Файл: 5. 1 Методика изучения основных величин в начальной школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– А теперь проверим, как хорошо вы поняли, что такое многоугольники.

– Однажды в Королевство Многоугольников постучались…

(прямоугольник, треугольник и круг)

– Кого из них не пропустили в королевство? (круг) Почему? (нет углов)

– Но круг совсем и не расстроился и приглашает нас на станцию «Отдыхайкино».

Встали дружно мы с тобой,
Развели руками, сделали над головой
Треугольник сами.
А теперь руки пред собой —
И в замочек их заключим,
Появился круг большой,
Тот, который мы здесь учим.
А теперь он будет рад,
Если сложишь ты квадрат.

- Наш паровоз отправляется на следующую станцию «Находкино».

- Мы знаем, что многие предметы похожи на геометрические фигуры. Посмотрите внимательно вокруг какие предметы похожи на геометрические фигуры.

А теперь посмотрите, у вас в тетради вклеено задание.



- Соедините предметы с той фигурой, на которую он похож простым карандашом, а потом раскрасьте (у доски будет выполнять это задание один ученик).

-Давайте посмотрим , правильно ли вы выполнили задание?

- Молодцы!

    Наш поезд отправляется к следующей станции «Задачкино».

На этой станции мы должны решить задачу. Один ученик будет работать у доски.

Задача: У Вали было 6 мячей. Она подарила 2 мяча подруге. Сколько мячей осталось у Вали?

  • Закрась красным цветом столько кругов, сколько мячей было у Вали.

  • А теперь зачеркнем карандашом столько кружков, сколько Валя отдала мячей.

Записываем пример: 6-2= 4

(физкультминутка)

4. Закрепление.

- Ехали мы ехали и, наконец, приехали на последнюю станцию - «Царицыно». А как вы думаете, кто может жить на станции Царицыно? Здесь живет Царица Геометрии. Она вам приготовила задание. На краю стола у вас лежит листок с заданием.



Мы должны с вами раскрасить паровозик, который состоит из геометрических фигур по цветам. За правильно выполненное задание учитель дает звёздочку.

- Молодцы, я думаю, что царица Геометрии осталась довольна вашей работой.

Итоговая рефлексия.

А теперь давайте вспомним:

- По какой волшебной стране мы путешествовали?


- О каких геометрических фигурах говорили?

– С какими фигурами мы встретились в нашем путешествии?

– У какого многоугольника меньшее количество углов? (у треугольника)

– Что вам понравилось больше всего на уроке?

Самооценка

- Если вы считаете, что урок прошёл хорошо и вы научились различать фигуры, справились с задан6иями, были активны на уроке. Вы научились и можете помочь другим, то нарисуйте в тетради круг и раскрасьте его зеленым цветом.

Если вы считаете, что вы еще плохо поняли, что такое геометрические фигуры , то раскрасте кружок желтым цветом.

А если вы считаете, что вам было очень трудно и совсем непонятно, то красным.

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро собери,

В портфель все вещи положи.

Задание 4.Разработайте фрагмент урока по исследованию свойств прямоугольника. Фрагмент урока должен содержать следующие этапы:

1.Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Пропишите на строчке число 43, 13.

2.Устный счет

3.Математический диктант:

1) Найди сумму чисел 7 и 9. (16)

2) Уменьшаемое - 14, вычитаемое - 8. Найди разность. (6)

3) 6 увеличить на 8. (14)

4) От какого числа нужно отнять 3, чтобы получилось 9? (12)

5) Запиши число, в котором 2дес. и 3 ед. (23)

4.Работа над задачами:

1)Купили 6 кг риса и 7 кг гречки, а манки – столько, сколько гречки и риса вместе. Сколько манки купили? (13 кг

2)В куске ткани было 42 м. Утром продали 12 м, а вечером – 10 м. Сколько метров осталось? (20 м

3)Каждая машина на автодроме вмещает 2 человека. Сколько потребуется машин, чтобы прокатились 7 мальчиков? (3 машины и один мальчик останется).

2. Организация учебного исследования.

1.Вывод определения «прямоугольник»

- Рассмотрите прямоугольник.

- К какой группе мы его отнесли?

Значит, прямоугольник – это ……четырехугольник.

- А чем прямоугольник отличается от остальных фигур в этой группе?

- А как определить, что углы прямые?

- Так что же такое прямоугольник?

2.Характеристика длины и ширины прямоугольника.

- Рассмотрите прямоугольники.

- Сравните стороны, что заметили?

- Как можно назвать стороны, которые длиннее?

- Как можно назвать стороны, которые короче?

- Такую сторону можно назвать длина.

- Такую сторону можно назвать ширина.

3.Свойства прямоугольника

На партах лежат прямоугольники

- Посмотрите внимательно на прямоугольник, вглядитесь, может, вы еще что- то интересное заметите у прямоугольника? (Дополнительно: - Обратите внимание на стороны прямоугольника)



- А как можно назвать эти стороны, которые находятся напротив друг друга?

- Эти стороны, находящиеся напротив друг друга, называются противоположными.

- Измерьте стороны прямоугольника, находящиеся друг напротив друга. Сделайте вывод.

- Как доказать, что стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые по длине, если нет линейки?

- Какой вывод можно сделать?

- Дайте определение прямоугольника по его свойствам.

3. Применение полученных знаний.

1.Распознавание прямоугольников в реальной жизни

- Назовите предметы, которые имеют форму прямоугольника.

2.Объяснение разницы между прямоугольником и ромбом, прямоугольником и трапецией.

- Дайте названия фигурам и сравните их.

3.Составление алгоритма построения прямоугольника.

- Как мы будем строить прямоугольник?

Построение прямоугольника на листе, используя изученные свойства.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы сможете применить новые знания.

- Надо достроить треугольник до прямоугольника.

Задания по теме 5.3 Обучение решению арифметических задач в начальной школе

Цель: формирование умений находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам; умений использовать различные средства и методы организации учебной деятельности обучающихся.

Задание 4. Изучив методическую литературу, составьте классификацию простых задач, с решением которых знакомятся учащиеся начальной школы.

В методическом отношении удобна следующая классификация простых задач: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. С этой точки зрения выделяют три группы задач.

1-я группа - простые задачи на усвоение конкретного смысла арифметических действий.

1) Нахождение суммы двух чисел.

Маляр покрасил в одной квартире 5 дверей, а в другой 3. Сколько дверей покрасил маляр?

2) Нахождение остатка.

Школьники сделали 7 кормушек. 3 кормушки они повесили в школьном саду. Сколько кормушек им осталось повесить?

3) Нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения).

Школьники посадили в парке 4 ряда сосен по 7 штук в ряду. Сколько сосен они посадили?

4) Деление на равные части.

В 3 палатках жили 24 туриста, в каждой палатке поровну. Сколько туристов жили в каждой палатке?

5) Деление по содержанию.


Каждая бригада школьников окопала по 8 берёзок, а всего школьники окопали 24 берёзы. Сколько всего бригад школьников выполняли эту работу?

2-я группа - простые задачи на усвоение связи между компонентами и результатами арифметических действий.

1) Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.

У кормушки было несколько снегирей, к ним прилетели 6 воробьёв. И их стало всего 9. Сколько снегирей было у кормушки?

2) Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.

У кормушки было 3 снегиря, к ним прилетели несколько синиц и их стало 9. Сколько синиц прилетело?

3) Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

Школьники сделали несколько скворечников. Когда 3 скворечника они повесили на дерево, то у них осталось 2 скворечника. Сколько скворечников сделали школьники?

4) Нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.

Школьники сделали 7 скворечников. Когда несколько скворечников они повесили на дерево, то у них осталось еще 2 скворечника. Сколько скворечников повесили школьники?

5) Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.

Неизвестное число умножили на 3 и получили 12. Найти неизвестное число.

6) Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.

9 умножили на неизвестное число и получили 27. Найти неизвестное число.

7) Нахождение делимого по известным делителю и частному.

Неизвестное число разделили на 6 и получили 6. Найти неизвестное число.

8) Нахождение делителя по известным делимому и частному.

24 разделили на неизвестное и получили 6. Найти неизвестное число.

3-я группа - простые задачи, раскрывающие новый смысл арифметических действий: понятия разности и кратного отношения.

1) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (1 вид).

У Миши было 8 яблок, а у Коли 5 яблок. На сколько у Миши яблок больше, чем у Коли?

2) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (2 вид).

У Тани 10 книг, а у Оли 8 книг. На сколько книг у Оли меньше?

3) Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).

На первой тарелке было 7 слив, а на второй на 3 сливы больше. Сколько слив на второй тарелке?

4) Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).

У Миши 4 карандаша, это на 8 карандаша меньше, чем у Тани. Сколько карандашей у Тани?

5) Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).


Школьники собрали с первой грядки 23 кг моркови, со второй на 3 кг меньше. Сколько килограммов моркови собрали со второй грядки?

6) Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).

В колхозе было 12 тракторов, это на 4 больше, чем комбайнов. Сколько комбайнов было в колхозе?

В эту группу также входят простые задачи, связанные с понятием кратного отношения.

1) Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (1вид).

На проводе 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз ласточек больше, чем воробьев?

2) Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (2 вид).

В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?

3) Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).

В одном куске 6 м проволоки, а в другом в 2 раза больше. Сколько метров проволоки во втором куске?

4) Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).

У брата было 6 простых открыток, их было в 2 раза меньше, чем цветных открыток. Сколько цветных открыток было у брата?

5) Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).

В пруду плавали 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

6) Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).

Длина первой доски 18 дм, это в 3 раза больше длины второй доски. Какова длина второй доски?

Простые задачи на сложение и вычитание изучаются в 1 классе в связи с изучением соответствующих действий, а задачи на умножение и деление - во 2 классе.

Задание 5. Выберите из учебника математики 1 класса задания (не менее 6 заданий), подготавливающие младших школьников к введению понятия «арифметическая задача». Разработайте два задания.

1.Положите 6 морковок, затем еще 3. Сколько всего морковок вы положили?

2.В одной вазе 7 цветов, в другой — 3. Сколько цветов в обеих вазах?

3.В саду посадили 3 вишни и 1 яблоню. Сколько всего деревьев посадили в саду?

В ишни – 3

Яблоня – 1

Всего - ?

4.У Зайчика в ведре 4 морковки, еще 2 морковки он сорвал с грядки. Сколько морковок у Зайчика?

В ведре – 4 м

Сорвал – 3 м

Всего - ?

5.У Васи и Пети три машинки, мама подарила им еще одну, сколько машинок у мальчиков?

6.В расписании стояло 3 урока, но физкультуру отменили, сколько уроков осталось у ребят?