Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие финансовых ресурсов некоммерческих
1.2. Порядок расходования финансовых ресурсов некоммерческих организаций
1.3. Финансовая политика некоммерческих организаций
Глава 2. Практические аспекты формирования
2.1. Анализ практики поддержки СО НКО Санкт-Петербурга
2.2. Участие НКО в государственном заказе
Распределение средств спонсоров (также как и бюджетных) должно быть нацелено на решение наиболее актуальных проблем по предоставлению населению социальных услуг. При этом у спонсоров появляется реальный и достаточно объективный инструмент принятия решений о финансировании, основанный на конкурсе, а не на субъективных представлениях об эффективности того или иного НКО. Использование предлагаемой процедуры участия спонсоров в ресурсном обеспечении НКО наиболее эффективным может быть на уровне отдельных муниципальных образований, поскольку ответственность муниципалитетов за социальное развитие в рамках действующего законодательства сильно расширена, а ресурсный потенциал недостаточен и включение механизмов «конкурсного спонсирования» позволит минимизировать разрыв между целевыми установками и реальными возможностями муниципалитетов. Не исключается использование подобной процедуры и на более высоком уровне – городском или региональном. Процедура организации тендера должна включать следующие мероприятия и порядок их проведения (этапы):
- первый этап - определение и ранжирование наиболее существенных и актуальных социальных задач (происходит на основе экспертной оценки с привлечением наиболее заинтересованных и профессионально включенных в проблему групп экспертов);
- второй этап - выбор организации (вне зависимости от организационно-правовой формы), которая может предложить наиболее эффективней путь решения выбранной для первоочередного решения проблемы территории (отдельной социальной группы) и предоставления социальных услуг (выбор организации проводится на базе экспертных заключений о качестве предлагаемой услуги, о наличию опыта у организации в производстве подобных услуг и др. параметров);
- третий этап – разработка системы льгот и преференций для спонсора, участвующего в финансировании социального проекта;
- четвертый этап – проведение кампании по ознакомлению потенциальных спонсоров с возможностями участия в реализации социальной программы и условиях такого участия;
- пятый этап - установление спонсору существенных и, главное, реальных налоговых и иных льгот за выделение спонсорских средств победителю тендера;
- шестой этап - победители конкурса (например, НКО) проводят дополнительные кампании по привлечению спонсорских средств именно на свои проекты;
- седьмой этап – в рамках принятия проекта бюджета должна быть установлена и утверждена предельная сумма потерь от недополучения налогов, при этом механизм контроля за этим процессом должен предусматривать не только мониторинг со стороны налоговых органов, но и широкое оповещение общественности о ходе реализации отдельных программ и проектов и о вкладе спонсоров в решение социальных задач;
- восьмой этап - проведение маркетинговой компании по привлечению спонсорских средств на финансирование победивших социальных программ и проектов;
- девятый этапа – это освещение спонсорской деятельности по поддержке победивших социальных программ и проектов с целью создания благоприятного имиджа организаций-спонсоров.
Предлагаемая процедура (Приложение 1) может стать перспективной формой реализации общественного выбора и эффективного перераспределения бюджетных средств, поскольку позволяет налогоплательщикам самим определять наиболее важные и актуальные социальные программы.
Заключение
Некоммерческая организация (НКО) - организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Финансы некоммерческих организаций – это социально-экономические отношения, возникающие по поводу формирования и использования денежных средств, связанных с осуществлением деятельности НКО. Источниками формирования финансовых ресурсов НКО в соответствии с действующим законодательством являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; доходы, получаемые от предпринимательской деятельности и иные не запрещенные законом поступления. В части расходования финансовых ресурсов действует принцип целевого использования имеющихся средств.
Проведенный анализ реестра СО НКО, бюджета Санкт-Петербурга и правительственной программы поддержки СО НКО позволяет сделать несколько выводов. Прежде всего, сравнение данных показывает, что реестр социально ориентированных НКО является важным источником для анализа и дальнейшего осмысления практик финансирования некоммерческих организаций. Поэтому его систематичное ведение и доработка (в том числе дополнение информации о получателях и предоставляемых услугах) — важная задача для органов исполнительной власти. Ее решение позволит проводить более взвешенную финансовую политику в отношении организаций третьего сектора с ориентацией на потребности граждан и возможности НКО.
В целом опыт Санкт-Петербурга показывает, что российские нововведения идут в ногу с европейскими тенденциями. Министерство экономического развития РФ наравне с правительствами западных стран стремится внедрить либеральные принципы управления социальной сферой. Один из механизмов реализации этих принципов связан с развитием некоммерческого сектора в России. Прежде всего, речь идет о следующих инновациях: выделение категории социально ориентированных НКО, что предполагает поддержку организаций (налоговое регулирование и финансовые возможности), ведущих общественно полезную деятельность, создание инфраструктурных условий для их поддержки и развития, а также открытие рынка социальных услуг для коммерческих и некоммерческих организаций.
Однако практика показывает особенности и сложности, с которыми сталкиваются все участники этого процесса. С одной стороны, существующая система предоставления социальных услуг в Санкт-Петербурге демонстрирует инерцию. А именно: значительное количество средств выделяется организациям, традиционно поддерживаемым государством на целевой основе. Это ставит некоторые организации в приоритетное положение, которое не работает на повышение эффективности реализуемых ими проектов. Вместе с тем, есть примеры переориентации этих организаций на новые принципы проектного менеджмента. Новые возможности финансирования, несомненно, открывают для НКО перспективы для получения бюджетных средств. Однако процедуры и опыт проведения конкурсов различными комитетами показывает их специфику и ограничения. Поэтому обобщение опыта и стремление унифицировать процедуры является важной частью обсуждения сообщества НКО на городском ежегодном форуме «Социальный Петербург: новые решения».
В работе представлена модель экономических взаимоотношений государства, бизнес-сектора и негосударственного некоммерческого сектора, которая позволит каждому из участников реализовать базовые целевые установки с наибольшей эффективностью.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013).
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях».
Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ)
Авдеев А. В. Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2014.– № 3.
Аналитическая записка «Совершенствование институциональных условий функционирования НКО, привлечение НКО к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ), подготовленная Институтом экономики города (http://strategy2020.rian.ru.
Грищенко Ю. И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях// Некоммерческие организации в России. – 2011. - № 7.
Думназев Д.А. Механизмы взаимодействия государства, бизнеса и негосударственного некоммерческого сектора в решении социальных проблем // Современные технологии управления. - 2013. - №02 (26).
Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39.
Контор Л.И., Шубина Д.А., Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО : опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. : Центр РНО, 2010.
Лучшие иностранные юридические практики для совершенствования законодательства о российских некоммерческих организациях. - М.: 2011. – 68 с.
Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге 2013: информационно-аналитические материалы о деятельности негосударственных некоммерческих организаций. – СПб.: ЦРНО, 2013.
Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с.
Сесявин Е.А. Понятие «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140.
Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем [Текст] : Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с.
Шубина Т.В., Сухоруких Л.Н. Особенности финансового планирования в некоммерческих организациях. // Финансовый менеджмент. – 2010. - №2.
Щарева О.Л. Особенности проведения плановых проверок некоммерческих организаций Министерством юстиции РФ// Некоммерческие организации в России. – 2013. - № 5.
Информационно-аналитические материалы о деятельности некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге: http://www.crno.ru.
Официальный сайт национальной социальной программы «Бабушка и дедушка онлайн»: http://babushka-on-line.ru/o-programme.html.
Приложение 1
Схема конкурсного спонсирования социальных программ и проектов
-
Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с. ↑
-
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях». ↑
-
Сесявин Е.А. Понятие «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140. ↑
-
Шубина Т.В., Сухоруких Л.Н. Особенности финансового планирования в некоммерческих организациях. // Финансовый менеджмент. – 2010. - №2. ↑
-
Сесявин Е.А. Понятие «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140. ↑
-
Шубина Т.В., Сухоруких Л.Н. Особенности финансового планирования в некоммерческих организациях. // Финансовый менеджмент. – 2010. - №2. ↑
-
Лучшие иностранные юридические практики для совершенствования законодательства о российских некоммерческих организациях. - М.: 2011. – 68 с. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013). ↑
-
Сесявин Е.А. Понятие «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140. ↑
-
Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с. ↑
-
Сесявин Е.А. Понятие «некоммерческая организация», «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-2. С. 136-140. ↑
-
Авдеев А. В. Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2014.– № 3. ↑
-
Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с. ↑
-
Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». ↑
-
Авдеев А.В. Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009.– № 3. ↑
-
Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с. ↑
-
Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с. ↑
-
Пагава И. Российские НКО на пути к устойчивости – М.: CAF Россия, 2013. – 26 с. ↑
-
Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем [Текст] : Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. 2-е,
перераб. и доп. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с. ↑
-
Контор Л.И., Шубина Д.А., Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО : опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. : Центр РНО, 2010. ↑
-
Думназев Д.А. Механизмы взаимодействия государства, бизнеса и негосударственного некоммерческого сектора в решении социальных проблем // Современные технологии управления. - 2013. - №02 (26). ↑
-
Грищенко Ю. И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях// Некоммерческие организации в России. – 2011. - № 7. ↑
-
Контор Л.И., Шубина Д.А., Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО : опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. : Центр РНО, 2010. ↑
-
Грищенко Ю.И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях// Некоммерческие организации в России. – 2011. - № 7. ↑
-
Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39. ↑
-
Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем [Текст] : Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. 2-е,
перераб. и доп. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с. ↑
-
Контор Л.И., Шубина Д.А., Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО : опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. : Центр РНО, 2010. ↑
-
Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39. ↑
-
Грищенко Ю.И. Оптимизация структуры капитала в некоммерческих организациях// Некоммерческие организации в России. – 2013. - № 1. ↑
-
Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39. ↑
-
Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем [Текст] : Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. 2-е,
перераб. и доп. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с. ↑
-
Грищенко А.В. Налогообложение некоммерческих организаций. – М.: Дело и сервис. – 2013. ↑
-
Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39. ↑
-
Контор Л.И., Шубина Д.А., Скворцова А.Я. Финансовый менеджмент НКО : опыт России, Финляндии и Швеции. – СПб. : Центр РНО, 2010. ↑
-
Щарева О.Л. Особенности проведения плановых проверок некоммерческих организаций Министерством юстиции РФ// Некоммерческие организации в России. – 2013. - № 5. ↑
-
Грищенко Ю.И.Тенденции и направления развития социального предпринимательства в России// Некоммерческие организации в России. – 2013. - № 4. ↑
-
Калинина Л.К., Яруллин Р.Р.Особенности организации финансов некоммерческих организаций // В сборнике: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сборник статей II Всероссийской конференции с международным участием. 2014. С. 39. ↑
-
Информационно-аналитические материалы о деятельности некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге: http://www.crno.ru. ↑
-
Информационно-аналитические материалы о деятельности некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге: http://www.crno.ru. ↑
-
Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге 2013: информационно-аналитические материалы о деятельности негосударственных некоммерческих организаций. – СПб.: ЦРНО, 2013. ↑
-
Аналитическая записка «Совершенствование институциональных условий функционирования НКО, привлечение НКО к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ), подготовленная Институтом экономики города (http://strategy2020.rian.ru. ↑
-
Официальный сайт национальной социальной программы «Бабушка и дедушка онлайн»: http://babushka-on-line.ru/o-programme.html. ↑
-
Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге 2013: информационно-аналитические материалы о деятельности негосударственных некоммерческих организаций. – СПб.: ЦРНО, 2013. ↑
-
Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ) ↑
-
Щабаев Р.Э.Финансовая поддержка деятельности социально ориентированных НКО за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ// Некоммерческие организации в России. – 2013. - № 5. ↑
-
Грищенко А.В. Некоммерческие организации в России: анализ современного состояния законодательства// Некоммерческие организации в России. – 2014. - № 1. ↑