Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Педагогика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «Педагогика»
Влияние личности педагога на развитие ребенка.
(тема практического задания)
ФИО студента | Хайруллаева Рухсора Баходирхон кизи |
Направление подготовки | Педагогика |
Группа | ДО-ПЕД-Б-0-З-2021-А |
Москва2023
Эссе. Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи.
Современное общество, современная школа, современные дети мы часто слышим эти слова. Но вот как развивается это общество, какими вырастут наши дети, мы задумываемся все чаще и чаще. «В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся… Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей… Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира…» (из письма Минобразования России от 15.01.2003 г. №13-51-08/13).
Тема воспитания и социализации подрастающего поколения всегда актуальна. Человечеству задавались вопросы о влиянии учителя на формирование личности учеников - Как научить ребенка правильному пути? Какими качественными способностями, знаниями и навыками должен обладать учитель для этого?
Воспитание является очень важным звеном в педагогическом процессе. Воспитание как процесс представляет собой целенаправленное формирование личности. Оно имеет совокупность взаимных действий самого педагога (воспитателя) с его воспитанниками. Такое взаимодействие определенным образом организовано, оно управляется и контролируется. Итогом воспитательного процесса будет являться сформированная личность, которая станет полезна и нужна обществу.
Воспитание представляет собой непрерывный процесс. Как важное звено в педагогическом процессе, воспитание представляет собой систематическое взаимодействие педагога с воспитанниками. В случае если процесс воспитание является нерегулярным, то усвоенный воспитанником опыт забывается, и тогда возникает необходимость повторного усвоения.
Процесс воспитания с точки зрения целенаправленного процесса имеет высокую эффективность тогда, когда педагогом ставится определенная цель воспитания. Эффективность будет намного больше в том случае, если данная цель воспитания, преследуемая педагогом, будет ясна и понятна самому воспитаннику, который согласиться ее принять.
Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной деятельностью. Существует огромное количество профессий, но именно к профессии педагога всегда предъявляют высокие требования. Действительно, благодаря педагогам передается накопленный опыт, от них зависит развитие подрастающего поколения и их будущее. Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать учителями, преподавателями или воспитателями. Не каждый может найти общий язык с учащимися, их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет педагогу. Учитель – это состояние души, образ жизни.
В должностные обязанности современного учителя входят самые разные функции, напрямую и косвенно связанные с процессом обучения и воспитания детей и молодежи, работой образовательной организации. Вот только основные из них:
-
формирование у детей знаний, навыков и умений по предметам школьной программы, расширение их кругозора во время занятий, внеурочных мероприятий; -
обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья школьников; -
обеспечение и защита прав ребенка; -
организация образовательной деятельности детей, в том числе правильный выбор методов обучения для достижения образовательных результатов; -
создание педагогических условий для успешного обучения, воспитания и развития детей; -
педагогическое просвещение родителей, организация взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей; -
консультирование учеников для поиска путей решения учебных и внеучебных проблем; -
раскрытие потенциальных творческих возможностей и способностей учеников; -
педагогическое сопровождение детей и т. д.
По ФГОС, воспитание и обучение – равноценные задачи современной школы. Поэтому роль педагога не должна заключаться только в преподавании своего предмета или в формировании личности детей. Он должен не просто организовывать и проводить различные воспитательные мероприятия (классные часы, волонтерскую деятельность и т. д.), но и уметь грамотно встраивать воспитательные моменты в программу обучения. Причем это нужно делать даже на уроках естественнонаучного цикла, например, знакомя детей с фактами биографии ученых-физиков или затевая с ними дискуссии о моральных аспектах биологических экспериментов.
Задача учителя - помочь незаметно выбрать правильные жизненные ориентиры, цели и задачи. Это возможно только в том случае, если был разработан научно-методический инструмент, содержание и формы которого в комплексе определяются потребностями, интересами детей и молодежи, их родителей и условиями жизни общества.
При обучении детей и молодежи важно сосредоточиться на формировании высокого патриотического сознания, чувства лояльности к своей родине и защиты интересов родины. Надо делать работу, имея в виду, что термин «патриотизм» значительно изменился за последние годы в общественном сознании и его понимании новыми поколениями. Значительная часть молодых людей, выросших в годы социальной нестабильности, выработала критическое отношение к своей стране, своей политике и государственной власти. Развитие у детей и молодежи интереса к истории своей родины, своего края, своего города и своих традиций - все это включает гражданское и патриотическое воспитание.
Преподаватель играет важную роль в формировании активной жизненной позиции учащихся, развитии творческих способностей и предоставлении им чувства сострадания, благородства и заботы о пожилых людях.
В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) постоянно вводят новые образовательные стандарты для образовательных учреждений страны. Соответственно, на педагогов возлагается большая ответственность за создание комфортных и эффективных условий для установления этих стандартов и развития личности учащихся. В соответствии с нормами ФГОС, требования к преподавателям растут с каждым годом. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать накопленные знания и опыт ученикам, то сегодня педагог должен научить их способам получения знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников. В сфере образования постоянно происходят изменения, и важно, чтобы педагог смог приспособиться к данным условиям и помочь учащимся приспособиться к ним. Речь идёт о квалифицированном, грамотном и умеющем увлекать учеников педагоге. Передать знания гораздо проще, чем заинтересовать ученика. Работа педагога может быть эффективной в том случае, если он профессионально компетентен, образован, имеет научно-теоретическую и
методическую подготовку, способен выявить причины трудностей учеников, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия школьников, умеет планировать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и учащийся являются партнёрами в учебном процессе. Отличительной особенностью современного урока является наличие элементов активной работы учащихся. А работа педагога заключается в том, чтобы создать позитивные и комфортные условия для образовательного процесса. Мы живём в век информационных технологий, стремительно развивающихся с каждым днём. Благодаря новым компьютерным технологиям, информация стала гораздо доступнее. Сегодня учитель уже не является единственным источником знаний. Благодаря современным технологиям появились возможности для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учеников. Но все же, педагог как источник информации и по сей день является незаменимым. В отличие от компьютера, педагог может научить ребенка самостоятельно мыслить, сравнивать анализировать, делать выводы и принимать самостоятельное решение. Компьютер дает лишь конечную информацию. Именно педагог способен научить ребёнка мыслительной деятельности, именно педагог участвует в интеллектуальном и нравственном формировании личности. В последнее время в мире наблюдается значительное снижение культурного и духовного уровней. Моральные ценности в какой-то степени утратили свою актуальность. Интернет и телевидение всё чаще показывают нам сцены грубости, насилия и жестокости. Образ кумиров современных подростков оставляет желать лучшего. Подрастающее поколение особенно часто проводит время в виртуальном мире, и, соответственно, впитывает весь этот негатив. Сегодня особенно актуальна проблема циничного отношения некоторых молодых людей к таким понятиям как «порядочность», «скромность» и «интеллигентность». Поэтому, в настоящее время как никогда важно развитие и саморазвитие личности, создание нормальных условий для самоопределения и социализации учащегося, на что непосредственно влияет педагог и учитель. Педагог играет важную роль в сохранении живого общения, так как именно оно является основанием взаимодействия людей и общества в целом. Он должен привить учащимся
радость общения и взаимодействия с людьми, и, посредством этого, сохранить свой язык и культуру. Педагог также выполняет функцию накапливания в себе социального опыта. Накапливая всю жизнь в себе жизненные ценности, он передаёт их молодому поколению, и, таким образом, педагог является значительным звеном в механизме передачи накопленного ценностного опыта. Трудность профессии педагога состоит также в том, что он должен уметь приспособиться к каждому ребенку (молодому человеку) как к индивиду, и не к каждому легко найти подход. Есть проблемные дети (молодые люди), которые труднее усваивают материал и требуют особого обращения. В таких ситуациях нужно проявить немало терпения при использовании психологических методов для успешного обучения. Кто-то усваивает полученную информацию быстро, а кто-то нет. Профессия педагога требует огромной выдержки, усилий и терпения. Если преподаватель любит свою профессию и своих учеников, то он в любом случае будет успешным.
Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению в значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя.
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо, ведь психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми.