Файл: Финансовая политика некоммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Финансовая политика некоммерческих организаций

Одним из важных направлений работы некоммерческих организации является финансовая деятельность. Эффективное осуществление финансовой деятельности некоммерческой организации требует разработку основных направлений ее финансовой политики. В отечественной и зарубежной теории и практике не принято говорить о «финансовой политике некоммерческой организации», так как деятельность таких организаций существенно регламентируется и возможность для самостоятельного принятия решений ограничена[20]. Основная задача финансовой деятельности в коммерческой организации заключается в получении, организации движения и использования финансовые: ресурсов. Руководство некоммерческой организации должно четко представлять, за счет каких источников оно будет осуществлять свою деятельность[21].

С учетом этого можно рассматривать финансовую политику некоммерческой организации как комплекс мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения ее целей[22].

На первое место в системе управления финансами некоммерческой организации выходит потребность в управлении капиталом такой организации. Формирование финансовой политики в сфере управления капиталом некоммерческой организации требует определения целей и задач управления
капиталом, а также выявление основных принципов и функций управления[23].

Капитал некоммерческой организации - это совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности некоммерческой организации и достижения поставленный перед ней целей. Капитал некоммерческой организации характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной форме, инвестированных в формирование её активов[24]. Рассматривая экономическую сущность капитала, следует в первую очередь отметить следующие его характеристики:

1. Капитал является основным фактором производства. В экономической теории выделяют три основных фактора производства — капитал,
землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. Несмотря на то, что некоммерческие организации не ставят основной целью получение прибыли, они в то же время могут вести предпринимательскую деятельность, и соответственно некоммерческим организациям необходим капитал[25].


2. Капитал характеризует финансовые ресурсы организации, приносящие доход. В этом своем качестве капитал может выступать изолированно от
производственного фактора — в форме ссудного капитала, обеспечивающего
формирование доходов предприятия не в производственной (операционной),
а в финансовой (инвестиционной) сфере его деятельности. Некоммерческие организации формируют целевой капитал и направляют его для получения
процентного дохода.

3. Динамика капитала организации является важнейшим барометром уровня эффективности его хозяйственной деятельности. Способность некоммерческой организации поддерживать финансовое равновесие является важной в деятельности организации.

Капитал характеризуется количественными и качественными показателями. Количественная характеристика капитала является определяющей при анализе эффективности функционирования компании и представляет собой совокупность авансированных средств в денежной и материальной формах на долгосрочной основе[26]. Качественная характеристика капитала проявляется, во-первых, в его структуризации, а во-вторых, в стоимости привлечения его составляющих[27].

Целью управления капиталом некоммерческой организации — является
обеспечение ее устойчивого и эффективного развития. Под устойчивостью понимают способность некоммерческой организации адаптироваться в изменяющейся внешней среде. Эффективность деятельности некоммерческой организации определяется достижением целей, ради которых она создается[28].

Поставленная цель управления капиталом некоммерческой организации
в рамках разработки финансовой политики требует решения следующих задач:

  • разработка механизма определения обшей потребности в капитале для финансирования деятельности некоммерческой организации и обеспечение необходимых темпов ее экономического развития;
  • формирование алгоритма выбора наиболее эффективного источника привлечения капитала;
  • поиск механизма оптимизации структуры капитала некоммерческой организации адекватно целям и задачам ее развития.

В основу управления капиталом любой организации заложены следующие принципы: обеспечение условий развития организации; обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов; обеспечение оптимальной структуры капитала[29].


В отношении некоммерческих организаций можно применить все эти
принципы:

  • обеспечение условий развития некоммерческой организации - формирование оптимальной структуры и необходимого объема капитала для каждого этапа развития некоммерческой организации;
  • обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов — избыточность привлекаемого организацией капитала относительно формируемых ею активов влечет за собой снижение рентабельности использования капитала. Данный принцип наиболее полно реализуется в отношении коммерческих организаций, что касается некоммерческих организаций, то в настоящее время они испытывают недостаток денежных средств, особенно средств долгосрочного финансирования;
  • обеспечение оптимальной структуры капитала - формирование наиболее выгодного, с точки зрения реализации целей и задач некоммерческой организации, соотношения источников финансирования организации[30].

Среди функций управления капиталом некоммерческой организации
можно выделить воспроизводственную, распределительную, контрольную[31].

Воспроизводственная функция заключается в обеспечении непрерывного кругооборота капитала. Активно участвуя на всех стадиях расширенного воспроизводства, капитал некоммерческой организации способствуют выполнению ею текущей деятельности и достижении целей, ради которых она создана. Воспроизводственную функцию, которая способствует эффективному размещению капитала, созданию необходимых денежных фондов и накоплений, называют также функцией обеспечения организации денежными средствами[32].

Экономическое содержание распределительной функции проявляется в распределении и использовании денежных доходов и прибыли. Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

1. формирование фондов денежных средств - создаются финансовые ресурсы некоммерческой организации, необходимые для кругооборота капитала;

2. распределение денежных фондов через финансовые инструменты. Формируются обособленные фонды некоммерческой организации (фонд оплаты труда, резервные фонды и прочие);

3. использование денежных фондов призвано обеспечить выполнение некоммерческой организации поставленных целей[33].

Финансовый контроль - это контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью организаций. Характерно, что финансовый контроль затрагивает не только внутрипроизводственную сферу деятельности хозяйствующего субъекта, но и его финансово-хозяйственные взаимоотношения с другими предприятиями, организациями и системами[34]. Контроль за эффективностью использования финансовых ресурсов поддерживается анализом показателей финансового положения, что повышает действенность и результативность данной функции. Формы финансового контроля разнообразны. Прежде всего, это внутренний контроль со стороны соответствующих служб самой организации. Внешние формы контроля сопутствуют выполнению различных обязательств. Это контроль со стороны финансовых органов, органов федерального казначейства, банков, налоговых органов, аудиторских фирм и других контрагентов[35].


С развитием некоммерческой организации капитал претерпевает количественные и качественные преобразования, с одной стороны, обоснованное наращивание оборотов, ведущее к пересмотру организацией текущей политики и генерации новых перспективных планов, делает необходимым привлечение новых долгосрочных ресурсов. Увеличение капитала, в свою очередь, стимулирует развитие некоммерческой организации, ведет к определению новых направлений, территорий освоения, к продвижению контактов нового уровня[36].

Таким образом, любая развивающаяся некоммерческая организация, определившаяся со стратегическими целями, вынуждена решать вопрос формирования финансовой политики, ориентированной на управление капиталом для финансирования своих долгосрочных целей[37]. Однако при этом необходимо учитывать следующее:

1. Результатом наращивания капитала организации является также появление сложностей, связанных с его рациональным использованием, регулированием стоимости привлечения. Данные факторы предопределяют появление новых финансовых задач в процессе управления некоммерческой организацией.

2. В целях эффективного управления капиталом некоммерческой организации необходимо отслеживать достаточность авансированных в деятельность организации средств и оценивать рациональное их распределение.

3. Также необходимо, структурировав капитал, анализировать особенности его составляющих, а также характер качественных и функциональных зависимостей от определенных факторов.

Обобщая вышесказанное, хотелось бы заметить, что рыночная экономика ставит задачи управления финансами не только коммерческих организаций, но и некоммерческих, которые будучи интегрированы в динамично развивающуюся экономическую систему вынуждены формировать и реализовывать собственную финансовую политику в части управления капиталом.

Выводы.

Некоммерческая организация (НКО) - организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Финансы некоммерческих организаций – это социально-экономические отношения, возникающие по поводу формирования и использования денежных средств, связанных с осуществлением деятельности НКО. Источниками формирования финансовых ресурсов НКО в соответствии с действующим законодательством являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; доходы, получаемые от предпринимательской деятельности и иные не запрещенные законом поступления. В части расходования финансовых ресурсов действует принцип целевого использования имеющихся средств.


Глава 2. Практические аспекты формирования

и использования финансовых ресурсов некоммерческих

организация на примере Санкт-Петербурга

2.1. Анализ практики поддержки СО НКО Санкт-Петербурга

Новые возможности государственной поддержки некоммерческих организаций (НКО) стали частью реальности для организаций третьего сектора и новой составляющей политики региональных властей. Федеральные и региональные программы поддержки социально ориентированных НКО (далее - СО НКО), конкурсы в виде субсидий, государственный заказ и федеральные конкурсы представляют собой чрезвычайно разнообразную палитру практик.

Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций составлен Комитетом по социальной политике администрации Санкт-Петербурга и включает в себя информацию о четырех видах государственной поддержки: субсидии комитетов администрации Санкт-Петербурга; субсидии на поддержку СО НКО за счет средств, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета; субсидии на компенсацию расходов на коммунальные услуги; целевое финансирование НКО из бюджета Санкт-Петербурга[38]. Особенность организаций, попавших в реестр — социально полезная деятельность, включающая работу с нуждающимися в поддержке социальными группами: инвалидами, детьми, пенсионерами, ветеранами. Подавляющее большинство организаций оказывают специфические услуги, варьирующиеся от просветительской деятельности и создания условий для развития (культура, спорт) до программ адаптации и медицинской помощи.

Чтобы составить общее представление об объемах финансирования организаций СО НКО, стоит привести общие данные о выделяемых средствах и количестве их получателей, основываясь на анализе реестра социально ориентированных НКО.

Таблица 1

Виды финансовой поддержки НКО в 2014 и 2015 гг.

(данные реестра)[39]

Вид финансовой поддержки

2014 (тыс. рублей)

2015 (тыс. рублей)

Общая сумма субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на реализацию и компенсацию расходов на социально значимые проекты, программы и мероприятия

842 238

478 400

Общая сумма субсидий на компенсацию затрат на коммунальные услуги

2605

2083

Субсидии на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств, поступающих 8 бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета

-

36 868

Общая сумма целевых субсидий из бюджета Санкт-Петербурга

31 033

185 231

Общая сумма:

1 155 175

702 583