнес-сектора и негосударственного некоммерческого сектора, которая позволит каждому из участников реализовать базовые целевые установки с наибольшей эффективностью.

Список литературы

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013).

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях».

Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

Авдеев А. В. Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2014.– № 3.

Аналитическая записка «Совершенствование институциональных условий функционирования НКО, привлечение НКО к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ), подготовленная Институтом экономики города (http://strategy2020.rian.ru.

Грищенко Ю. И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях// Некоммерческие организации в России. – 2011. - № 7.

Думназев Д.А. Механизмы взаимодействия государства, бизнеса и негосударственного некоммерческого сектора в решении социальных проблем // Современные технологии управления. - 2013. - №02 (26).

Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39.


Контор Л.И., Шубина Д.А., Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО : опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. : Центр РНО, 2010.

Лучшие иностранные юридические практики для совершенствования законодательства о российских некоммерческих организациях. - М.: 2011. – 68 с.

Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге 2013: информационно-аналитические материалы о деятельности негосударственных некоммерческих организаций. – СПб.: ЦРНО, 2013.

Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с.

Сесявин Е.А. Понятие «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140.

Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем [Текст] : Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с.

Шубина Т.В., Сухоруких Л.Н. Особенности финансового планирования в некоммерческих организациях. // Финансовый менеджмент. – 2010. - №2.

Щарева О.Л. Особенности проведения плановых проверок некоммерческих организаций Министерством юстиции РФ// Некоммерческие организации в России. – 2013. - № 5.

Информационно-аналитические материалы о деятельности некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге: http://www.crno.ru.

Официальный сайт национальной социальной программы «Бабушка и дедушка онлайн»: http://babushka-on-line.ru/o-programme.html.

Приложение 1

Схема конкурсного спонсирования социальных программ и проектов

  1. Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с.

  2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях».

  3. Сесявин Е.А. Понятие «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140.

  4. Шубина Т.В., Сухоруких Л.Н. Особенности финансового планирования в некоммерческих организациях. // Финансовый менеджмент. – 2010. - №2.

  5. Сесявин Е.А. Понятие «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140.

  6. Шубина Т.В., Сухоруких Л.Н. Особенности финансового планирования в некоммерческих организациях. // Финансовый менеджмент. – 2010. - №2.

  7. Лучшие иностранные юридические практики для совершенствования законодательства о российских некоммерческих организациях. - М.: 2011. – 68 с.

  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013).

  9. Сесявин Е.А. Понятие «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140.

  10. Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с.

  11. Сесявин Е.А. Понятие «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140.

  12. Авдеев А. В. Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2014.– № 3.

  13. Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с.

  14. Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

  15. Авдеев А.В. Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009.– № 3.

  16. Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с.

  17. Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с.

  18. Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с.

  19. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем [Текст] : Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. 2-е,

    перераб. и доп. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с.

  20. Контор Л.И., Шубина Д.А., Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО : опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. : Центр РНО, 2010.

  21. Думназев Д.А. Механизмы взаимодействия государства, бизнеса и негосударственного некоммерческого сектора в решении социальных проблем // Современные технологии управления. - 2013. - №02 (26).

  22. Грищенко Ю. И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях// Некоммерческие организации в России. – 2011. - № 7.

  23. Контор Л.И., Шубина Д.А., Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО : опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. : Центр РНО, 2010.

  24. Грищенко Ю.И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях// Некоммерческие организации в России. – 2011. - № 7.

  25. Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39.

  26. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем [Текст] : Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. 2-е,

    перераб. и доп. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с.

  27. Контор Л.И., Шубина Д.А., Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО : опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. : Центр РНО, 2010.

  28. Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39.

  29. Грищенко Ю.И. Оптимизация структуры капитала в некоммерческих организациях// Некоммерческие организации в России. – 2013. - № 1.

  30. Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39.

  31. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем [Текст] : Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. 2-е,

    перераб. и доп. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с.

  32. Грищенко А.В. Налогообложение некоммерческих организаций. – М.: Дело и сервис. – 2013.

  33. Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39.

  34. Контор Л.И., Шубина Д.А., Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО : опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. : Центр РНО, 2010.

  35. Щарева О.Л. Особенности проведения плановых проверок некоммерческих организаций Министерством юстиции РФ// Некоммерческие организации в России. – 2013. - № 5.

  36. Грищенко Ю.И.Тенденции и направления развития социального предпринимательства в России// Некоммерческие организации в России. – 2013. - № 4.

  37. Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39.

  38. Информационно-аналитические материалы о деятельности некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге: http://www.crno.ru.

  39. Информационно-аналитические материалы о деятельности некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге: http://www.crno.ru.

  40. Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге 2013: информационно-аналитические материалы о деятельности негосударственных некоммерческих организаций. – СПб.: ЦРНО, 2013.

  41. Аналитическая записка «Совершенствование институциональных условий функционирования НКО, привлечение НКО к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ), подготовленная Институтом экономики города (http://strategy2020.rian.ru.

  42. Официальный сайт национальной социальной программы «Бабушка и дедушка онлайн»: http://babushka-on-line.ru/o-programme.html.

  43. Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге 2013: информационно-аналитические материалы о деятельности негосударственных некоммерческих организаций. – СПб.: ЦРНО, 2013.

  44. Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

  45. Щабаев Р.Э.Финансовая поддержка деятельности социально ориентированных НКО за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ// Некоммерческие организации в России. – 2013. - № 5.

  46. Грищенко А.В. Некоммерческие организации в России: анализ современного состояния законодательства// Некоммерческие организации в России. – 2014. - № 1.