Файл: 5. 1 Методика изучения основных величин в начальной школе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– А теперь проверим, как хорошо вы поняли, что такое многоугольники.
– Однажды в Королевство Многоугольников постучались…
(прямоугольник, треугольник и круг)
– Кого из них не пропустили в королевство? (круг) Почему? (нет углов)
– Но круг совсем и не расстроился и приглашает нас на станцию «Отдыхайкино».
Встали дружно мы с тобой,
Развели руками, сделали над головой
Треугольник сами.
А теперь руки пред собой —
И в замочек их заключим,
Появился круг большой,
Тот, который мы здесь учим.
А теперь он будет рад,
Если сложишь ты квадрат.
- Наш паровоз отправляется на следующую станцию «Находкино».
- Мы знаем, что многие предметы похожи на геометрические фигуры. Посмотрите внимательно вокруг какие предметы похожи на геометрические фигуры.
А теперь посмотрите, у вас в тетради вклеено задание.
- Соедините предметы с той фигурой, на которую он похож простым карандашом, а потом раскрасьте (у доски будет выполнять это задание один ученик).
-Давайте посмотрим , правильно ли вы выполнили задание?
- Молодцы!
Наш поезд отправляется к следующей станции «Задачкино».
На этой станции мы должны решить задачу. Один ученик будет работать у доски.
Задача: У Вали было 6 мячей. Она подарила 2 мяча подруге. Сколько мячей осталось у Вали?
-
Закрась красным цветом столько кругов, сколько мячей было у Вали. -
А теперь зачеркнем карандашом столько кружков, сколько Валя отдала мячей.
Записываем пример: 6-2= 4
(физкультминутка)
4. Закрепление.
- Ехали мы ехали и, наконец, приехали на последнюю станцию - «Царицыно». А как вы думаете, кто может жить на станции Царицыно? Здесь живет Царица Геометрии. Она вам приготовила задание. На краю стола у вас лежит листок с заданием.
Мы должны с вами раскрасить паровозик, который состоит из геометрических фигур по цветам. За правильно выполненное задание учитель дает звёздочку.
- Молодцы, я думаю, что царица Геометрии осталась довольна вашей работой.
Итоговая рефлексия.
А теперь давайте вспомним:
- По какой волшебной стране мы путешествовали?
- О каких геометрических фигурах говорили?
– С какими фигурами мы встретились в нашем путешествии?
– У какого многоугольника меньшее количество углов? (у треугольника)
– Что вам понравилось больше всего на уроке?
Самооценка
- Если вы считаете, что урок прошёл хорошо и вы научились различать фигуры, справились с задан6иями, были активны на уроке. Вы научились и можете помочь другим, то нарисуйте в тетради круг и раскрасьте его зеленым цветом.
Если вы считаете, что вы еще плохо поняли, что такое геометрические фигуры , то раскрасте кружок желтым цветом.
А если вы считаете, что вам было очень трудно и совсем непонятно, то красным.
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
В портфель все вещи положи.
Задание 4.Разработайте фрагмент урока по исследованию свойств прямоугольника. Фрагмент урока должен содержать следующие этапы:
1.Актуализация знаний.
1.Минутка чистописания
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Пропишите на строчке число 43, 13.
2.Устный счет
3.Математический диктант:
1) Найди сумму чисел 7 и 9. (16)
2) Уменьшаемое - 14, вычитаемое - 8. Найди разность. (6)
3) 6 увеличить на 8. (14)
4) От какого числа нужно отнять 3, чтобы получилось 9? (12)
5) Запиши число, в котором 2дес. и 3 ед. (23)
4.Работа над задачами:
1)Купили 6 кг риса и 7 кг гречки, а манки – столько, сколько гречки и риса вместе. Сколько манки купили? (13 кг
2)В куске ткани было 42 м. Утром продали 12 м, а вечером – 10 м. Сколько метров осталось? (20 м
3)Каждая машина на автодроме вмещает 2 человека. Сколько потребуется машин, чтобы прокатились 7 мальчиков? (3 машины и один мальчик останется).
2. Организация учебного исследования.
1.Вывод определения «прямоугольник»
- Рассмотрите прямоугольник.
- К какой группе мы его отнесли?
Значит, прямоугольник – это ……четырехугольник.
- А чем прямоугольник отличается от остальных фигур в этой группе?
- А как определить, что углы прямые?
- Так что же такое прямоугольник?
2.Характеристика длины и ширины прямоугольника.
- Рассмотрите прямоугольники.
- Сравните стороны, что заметили?
- Как можно назвать стороны, которые длиннее?
- Как можно назвать стороны, которые короче?
- Такую сторону можно назвать длина.
- Такую сторону можно назвать ширина.
3.Свойства прямоугольника
На партах лежат прямоугольники
- Посмотрите внимательно на прямоугольник, вглядитесь, может, вы еще что- то интересное заметите у прямоугольника? (Дополнительно: - Обратите внимание на стороны прямоугольника)
- А как можно назвать эти стороны, которые находятся напротив друг друга?
- Эти стороны, находящиеся напротив друг друга, называются противоположными.
- Измерьте стороны прямоугольника, находящиеся друг напротив друга. Сделайте вывод.
- Как доказать, что стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые по длине, если нет линейки?
- Какой вывод можно сделать?
- Дайте определение прямоугольника по его свойствам.
3. Применение полученных знаний.
1.Распознавание прямоугольников в реальной жизни
- Назовите предметы, которые имеют форму прямоугольника.
2.Объяснение разницы между прямоугольником и ромбом, прямоугольником и трапецией.
- Дайте названия фигурам и сравните их.
3.Составление алгоритма построения прямоугольника.
- Как мы будем строить прямоугольник?
Построение прямоугольника на листе, используя изученные свойства.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы сможете применить новые знания.
- Надо достроить треугольник до прямоугольника.
Задания по теме 5.3 Обучение решению арифметических задач в начальной школе
Цель: формирование умений находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам; умений использовать различные средства и методы организации учебной деятельности обучающихся.
Задание 4. Изучив методическую литературу, составьте классификацию простых задач, с решением которых знакомятся учащиеся начальной школы.
В методическом отношении удобна следующая классификация простых задач: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. С этой точки зрения выделяют три группы задач.
1-я группа - простые задачи на усвоение конкретного смысла арифметических действий.
1) Нахождение суммы двух чисел.
Маляр покрасил в одной квартире 5 дверей, а в другой 3. Сколько дверей покрасил маляр?
2) Нахождение остатка.
Школьники сделали 7 кормушек. 3 кормушки они повесили в школьном саду. Сколько кормушек им осталось повесить?
3) Нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения).
Школьники посадили в парке 4 ряда сосен по 7 штук в ряду. Сколько сосен они посадили?
4) Деление на равные части.
В 3 палатках жили 24 туриста, в каждой палатке поровну. Сколько туристов жили в каждой палатке?
5) Деление по содержанию.
Каждая бригада школьников окопала по 8 берёзок, а всего школьники окопали 24 берёзы. Сколько всего бригад школьников выполняли эту работу?
2-я группа - простые задачи на усвоение связи между компонентами и результатами арифметических действий.
1) Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.
У кормушки было несколько снегирей, к ним прилетели 6 воробьёв. И их стало всего 9. Сколько снегирей было у кормушки?
2) Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.
У кормушки было 3 снегиря, к ним прилетели несколько синиц и их стало 9. Сколько синиц прилетело?
3) Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
Школьники сделали несколько скворечников. Когда 3 скворечника они повесили на дерево, то у них осталось 2 скворечника. Сколько скворечников сделали школьники?
4) Нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.
Школьники сделали 7 скворечников. Когда несколько скворечников они повесили на дерево, то у них осталось еще 2 скворечника. Сколько скворечников повесили школьники?
5) Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.
Неизвестное число умножили на 3 и получили 12. Найти неизвестное число.
6) Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.
9 умножили на неизвестное число и получили 27. Найти неизвестное число.
7) Нахождение делимого по известным делителю и частному.
Неизвестное число разделили на 6 и получили 6. Найти неизвестное число.
8) Нахождение делителя по известным делимому и частному.
24 разделили на неизвестное и получили 6. Найти неизвестное число.
3-я группа - простые задачи, раскрывающие новый смысл арифметических действий: понятия разности и кратного отношения.
1) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (1 вид).
У Миши было 8 яблок, а у Коли 5 яблок. На сколько у Миши яблок больше, чем у Коли?
2) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (2 вид).
У Тани 10 книг, а у Оли 8 книг. На сколько книг у Оли меньше?
3) Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).
На первой тарелке было 7 слив, а на второй на 3 сливы больше. Сколько слив на второй тарелке?
4) Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).
У Миши 4 карандаша, это на 8 карандаша меньше, чем у Тани. Сколько карандашей у Тани?
5) Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).
Школьники собрали с первой грядки 23 кг моркови, со второй на 3 кг меньше. Сколько килограммов моркови собрали со второй грядки?
6) Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
В колхозе было 12 тракторов, это на 4 больше, чем комбайнов. Сколько комбайнов было в колхозе?
В эту группу также входят простые задачи, связанные с понятием кратного отношения.
1) Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (1вид).
На проводе 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз ласточек больше, чем воробьев?
2) Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (2 вид).
В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?
3) Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).
В одном куске 6 м проволоки, а в другом в 2 раза больше. Сколько метров проволоки во втором куске?
4) Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).
У брата было 6 простых открыток, их было в 2 раза меньше, чем цветных открыток. Сколько цветных открыток было у брата?
5) Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).
В пруду плавали 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?
6) Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
Длина первой доски 18 дм, это в 3 раза больше длины второй доски. Какова длина второй доски?
Простые задачи на сложение и вычитание изучаются в 1 классе в связи с изучением соответствующих действий, а задачи на умножение и деление - во 2 классе.
Задание 5. Выберите из учебника математики 1 класса задания (не менее 6 заданий), подготавливающие младших школьников к введению понятия «арифметическая задача». Разработайте два задания.
1.Положите 6 морковок, затем еще 3. Сколько всего морковок вы положили?
2.В одной вазе 7 цветов, в другой — 3. Сколько цветов в обеих вазах?
3.В саду посадили 3 вишни и 1 яблоню. Сколько всего деревьев посадили в саду?
В ишни – 3
Яблоня – 1
Всего - ?
4.У Зайчика в ведре 4 морковки, еще 2 морковки он сорвал с грядки. Сколько морковок у Зайчика?
В ведре – 4 м
Сорвал – 3 м
Всего - ?
5.У Васи и Пети три машинки, мама подарила им еще одну, сколько машинок у мальчиков?
6.В расписании стояло 3 урока, но физкультуру отменили, сколько уроков осталось у ребят?