Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Общие положения судебной власти Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции состоят из:

- высшее звено – Верховный суд РФ;

- среднее звено – Верховный суд республик, краевые и районные суды; суды городов федерального значения; суды автономной области и автономных округов; военные суды;

- низшее звено – районный суд; мировой судья.

Согласно ст. 19 Закона о судебной концепции Верховный Суд Российской Федерации представляется верховным судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, подчиненным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации в границах собственной компетенции оценивает дела в качестве суда 2-ой инстанции, в режиме надзора и по вновь открывшимся факторам, а в вариантах, предустановленных федеральным законодательством, кроме того и в качестве суда первой инстанции.[50]

Верховный Суд Российской Федерации представляется напрямую вышестоящей судебной инстанцией по взаимоотношению к верховным судам республик, краевым (районным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.[51]

Верховный Суд Российской Федерации предоставляет разъяснения по проблемам судебной практики.[52]

Особое положение в деятельности Верховного Суда РФ занимает его Пленум. В его состав вступают все судьи Верховного Суда, а задачей представляется предоставление целостности судебной практики в Российской Федерации посредством дачи разъяснений по проблемам, сопряженным с использованием судами законодательства.

В отличие от нормативных актов разъяснения Пленума не носят обязательного характера, однако они направляют суды абсолютно всех уровней на равный подход к использованию правовых норм.[53]

В согласовании с компетенцией Верховного Суда РФ создается его внутренняя структура.

В состав Суда вступают 4 судебные коллегии: по гражданским, по уголовным делам, военная коллегия, по экономическим спорам.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей: Председатель Суда, его заместители, 8 судей, представляющих судебные коллегии.[54]

Внутри судебных коллегий по гражданским и уголовным делам образованы судебные составы, как норма, по зональному принципу.


Работу судей гарантирует устройство Суда, совокупной численностью больше 500 работников, объединенных в управления и отделы.

Значительное число сотрудников аппарата Суда дает возможность справляться с крупными размерами работы.[55]

Ежегодно в Верховном Суде РФ рассматривается больше 6,6 тыс. дел по первой и второй инстанциям, пересматривается примерно 5 тыс. дел в режиме надзора, помимо этого, в Верховном Суде РФ допускается больше 100 тыс. жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов Российской Федерации[56].

В соответствии с требованиями Закона о статусе судей[57] судьей Верховного Суда РФ может стать гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, содержащий высшее юридическое образование и трудовой стаж работы по юридической специальности не меньше 10 лет.

Полномочия, порядок образования и работы Верховного Суда РФ обязаны быть введены федеральным конституционным законодательством (ст. 128 Конституции РФ[58]).

Стоит отметить, что современная система судоустройства судов общей юрисдикции продолжает развиваться. Так, в 2018 Верховным судом Российской Федерации был внесен в Государственную думу Российской Федерации законопроект о создании в России обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов Федерации.

В качестве вывода можно выделить, что суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены однородной компетенцией, имеют равную структуру и в основном схожие полномочия. По численному составу судей и аппарата суды отличаются между собой: это зависит от размера работы этого суда, числа подвластных ему в процессуальном отношении районных судов. численный состав вышеназванных судов вводится Верховным Судом РФ на основании сведений, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

2.3 Арбитражные суды

В Законе о судебной системе РФ зафиксированы основные принципы правового статуса Арбитражных судов РФ. При этом не только лишь воспроизводится ст. 126 Конституции РФ (ч. 1, 3, 5 Закона), однако и формируются ее утверждения, указывается, что Верховный суд РФ представляется вышестоящей судебной инстанцией по взаимоотношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Федерации, а кроме того что Верховный суд РФ оценивает дела в качестве суда первой инстанции, в режиме надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.


Более детальная оценка деятельности Арбитражных судов РФ неосуществима без учета законодательства об арбитражных судах. Речь идет прежде всего о Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[59] и АПК РФ[60] за исключением отдельных положений.

Установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по финансовым спорам и прочие дела, сопряженные с исполнением предпринимательской и другой финансовой деятельности.[61]

Арбитражные суды разрешают финансовые споры и оценивают другие дела с участием юридических лиц, людей, исполняющих (осуществляющих) предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, полученный в учрежденном законодательством режиме, а в вариантах, предустановленных федеральными законами, с участием образований, не имеющих статуса юридического лица, и людей, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя[62].

В целом число рассматриваемых в арбитражных судах дел, возникающих из административно-правовых взаимоотношений, возрастает существенно крупными темпами, чем других категорий споров: в 2017 г. административные споры собрали практически 48% от всеобщего числа дел, рассмотренных арбитражными судами[63].

Верховный Суд РФ представляется вышестоящей судебной инстанцией по взаимоотношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Федерации. Верховным Судом может быть пересмотрен любой судебный акт данных судов. Тем не менее делается это через процедуру надзорного производства. Поясняется подобное положение тем, что в концепции арбитражных судов уже имеются 2 стадии пересмотра дел, если для возбуждения судебной процедуры довольно только лишь инициативы лиц, участвующих в деле: апелляционное и кассационное производство.[64]

Кроме этого, практика работы арбитражных судов выработала, а закон зафиксировал еще 1 форму обеспечения целостности судебной практики. Речь идет о Законе об арбитражных судах, что установил, что Президиум Верховного суда РФ оценивает отдельные проблемы судебной практики и о итогах рассмотрения сообщает арбитражные суды Российской Федерации.[65]

Федеральные арбитражные суды округов - новое явление в законодательстве о судоустройстве. Они не привязаны к имеющемуся территориальному разделению, что ликвидирует вероятное влияние районных факторов на разрешение спора. И в данном значении они представлены гарантией одинаковой защиты прав соучастников спора, пребывающих на территории различных субъектов Федерации, и проведения в жизнь принципа общего экономического и правового пространства. В то же время, функционируя не на всероссийском уровне, они действительно самостоятельны от основных органов абсолютно всех ветвей государственной власти.[66]


Таким образом, можно отметить, что сформировавшаяся в России концепция арбитражных судов обладает рядом явных плюсов, отличающих ее от концепции судов общей юрисдикции. Во-первых, быстрота рассмотрения арбитражными судами финансовых споров. Во-вторых, присутствие квалификации судей, что же положительно отражается на качестве выносимых судебных актов. В-третьих, присутствие окружных судов, образуемых самостоятельно от имеющегося административно-территориального разделения.

Подведем обобщающий вывод.

Итак, судебная власть представляется двухзвенной: Высшими судебными органами представлены Верховный суд РФ, Конституционный Суд. Верховный суд РФ представляется верховным судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам (ст. 126). Конституционный Суд призван реализовывать контроль за абсолютно всеми государственными органами в РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, отталкиваясь из изложенного, приходим к выводу: что судебная система современного государства представляет собой сложную и многоступенчатую структуру. Современным законодателем предусмотрена неоднородная система судоустройства, которая позволяет полно и всецело осуществлять отправление правосудием. Стоит отметить, что в России сформировалась концепция судов, отвечающая мировым эталонам, вобравшая в себя то положительное, что было свойственно для судов дореволюционной и советской России.

Выделяются следующие ключевые функции судебной власти:

1) функция правосудия

2) контрольно-надзорная функция (юрисдикционный, судебный надзор).

В литературе помимо отмеченных функций называются и такие, как функция развития судейского корпуса и управление судебной практикой (разъяснение судам Верховным Судом РФ задач и практики использования функционирующего законодательства).

В рамках функции правосудия выделяют следующие 4 течения деятельности судебной власти: а) судебный контроль за конституционностью нормативных и правоприменительных актов; б) сдерживание, уравновешивание законодательной и исполнительной властей; в) использование мер государственного принуждения; г) предоставление социальной и юридической ценности актов правосудия, их обязательности, действенности и устойчивости.

Значение судебной деятельности в максимальной степени выражается при подробном анализе результативности судебной системы. В связи с этим особенно важным становится проблема о статусе судей.


Концептуальным основам формирования судебной реформы придается основное государственное значение.

Основным фактором, обусловливающим особенную значимость суда в системе право применения, необходимо принять его главное значение для охраны и осуществлении прав физических и юридических лиц. Собственно в случае работы судебных органов создаются представления людей о пребывании правовой системы страны, о степени безопасности их прав и свобод, об эффективности всего правового инструментария, однако наравне с данным обнаруживаются и ключевые недостатки, свойственные как функционирующему законодательству, так и правовой концепции страны. Следовательно весьма принципиально осознать основания недостаточного состояния концепции правоприменительной деятельности, проиллюстрировать которое можно на определенных фактах, освещенных в прессе.

Задача современной правовой системы складывается в закреплении достижений судебной реформы и продвижении ее далее, в особенности в вопросах расширения доступа людей к правосудию, приближения судебной охраны к эталонам Европейского Суда, в отыскивании новых возможностей улучшения судопроизводства.

Несомненно, стоит отметить, что развитие судебной системы в Российской Федерации не стоит на месте. Верховным судом РФ в государственную Думу РФ вносятся проекты позволяющие совершенствовать судебную систему. Пленум ВС РФ осуществляет функции по обобщению судебной практики, а также разъяснению вопросов материального и процессуального права.

Стоит учитывать, что при исполнении любой судебной реформы необходимо, прежде всего, отталкиваться из основных вопросов правосудия: правильного и своевременного разрешения дел, охраны прав, свобод и интересов людей и учреждений, помимо этого, необходимо учитывать устои правосудия в данном государстве, накопленный опыт судебной практики, все позитивные черты существующей судебной концепции.

Очевидно, что организация и полномочия судебной власти государства не лишены недостатков и практика их применения ставит перед современным законодателем вопросы практического и доктринального характера, которые нуждаются в их правовом разрешении с учетом специфических особенностей деятельности судебной системы государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти