Файл: Занятие Тема Конфликтология управление конфликтами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
- которые решаются при вмешательстве внешних сил.
8. По составу конфликтующих сторон:
1. Внутриличностные. Это острое отрицательное переживание, которое вызванное боротьбой структур внутреннего мира личности и отображает противоречивой связи с социальной средой. Сопровождается психоэмоциональным напряжением, психологическим стрессом
2. Межличностные и групповые. В любом межличностном конфликте принимают участие, как минимум, два конфликтанта. Социология конфликта определяет конфликты, которые связанные с распределением материальных благ, территории, времени и т.п., например, в организации по поводу распределения премий (ресурсные) ; и те, которые разворачиваются в плоскости взаимоисключающих культурных традиций, стереотипов, верований (в семье между родителями и детьми) - ценностные.
Межличностные конфликты можно классифицировать за сферами существования (деловые, семейн, бытовые, имущественные и т.п.), по результатам (конструктивные и деструктивные).
3. Конфликты в организациях. За составом участников, их разделяют на трех категории: личность-личность (межличностные), группа-группа (міжгрупові), личность-группа. Причинами организационных конфликтов, как правило, являются недостатки организации трудовой деятельности, управленческие ошибки, неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе.
- 4. Межгруповые в том числе социальные. Могут происходить между разными за своими размерами, составом группами. Социологию наиболее интересуют именно социальные конфликты, к которых относят конфликт между обществом и природой, экономические, трудовые, политические, воинские, міжкультурні, межэтнические, межгосударственные конфликты и т.п..
Одним из распространенных типов межгрупового конфликта есть трудовой, предметом которого могут быть условия работы, система распределения ресурсов, принятые договоренности, а причинами бездейственность и забюрократизированность администрации, игнорирования или незнания работодателем норм трудового законодательства и действия, с этим связанные, низкие социальные гарантии рабочим или их отличие, низкая зарплата ли его несвоевременная уплата и прочее.
Наиболее сложными и труднорегулюємими являются меж этнические конфликты, которые, как правило, имеют многолетнюю предысторию и порождаются комплексом социально-экономических, политических, культурных, етнопсихологичних проблем.
Политические конфликты делятся на межгосударственные и внутриполитические, их особенностью является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене. Среди внутриполитических определяют классовые, между политическими партиями и движениями, между ветвями власти, борьбу за лидерство в государстве, партії, движении. В основе межгосударственных конфликтов - столкновенья национально-государственных интересов конфликтующих сторон, субъектами выступают государства или коалиции. Особенностью таких конфликтов есть то, что часто они реализуются в виде войны.
9. Социальные конфликты бывают простыми и сложными.
Простые формы:
- байкот. это борьба, которая состоит в полном или частичном отказе от действий, которые могут быть полезными для другой стороны. Существует экономический, политический, товарищеский;
- саботаж. Есть борьбой, чаще всего скрытой, в которой используется дезинформация, подрыв авторитета противника, уничтожение его материальных средств;
- преследование. Борьба, в которой ослабляется, компрометируется противник;
- вербальная и физическая агрессия. Формы борьбы, которые використовуюють обвинения, дискредитацию, распространения слухов, физическое насилие, теракты, убийства.
Сложные формы:
- общественный протест. Это публичные действия с целью выражения неудовлетворённость кем то или чем-то;
- бунт. Отличают кратковременность, крайняя агрессивность и стихийность;
- социальная революция. Есть процессом быстрых качественных изменений, существенных преобразований общественно-политического характера;
- война. Это тотальная борьба между большими общественными группами, которая осуществляется путем насилия с применением оружия.
2. Причины и механизмы социального конфликты. Профилактика и разрешение конфликтов.
Конфликт – это всегда столкновение. Столкновение точек зрения, мнений, позиций – очень частое явление производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют всюду – всемье, на работе, учёбе.
Наиболее острые конфликты между людьми и социальными группами концентрируются в сфере занятости населения, являющейся объективной основой и условием существовоания, жизнедеятельности людей. Человек или человечество в целом изначально живёт в мире ограниченных возможностей. огранИчены его физические и интелектуальные способности. Ограничено время для реализации этих способностей в каком-либо занаятии. Ограничены, наконец, средства, которые он мог бы использовать для достижения желаемого.
Ближайшим следствием ограниченности экономических ресурсов является конкуренция за их использование, возникают конфликты за прво пользоваться экономическими благами
В социологии конфликта определяется несколько причин конфликта:
- противоположные ориентации сторон, что вступають во взаимодействие. Стороны имеют определенные потребности, которые отличаются от потребностей противоположной стороны. При этом они не могут одновременно достичь своих целей, поэтому ставят первоочередную цель поражения неприятеля;
- идеологические причины. Конфликт возникает между привержинцами разных политических, религиозных, социокультурних взглядов;
- причины экономического и социального характера. В первую очередь они связаны с економическим и социальным неравенством в обществе. Распределение материальных и духовных прибылей никогда и нигде не признавался всеми справедливым;
- социально-психологические и морально-этические причины. Обусловленные неудовлетворённостью некоторых индивидов их статусом и попыткой изменить его.
Структуру конфликта можно представить таким образом:
1. Стороны, которые конфликтуют. В социальном конфликте принимают участие, как минимум, две стороны, которые конфликтують (конфликтанты) - отдельные индивиды или группы. Кроме них, в конфликте могут принимать участие и другие: провокаторы, сочувствующие, консультанты, посредники и т.п.. Социологу нужно обратить внимание на социальные характеристики сторон (социальная роль, служебное положение, возраст и пол, образование- если речь идет про индивидов как конфликтантов).
2. Зона разногласий. Конфликт возникает лишь тогда, когда есть предмет спора, факт или вопрос, который вызовут разногласия. Часто ее тяжело распознать, конфликтанти иногда и самые не четко ее воображают, кроме того, зоны розмовлень очень подвижные, они могут расширяться и суживаться.
3. Представления о ситуации. Каждый с конфликтантов имеет собственное представление о зоне разногласий и все обстоятельства, которые ее сопровождают, понятно, что эти представления не совпадают, это и создает базу для недоразумения.
4. Причины, мотивы. Их может быть неограниченное количество, иногда они являются открытыми, иногда скрытыми, осознанными или наоборот.
5. Условия, в которых происходит конфликт. Есть важной составной, поскольку разрешает рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как реальную социальную ситуацию. Включает политические, экономические, культурн, психологические и прочие.
6. Действия. Действия каждой из сторон оцениваются как враждебные. Конфликтное поведение имеет определенные принципы, стратегии и тактики. Среди главных принципов определяют концентрацию сил, их координацию, нанесения удара по наиболее впечатлительному пункту, экономию сил и времени и т.п.. Тактика поведения в конфликте может быть жесткой, нейтральной, мягкой и включать следующие разновидности:
- физическое насилие. Содержит уничтожения материльних ценностей, физическое действие, блокирования чужой деятельности, убийство;
- психологическое насилие. Включает оскорбления, пренебрежение, дискриминационные мероприятия, отрицательную оценка личности, унижения, грубость и т.п.;
- давление. Речь идёт о приказах, угрозах, шантаже, компромате, ультиматуме, указаниях;
- демонстрационные действия. Включает публичные высказывания, жалобы, суицидальные попытки, голодания, пикетирования;
7. Следствия. Могут быть как положительные, так и отрицательные.
Итак, для возникновения конфликта необходимо наличие следующих компонентов: конфликтная ситуация и инцидент.
А теперь мы поговорим об механизме социального конфликта.Обычно в социальномконфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт, стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию.
1. Предконфликтная ситуация. Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряжённости в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определёнными противоречиями. Лишь тепротиворечия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей ведут к обострению социальной напряжённости и конфликтам.
Социальная напряжённость тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост социальной напряжённости:
- реальное «ущемление» интересов, потребностей и ценностей людей.
- неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений.
- неверная или искажённая информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т.д.
Социальная напряжённость по сути представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит скрытый характер. Наиболее хараткерным проявление социальной напряжённости в этот период являются групповые эмоции.
Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также «неудовлетворённость». Накопление неудовлетворённости существующим положением дел и ходом развития событий ведёт к росту социальной напряжённости. Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых хараткерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
- возникновение противоречий по поводу определённого спорного объекта, предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид.
- стремление доказать правомерность своих притязаний и обвитнение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами. Т.е. появляется предубеждённость и неприязнь в эмоциональной сфере.
- переход от взаимных обвинений к угрозам, рост агреесивности. Т.е. происходит разрушение структур взаимодействия, формирование образа врага и установка на борьбу.
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не переростать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон.
Инцидент может произойти случайно, а может быть спровацированным субъектом или субъектами конфликта. Инцидент может также явится результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сторона» преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.
Инцидент знаменует сосбой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуции возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон:
- стороны или сторорна стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;
- одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта);
- инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.
3. Стратегия поведения в конфликте. Позитивное поведение личности.
Трудно найти двух людей с абсолютно одинаковыми вкусами, привычками или интересами, поэтому в любых продолжительных отношениях между людьми рано или поздно возникают разногласия, противоречия, конфликтные ситуации.
С одной стороны, такие ситуации могут навредить существующим отношениям, но с другой, именно несовпадение во взглядах и существование нескольких мнений могут быть ресурсом, обогащающим отношения и способствующим укреплению доверия и взаимопонимания.
Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.
- которые решаются при вмешательстве внешних сил.
8. По составу конфликтующих сторон:
1. Внутриличностные. Это острое отрицательное переживание, которое вызванное боротьбой структур внутреннего мира личности и отображает противоречивой связи с социальной средой. Сопровождается психоэмоциональным напряжением, психологическим стрессом
2. Межличностные и групповые. В любом межличностном конфликте принимают участие, как минимум, два конфликтанта. Социология конфликта определяет конфликты, которые связанные с распределением материальных благ, территории, времени и т.п., например, в организации по поводу распределения премий (ресурсные) ; и те, которые разворачиваются в плоскости взаимоисключающих культурных традиций, стереотипов, верований (в семье между родителями и детьми) - ценностные.
Межличностные конфликты можно классифицировать за сферами существования (деловые, семейн, бытовые, имущественные и т.п.), по результатам (конструктивные и деструктивные).
3. Конфликты в организациях. За составом участников, их разделяют на трех категории: личность-личность (межличностные), группа-группа (міжгрупові), личность-группа. Причинами организационных конфликтов, как правило, являются недостатки организации трудовой деятельности, управленческие ошибки, неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе.
- 4. Межгруповые в том числе социальные. Могут происходить между разными за своими размерами, составом группами. Социологию наиболее интересуют именно социальные конфликты, к которых относят конфликт между обществом и природой, экономические, трудовые, политические, воинские, міжкультурні, межэтнические, межгосударственные конфликты и т.п..
Одним из распространенных типов межгрупового конфликта есть трудовой, предметом которого могут быть условия работы, система распределения ресурсов, принятые договоренности, а причинами бездейственность и забюрократизированность администрации, игнорирования или незнания работодателем норм трудового законодательства и действия, с этим связанные, низкие социальные гарантии рабочим или их отличие, низкая зарплата ли его несвоевременная уплата и прочее.
Наиболее сложными и труднорегулюємими являются меж этнические конфликты, которые, как правило, имеют многолетнюю предысторию и порождаются комплексом социально-экономических, политических, культурных, етнопсихологичних проблем.
Политические конфликты делятся на межгосударственные и внутриполитические, их особенностью является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене. Среди внутриполитических определяют классовые, между политическими партиями и движениями, между ветвями власти, борьбу за лидерство в государстве, партії, движении. В основе межгосударственных конфликтов - столкновенья национально-государственных интересов конфликтующих сторон, субъектами выступают государства или коалиции. Особенностью таких конфликтов есть то, что часто они реализуются в виде войны.
9. Социальные конфликты бывают простыми и сложными.
Простые формы:
- байкот. это борьба, которая состоит в полном или частичном отказе от действий, которые могут быть полезными для другой стороны. Существует экономический, политический, товарищеский;
- саботаж. Есть борьбой, чаще всего скрытой, в которой используется дезинформация, подрыв авторитета противника, уничтожение его материальных средств;
- преследование. Борьба, в которой ослабляется, компрометируется противник;
- вербальная и физическая агрессия. Формы борьбы, которые використовуюють обвинения, дискредитацию, распространения слухов, физическое насилие, теракты, убийства.
Сложные формы:
- общественный протест. Это публичные действия с целью выражения неудовлетворённость кем то или чем-то;
- бунт. Отличают кратковременность, крайняя агрессивность и стихийность;
- социальная революция. Есть процессом быстрых качественных изменений, существенных преобразований общественно-политического характера;
- война. Это тотальная борьба между большими общественными группами, которая осуществляется путем насилия с применением оружия.
2. Причины и механизмы социального конфликты. Профилактика и разрешение конфликтов.
Конфликт – это всегда столкновение. Столкновение точек зрения, мнений, позиций – очень частое явление производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют всюду – всемье, на работе, учёбе.
Наиболее острые конфликты между людьми и социальными группами концентрируются в сфере занятости населения, являющейся объективной основой и условием существовоания, жизнедеятельности людей. Человек или человечество в целом изначально живёт в мире ограниченных возможностей. огранИчены его физические и интелектуальные способности. Ограничено время для реализации этих способностей в каком-либо занаятии. Ограничены, наконец, средства, которые он мог бы использовать для достижения желаемого.
Ближайшим следствием ограниченности экономических ресурсов является конкуренция за их использование, возникают конфликты за прво пользоваться экономическими благами
В социологии конфликта определяется несколько причин конфликта:
- противоположные ориентации сторон, что вступають во взаимодействие. Стороны имеют определенные потребности, которые отличаются от потребностей противоположной стороны. При этом они не могут одновременно достичь своих целей, поэтому ставят первоочередную цель поражения неприятеля;
- идеологические причины. Конфликт возникает между привержинцами разных политических, религиозных, социокультурних взглядов;
- причины экономического и социального характера. В первую очередь они связаны с економическим и социальным неравенством в обществе. Распределение материальных и духовных прибылей никогда и нигде не признавался всеми справедливым;
- социально-психологические и морально-этические причины. Обусловленные неудовлетворённостью некоторых индивидов их статусом и попыткой изменить его.
Структуру конфликта можно представить таким образом:
1. Стороны, которые конфликтуют. В социальном конфликте принимают участие, как минимум, две стороны, которые конфликтують (конфликтанты) - отдельные индивиды или группы. Кроме них, в конфликте могут принимать участие и другие: провокаторы, сочувствующие, консультанты, посредники и т.п.. Социологу нужно обратить внимание на социальные характеристики сторон (социальная роль, служебное положение, возраст и пол, образование- если речь идет про индивидов как конфликтантов).
2. Зона разногласий. Конфликт возникает лишь тогда, когда есть предмет спора, факт или вопрос, который вызовут разногласия. Часто ее тяжело распознать, конфликтанти иногда и самые не четко ее воображают, кроме того, зоны розмовлень очень подвижные, они могут расширяться и суживаться.
3. Представления о ситуации. Каждый с конфликтантов имеет собственное представление о зоне разногласий и все обстоятельства, которые ее сопровождают, понятно, что эти представления не совпадают, это и создает базу для недоразумения.
4. Причины, мотивы. Их может быть неограниченное количество, иногда они являются открытыми, иногда скрытыми, осознанными или наоборот.
5. Условия, в которых происходит конфликт. Есть важной составной, поскольку разрешает рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как реальную социальную ситуацию. Включает политические, экономические, культурн, психологические и прочие.
6. Действия. Действия каждой из сторон оцениваются как враждебные. Конфликтное поведение имеет определенные принципы, стратегии и тактики. Среди главных принципов определяют концентрацию сил, их координацию, нанесения удара по наиболее впечатлительному пункту, экономию сил и времени и т.п.. Тактика поведения в конфликте может быть жесткой, нейтральной, мягкой и включать следующие разновидности:
- физическое насилие. Содержит уничтожения материльних ценностей, физическое действие, блокирования чужой деятельности, убийство;
- психологическое насилие. Включает оскорбления, пренебрежение, дискриминационные мероприятия, отрицательную оценка личности, унижения, грубость и т.п.;
- давление. Речь идёт о приказах, угрозах, шантаже, компромате, ультиматуме, указаниях;
- демонстрационные действия. Включает публичные высказывания, жалобы, суицидальные попытки, голодания, пикетирования;
7. Следствия. Могут быть как положительные, так и отрицательные.
Итак, для возникновения конфликта необходимо наличие следующих компонентов: конфликтная ситуация и инцидент.
А теперь мы поговорим об механизме социального конфликта.Обычно в социальномконфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт, стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию.
1. Предконфликтная ситуация. Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряжённости в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определёнными противоречиями. Лишь тепротиворечия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей ведут к обострению социальной напряжённости и конфликтам.
Социальная напряжённость тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост социальной напряжённости:
- реальное «ущемление» интересов, потребностей и ценностей людей.
- неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений.
- неверная или искажённая информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т.д.
Социальная напряжённость по сути представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит скрытый характер. Наиболее хараткерным проявление социальной напряжённости в этот период являются групповые эмоции.
Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также «неудовлетворённость». Накопление неудовлетворённости существующим положением дел и ходом развития событий ведёт к росту социальной напряжённости. Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых хараткерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
- возникновение противоречий по поводу определённого спорного объекта, предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид.
- стремление доказать правомерность своих притязаний и обвитнение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами. Т.е. появляется предубеждённость и неприязнь в эмоциональной сфере.
- переход от взаимных обвинений к угрозам, рост агреесивности. Т.е. происходит разрушение структур взаимодействия, формирование образа врага и установка на борьбу.
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не переростать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон.
Инцидент может произойти случайно, а может быть спровацированным субъектом или субъектами конфликта. Инцидент может также явится результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сторона» преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.
Инцидент знаменует сосбой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуции возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон:
- стороны или сторорна стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;
- одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта);
- инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.
3. Стратегия поведения в конфликте. Позитивное поведение личности.
Трудно найти двух людей с абсолютно одинаковыми вкусами, привычками или интересами, поэтому в любых продолжительных отношениях между людьми рано или поздно возникают разногласия, противоречия, конфликтные ситуации.
С одной стороны, такие ситуации могут навредить существующим отношениям, но с другой, именно несовпадение во взглядах и существование нескольких мнений могут быть ресурсом, обогащающим отношения и способствующим укреплению доверия и взаимопонимания.
Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.