Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Общие положения судебной власти Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Становление и развитие судебной власти в России
1.2 Понятие судебной власти и ее признаки
1.3 Роль судебной власти в системе органов государственной власти России
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Важной чертой судебной власти представляется содействие представителей народа в исполнении и отправлении правосудия.[21]
Конституционное статус о праве людей принимать участие в отправлении правосудия формируется в судоустройственных и процессуальных законодательстве. Оно реализуется посредством участия в анализе и позволении судебных дел народных заседателей, присяжных заседателей и представителей социальных учреждений и трудовых коллективов.[22] Один из неотъемлемых особенностей судебной власти представляется властный характер полномочий суда. Это выражается в том, что условия и постановления судей при исполнении ими собственных возможностей непременны для абсолютно всех без исключения государственных органов, учреждений и прочих юридических лиц и людей. Осуществление условий суда и выполнение его решений гарантируется силой страны.[23]
Таким образом, положение судебной власти в концепции организаций государственной власти Российской Федерации в главной степени обусловливается расположением о делении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть сознается как вид общегосударственной власти наравне с законодательной и исполнительной, ее аппараты пользуются самодостаточностью. Данная независимость судебной власти выражается в самостоятельности судей, что подчиняются только лишь Конституции РФ и закону. В своей деятельности по исполнению правосудия они никому не подотчетны.
1.3 Роль судебной власти в системе органов государственной власти России
Все конституции мира включают разделы (главы) о судебной власти. Принятие данной отрасли власти независимым предметом конституционного регулирования поясняется тем, что судебная власть представляется составляющий частью государственной власти. К тому же данная власть — власть, а не обыкновенная деятельность судебных органов — напрямую влияет на права и свободы человека, что призывает конституционного определения ее границ и основ.[24] Конституции как правило фиксируют обязательства прав людей в их взаимоотношениях с судебной властью, формирование судебной власти и положение судей. Суть возведения данных вопросов на уровень конституционного регулирования складывается в необходимости устранить возможность судебного произвола по взаимоотношению к гражданам, зафиксировать обязательства правосудия, сформировать иерархическую структуру, способную гарантировать вероятность обжалования судебных решений и приговоров, а кроме того обеспечивать самостоятельность и высокий статус деятелей юстиции.[25]
В Конституции РФ[26] термин «судебная власть» открывается через ряд утверждений, охватывающих как формирование судебной концепции, так и основы деятельности судов. Наравне с этим термином в Конституции РФ применяется слово «правосудие», каким отмечается содержимое судебной деятельности, в случае если она отвечает абсолютно всем условиям закона. Однако необходимо иметь в виду, что в литературе оба термина зачастую используются как идентичные[27].
Одна из статей главы «Судебная власть» приурочена к прокуратуре, что может сформировать впечатление о вхождении прокуратуры в число организаций, исполняющих судебную власть. Однако подобное впечатление ошибочно, так как и суд совершенно самостоятельны друг от друга и представляют собой системы с разными функциями, хотя проявляет значительное содействие исполнению судебной власти. Введение статьи о прокуратуре в главу о судебной власти необходимо вернее разъяснить данью устои.[28]
Принцип распределения властей не только лишь распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, однако и определяет их независимость и двустороннюю уравновешиваемость. [29] В данной концепции суды объединены с законодательной и исполнительной властью обязанностью признать законы и прочие нормативные правовые акты, а кроме того в отношении назначения судей на их должности, однако судебная власть обладает перспективой практической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, в случае если они будут ею распознаны неконституционными. Судебная власть целиком самостоятельна в вынесении судебных заключений и приговоров, однако их выполнение принадлежит к обязанностям исполнительной власти. Вероятность: судебного обжалования гражданами действий (бездействия) официальных лиц и органов исполнительной власти дает возможность судебной власти противодействовать незаконным поступкам данной власти. Функции и права судебных организаций, подобным образом, предназначаются своего рода противовесом в отношении 2-ух иных ветвей власти, а в совокупности с ними формируют общую государственную власть.[30]
Принцип распределения властей значим также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не повергли к присвоению полномочий судебной власти какой-либо иной властью. Оценивать не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти.[31] Со своей стороны судебная власть не обязана заниматься нормотворчеством, заменяя законодательные органы, вторгаться в привилегии исполнительной власти. Совместно с тем судебная практика, бесспорно, оказывает большое влияние на направленность законодательной деятельности, а кроме того исправляет многочисленные ошибки органов исполнительной власти; наиболее того, объяснением права в ходе его использования суды обнаруживают настоящее содержание законных норм, Зачастую отличное от первоначальных целей.[32]
Положение судебной власти в концепции распределения властей начинает выглядеть внешне неопределённым, если возникает вопрос об организации данной власти в субъектах РФ. Казалось бы, потому как из смысла ст. 10 и 11 Конституции РЗ следует популяризация принципа распределения властей кроме того на субъекты РФ, последние вправе лично формировать свои органы судебной власти, наравне с органами законодательной и исполнительной власти. С иной стороны, сущность судебной власти, в отличие от 2-ух иных, такова, что она имеет возможность функционировать только лишь при наличии специфической вертикали судебных органе снизу доверху. И Конституция РФ дает предпочтение как раз такому подходу. Эта проблема присуща многим федеративным странам[33].
Таким образом, положение судебной власти в концепции органов государственной власти Российской Федерации в главной степени обусловливается положением о делении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.[34] Судебная власть сознается как вид государственной власти наравне с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самодостаточностью. Данная самостоятельность судебной власти выражается в самостоятельности судей, что подчиняются только лишь Конституции РФ и закону. В собственной деятельности по исполнению правосудия они никому не подотчетны.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Конституционный суд Российской Федерации
В п. 1 ст. 18 Закона о судебной системе приводится терминологическое установление Конституционного Суда РФ, сформулированное в ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»[35] (затем - Закон о Конституционном Суде). В нем раскрывается: а) юридическая сущность данного конституционного органа, участвующего в исполнении государственной власти в Российской Федерации в качестве суда; б) его функция - выполнение конституционного контролирования; в) конституционные основы работы (независимость и самостоятельность в ходе исполнения судебной власти); г) особенность процессуальной формы работы (посредством конституционного судопроизводства)[36].
Конституционный Суд РФ представляется элементом общей судебной системы Российской Федерации. Применительно к Конституционному Суду РФ данное единство, в частности, гарантируется установлением судебной концепции Конституцией РФ, законодательным закреплением единства статуса судей. Совместно с тем в отличие от иных федеральных судов, что подчиняются Конституции РФ[37] и федеральному закону, Конституционный Суд РФ при исполнении собственных полномочий руководствуется только лишь Конституцией РФ (ст. 29 Закона о Конституционном Суде). Решения Конституционного Суда РФ функционируют напрямую и не требуют доказательства иными органами и официальными лицами. Юридическая мощь постановления Конституционного Суда РФ никак не может быть преодолена вторичным принятием акта, признанного неконституционным[38].
Официальное понимание Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, представляется неотъемлемым для абсолютно всех представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов регионального самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, официальных лиц, людей и их объединений. В отличие от иных судов Конституционный Суд РФ не только лишь использует конституционные нормы, однако и разъясняет их, обогащая их юридическое содержание[39]. В ходе подобных интерпретаций словесное отражение конституционных норм может не изменяться, однако их нормативное содержимое может подвергаться существенным изменениям. Благодаря Конституционному Суду РФ обнаруживаются те множественные потенциальные возможности, что заключены в концентрированном варианте в нормах Конституции РФ[40].
Данные черты определяют юридическую природу Конституционного Суда как федерального органа государственной власти, пребывающего на 1 уровне с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ.
Конституционный Суд РФ представляется не единственным органом конституционного контроля - подобную деятельность реализовывает Президент РФ, Правительство, Федеральное Собрание РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее только лишь Конституционный Суд РФ представляется судебным органом конституционного контроля[41].
В ст. 10 Конституции РФ зафиксировано, что государственная власть в Российской Федерации исполняется на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Следовательно, конституционно-правовой базой самостоятельности Конституционного Суда РФ как 1-го из носителей судебной власти представлены отмеченные нормы Конституции РФ[42]. Конституционный Суд РФ самостоятелен в организационном, экономическом и материально-техническом отношении от разных иных организаций. Его финансирование выполняется за счет федерального бютжета и гарантирует возможность самостоятельного исполнения конституционного судопроизводства в полном размере (ст. 7 Закона о Конституционном Суде). Этот принцип работы кроме того представляется конституционным (ст. 124 Конституции РФ[43]).
Единая оценка полномочий Конституционного Суда РФ находится в ст. 125 Конституции РФ. В рамках конституционного судопроизводства решаются исключительно проблемы права. Конституционный Суд РФ при исполнении конституционного судопроизводства воздерживается от определения и изучения подлинных факторов в абсолютно всех вариантах, если данное входит в компетенцию иных судов либо других органов (ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде). [44]
В данных нормах закреплен принцип связанности Конституционного Суда РФ компетенцией абсолютно всех иных судов. В рамках конституционного судопроизводства решаются только лишь конституционные споры, проблемы конституционности.
В ч. 2 ст. 18 Закона о судебной системе зафиксировано положение о том, что полномочия, порядок создания и работы Конституционного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законодательством. В ней воспроизведена норма ч. 3 ст. 128 Конституции РФ, носящая бланкетный вид. Собственно, следовательно в ст. 2 Закона о Конституционном Суде зафиксировано, что полномочия, порядок образования и работы Конституционного Суда РФ формируются Конституцией РФ и вышеназванным Законодательством. Список полномочий Конституционного Суда РФ, настолько досконально прописанный в Конституции РФ, тем не менее не представляется исчерпывающим[45].
Части 2-5, 7 ст. 125 Конституции РФ[46] устанавливают ключевые права Конституционного Суда РФ по разрешению дел. Данные категории полномочий реализуются в 5 ключевых судебных процедурах:
1) процедура разрешения дел о согласовании федеральной Конституции нормативных актов государственных органов, соглашений между ними, а кроме того не вступивших в силу международных соглашений Российской Федерации;[47]
2) процесс контроля конституционности закона, использованного либо подлежащего использованию в определенном деле, по претензиям на несоблюдение конституционных прав и свобод людей и по запросам судов;
3) процедура дозволения споров о компетенции;
4) процедура официального объяснения Конституции РФ;
5) процедура дачи заключения о соблюдении введенного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене либо совершении другого тяжкого преступления[48].
По жалобам на несоблюдение конституционных прав и свобод людей и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, использованного либо доступного использованию в определенном деле. Следовательно, эта процедура называется процедурой определенного конституционного контроля[49].