Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Педагогика»

Влияние личности педагога на развитие ребенка.
(тема практического задания)

ФИО студента

Хайруллаева Рухсора Баходирхон кизи


Направление подготовки

Педагогика

Группа

ДО-ПЕД-Б-0-З-2021-А


Москва2023






Эссе. Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи.

Современное общество, современная школа, современные дети мы часто слышим эти слова. Но вот как развивается это общество, какими вырастут наши дети, мы задумываемся все чаще и чаще. «В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся… Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей… Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира…» (из письма Минобразования России от 15.01.2003 г. №13-51-08/13).     

Тема воспитания и социализации подрастающего поколения всегда актуальна. Человечеству задавались вопросы о влиянии учителя на формирование личности учеников - Как научить ребенка правильному пути? Какими качественными способностями, знаниями и навыками должен обладать учитель для этого?


Воспитание является очень важным звеном в педагогическом процессе. Воспитание как процесс представляет собой целенаправленное формирование личности. Оно имеет совокупность взаимных действий самого педагога (воспитателя) с его воспитанниками. Такое взаимодействие определенным образом организовано, оно управляется и контролируется. Итогом воспитательного процесса будет являться сформированная личность, которая станет полезна и нужна обществу.

Воспитание представляет собой непрерывный процесс. Как важное звено в педагогическом процессе, воспитание представляет собой систематическое взаимодействие педагога с воспитанниками. В случае если процесс воспитание является нерегулярным, то усвоенный воспитанником опыт забывается, и тогда возникает необходимость повторного усвоения.

Процесс воспитания с точки зрения целенаправленного процесса имеет высокую эффективность тогда, когда педагогом ставится определенная цель воспитания. Эффективность будет намного больше в том случае, если данная цель воспитания, преследуемая педагогом, будет ясна и понятна самому воспитаннику, который согласиться ее принять.

Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной деятельностью. Существует огромное количество профессий, но именно к профессии педагога всегда предъявляют высокие требования. Действительно, благодаря педагогам передается накопленный опыт, от них зависит развитие подрастающего поколения и их будущее. Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать учителями, преподавателями или воспитателями. Не каждый может найти общий язык с учащимися, их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет педагогу. Учитель – это состояние души, образ жизни.

В должностные обязанности современного учителя входят самые разные функции, напрямую и косвенно связанные с процессом обучения и воспитания детей и молодежи, работой образовательной организации. Вот только основные из них:

  • формирование у детей знаний, навыков и умений по предметам школьной программы, расширение их кругозора во время занятий, внеурочных мероприятий;

  • обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья школьников;

  • обеспечение и защита прав ребенка;

  • организация образовательной деятельности детей, в том числе правильный выбор методов обучения для достижения образовательных результатов;

  • создание педагогических условий для успешного обучения, воспитания и развития детей;

  • педагогическое просвещение родителей, организация взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей;

  • консультирование учеников для поиска путей решения учебных и внеучебных проблем;

  • раскрытие потенциальных творческих возможностей и способностей учеников;

  • педагогическое сопровождение детей и т. д.


По ФГОС, воспитание и обучение – равноценные задачи современной школы. Поэтому роль педагога не должна заключаться только в преподавании своего предмета или в формировании личности детей. Он должен не просто организовывать и проводить различные воспитательные мероприятия (классные часы, волонтерскую деятельность и т. д.), но и уметь грамотно встраивать воспитательные моменты в программу обучения. Причем это нужно делать даже на уроках естественнонаучного цикла, например, знакомя детей с фактами биографии ученых-физиков или затевая с ними дискуссии о моральных аспектах биологических экспериментов.

Задача учителя - помочь незаметно выбрать правильные жизненные ориентиры, цели и задачи. Это возможно только в том случае, если был разработан научно-методический инструмент, содержание и формы которого в комплексе определяются потребностями, интересами детей и молодежи, их родителей и условиями жизни общества.

При обучении детей и молодежи важно сосредоточиться на формировании высокого патриотического сознания, чувства лояльности к своей родине и защиты интересов родины. Надо делать работу, имея в виду, что термин «патриотизм» значительно изменился за последние годы в общественном сознании и его понимании новыми поколениями. Значительная часть молодых людей, выросших в годы социальной нестабильности, выработала критическое отношение к своей стране, своей политике и государственной власти. Развитие у детей и молодежи интереса к истории своей родины, своего края, своего города и своих традиций - все это включает гражданское и патриотическое воспитание.

Преподаватель играет важную роль в формировании активной жизненной позиции учащихся, развитии творческих способностей и предоставлении им чувства сострадания, благородства и заботы о пожилых людях.

В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) постоянно вводят новые образовательные стандарты для образовательных учреждений страны. Соответственно, на педагогов возлагается большая ответственность за создание комфортных и эффективных условий для установления этих стандартов и развития личности учащихся. В соответствии с нормами ФГОС, требования к преподавателям растут с каждым годом. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать накопленные знания и опыт ученикам, то сегодня педагог должен научить их способам получения знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников. В сфере образования постоянно происходят изменения, и важно, чтобы педагог смог приспособиться к данным условиям и помочь учащимся приспособиться к ним. Речь идёт о квалифицированном, грамотном и умеющем увлекать учеников педагоге. Передать знания гораздо проще, чем заинтересовать ученика. Работа педагога может быть эффективной в том случае, если он профессионально компетентен, образован, имеет научно-теоретическую и
методическую подготовку, способен выявить причины трудностей учеников, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия школьников, умеет планировать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и учащийся являются партнёрами в учебном процессе. Отличительной особенностью современного урока является наличие элементов активной работы учащихся. А работа педагога заключается в том, чтобы создать позитивные и комфортные условия для образовательного процесса. Мы живём в век информационных технологий, стремительно развивающихся с каждым днём. Благодаря новым компьютерным технологиям, информация стала гораздо доступнее. Сегодня учитель уже не является единственным источником знаний. Благодаря современным технологиям появились возможности для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учеников. Но все же, педагог как источник информации и по сей день является незаменимым. В отличие от компьютера, педагог может научить ребенка самостоятельно мыслить, сравнивать анализировать, делать выводы и принимать самостоятельное решение. Компьютер дает лишь конечную информацию. Именно педагог способен научить ребёнка мыслительной деятельности, именно педагог участвует в интеллектуальном и нравственном формировании личности. В последнее время в мире наблюдается значительное снижение культурного и духовного уровней. Моральные ценности в какой-то степени утратили свою актуальность. Интернет и телевидение всё чаще показывают нам сцены грубости, насилия и жестокости. Образ кумиров современных подростков оставляет желать лучшего. Подрастающее поколение особенно часто проводит время в виртуальном мире, и, соответственно, впитывает весь этот негатив. Сегодня особенно актуальна проблема циничного отношения некоторых молодых людей к таким понятиям как «порядочность», «скромность» и «интеллигентность». Поэтому, в настоящее время как никогда важно развитие и саморазвитие личности, создание нормальных условий для самоопределения и социализации учащегося, на что непосредственно влияет педагог и учитель. Педагог играет важную роль в сохранении живого общения, так как именно оно является основанием взаимодействия людей и общества в целом. Он должен привить учащимся
радость общения и взаимодействия с людьми, и, посредством этого, сохранить свой язык и культуру. Педагог также выполняет функцию накапливания в себе социального опыта. Накапливая всю жизнь в себе жизненные ценности, он передаёт их молодому поколению, и, таким образом, педагог является значительным звеном в механизме передачи накопленного ценностного опыта. Трудность профессии педагога состоит также в том, что он должен уметь приспособиться к каждому ребенку (молодому человеку) как к индивиду, и не к каждому легко найти подход. Есть проблемные дети (молодые люди), которые труднее усваивают материал и требуют особого обращения. В таких ситуациях нужно проявить немало терпения при использовании психологических методов для успешного обучения. Кто-то усваивает полученную информацию быстро, а кто-то нет. Профессия педагога требует огромной выдержки, усилий и терпения. Если преподаватель любит свою профессию и своих учеников, то он в любом случае будет успешным.

Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению в значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя.

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо, ведь психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми.