Файл: Кашенов Азамат Тулеубаевич (подпись) Томск 2023 г. Оглавление задача 1 3 задача 2 4 задача 3 5 Список использованных источников 7 задача.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин и правоохранительной деятельности (ГПДиПД)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Вариант 13

Выполнила: студент(ка) группы з-091-а

Семенова Татьяна Анатольевна

(Ф. И. О. полностью)

___________________________

(подпись)
Проверил:

к.и.н., доцент кафедры ГПДиПД

Кашенов Азамат Тулеубаевич ____________________________

(подпись)

Томск 2023 г.

Оглавление




Задача 1 3

Задача 2 4

Задача 3 5

Список использованных источников 7


Задача 1



Во время набега казанских татар в плен был захвачен холоп боярина Шуйского Макар. Макар находился в плену около трех лет, а затем ему удалось бежать. После побега Макар добрался до Нижнего Новгорода, где стал заниматься плотницкими работами. Однажды Шуйский, находясь по своим делам в Нижнем Новгороде, случайно встретил Макара и потребовал, чтобы тот вернулся к нему. Макар отказался это сделать, тогда Шуйский сказал, что вернет холопа принудительно.

Обязан ли Макар возвращаться к боярину? Ответ обоснуйте нормами Судебника 1497 г.

ОТВЕТ:

В соответствии со статьёй 56 Судебника 1497 г. «Холоп, попавший в плен к татарам и бежавший из плена, становится свободным, освобождаясь от холопства своему прежнему господину»1.

Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Наоборот, татары уводили громадное число русских в рабство.

Холопы подразделялись на несколько групп. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы - это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получали за свою службу князю землю.

Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев.


Всё более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокращению холопства. По ст. 66 Судебника 1497г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом.

Отменялось и превращение феодально-зависимого крестьянина в холопа за бегство от господина. Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы.

Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от одного до трёх рублей. Количество холопов сокращалось также за счёт отпуска их на волю. С течением времени это становится вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали холопов по завещанию.

Так, великий князь Василий Дмитриевич дал свободу почти всем своим холопам, оставив наследницам лишь по пяти холопских семей каждой. Освобождали своих холопов и монастыри.

Холоп, бежавший из татарского плена, считался свободным (ст. 56 Судебника 1497г.).

В данный период развивается процесс постепенного стирания грани между холопами и крестьянами, начавшийся ещё в Древней Руси. Холопы получают некоторые имущественные и личные права, а закрепощённые крестьяне всё больше их теряют. Среди холопов различаются страдники, т.е. холопы, посаженные на землю.

Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных по положению с холопами, - кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Человек, взявший в долг (обычно 3-5 рублей), должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.

Таким образом, Макар не обязан возвращаться к боярину и он останется свободным.

Задача 2


Во время осады шведской крепости оборонявший ее отряд сделал вылазку и захватил часть имущества русского гарнизона. В число трофеев попала лошадь, принадлежавшая офицеру Новикову. Через три дня крепость была взята. После полученного разрешения грабить город рядовой Прохоров в одном из дворов увидел лошадь и взял ее себе. Однако офицер Новиков, узнав свою лошадь, потребовал от Прохорова вернуть ее.

Кому по закону должна принадлежать лошадь? Ответ обоснуйте нормами Артикула воинского 1715 г.

Ответ.

Согласно Артикулу 111. Что неприятель двадцать четыре часа или сутки в своем владении имел

, оное почитается за добычь.

Толкование. Наприклад: неприятель возмет у Андрея в партии подводную лошадь, а по трех или четырех днях случится, что Петр с помянутым неприятельским партизаном бой учинит, и возмет у оного лошадь взятую у Андрея; но понеже оная лошадь более 24 часов в неприятельских руках была, того ради Андрей более оной требовать не может, но оная лошадь Петру достатся имеет, и почитается за добрую добычь.

На основании артикула 110. Офицеры да не дерзают у своих сущих под командою салдат полученную правом добычь отнимать, под опасением жестокаго наказания, и возвращением взятого2.

Соответственно лошадь принадлежит Прохорову.

Задача 3


Супруги Антоновы сочетались церковным браком 18 декабря 1917 г.

Однако местный ЗАГС признал такой брак незаконным, указав, что при советской власти церковные браки запрещены. Антоновым было предложено подать заявление о государственной регистрации брака.

Соответствовало ли закону решение ЗАГСа.

Ответ: Да, данное решение не соответствовало решению ЗАГСа. 18 декабря 1917 года был подписан декрет "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния", который провозглашал: "Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки, а церковный брак наряду с обязательным гражданским является лишь частным делом брачующихся"3. Религиозные браки, заключенные после введения в силу Декрета не порождали никаких прав и обязанностей супругов. Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГС давал супругам права. (п. 52 Кодекса). Таким образом, с одной стороны, Советская власть четко обозначила свои позиции, лишив церковный брак официальности и легитимности, а, следовательно, значение церкви вообще нивелировалось. Естественно, эти правила распространялись на браки, заключённые после 18 декабря 1917 г.

Список использованных источников




  1. Судебник 1497 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historicaldis.ru/blog/43735259458 / Sudebnik-1497-goda-IVANA-III-(skommentariyami (дата обращения: 10.03.2023).

  2. Артикул воинский с кратким толкованием [Электронный ресурс] // Полное собрание законов Российской империи. – Т. V. – № 3006. – С. 318–382. – Режим доступа: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 10.03.2023).

  3. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/456017706?section=status (дата обращения: 10.03.2023).




1 Судебник 1497 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historicaldis.ru/blog/43735259458 / Sudebnik-1497-goda-IVANA-III-(skommentariyami (дата обращения: 10.03.2023).

2 Артикул воинский с кратким толкованием [Электронный ресурс] // Полное собрание законов Российской империи. – Т. V. – № 3006. – С. 318–382. – Режим доступа: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 10.03.2023).

3 Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/456017706?section=status (дата обращения: 10.03.2023).