Файл: Занятие Тема Конфликтология управление конфликтами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации. Для удобства их можно представить и в виде образов животных:

I Соревнование (конкуренция) - «акула»;

II Приспособление (улаживание) - «плюшевый мишка»;

III Избегание (уклонение) - «черепаха»;

IV Компромисс - «лиса»;

V Сотрудничество - «сова».

Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.
4. Социально-психологические технологии управления конфликтами.

Объектами воздействия в данном случае являются психологический настрой, мотивация участников конфликта, а также характер и содержание межличностных отношений. К таким способам относятся:

1) изменение установок по отношению к членам группы. Способ особенно необходим при управлении эмоциональными конфликтами, при которых все внимание переносится на личности соперников. Особое внимание уделяется созданию атмосферы сотрудничества, когда в ходе совместной деятельности члены соперничающих групп могут оценить соперников как партнеров. Кроме того, при таком способе управления конфликтом возможно применение методов коррекции отрицательных стереотипов, изменение целей, одобрение и другие;

2) изменение мотивации членов организации. Применяя этот способ управления конфликтом, следует помнить, что мотивация представляется как сила, побуждающая к действию. Очевидно, что при конфликте мотивация направлена прежде всего на конфликтные взаимодействия и во многом обусловливает повышение их интенсивности. Возможным способом воздействия на интенсивность является снижение мотивации на противодействие по отношению к соперникам. Это может быть достигнуто путем показа нерациональности конфликта, его разрушительных последствий и привлекательности бесконфликтной работы. Того же эффекта можно достичь через мотивацию участников конфликта к основному виду деятельности. Появление сильной мотивации к работе, как правило, приводит к отвлечению членов организации от участия в конфликте;

3) введение неформальных лидеров. Наиболее старый и проверенный способ управления конфликтом. Как известно, неформальные лидеры могут не только организовывать и направлять конфликты, но они также способны создавать эмоциональную атмосферу конфликта (поддерживать неприязнь, ненависть, установки на борьбу). Приход нового лидера может кардинально изменить отношения между участниками конфликта. Основной трудностью такого способа управления конфликтом является то, что нового лидера должны принять в коллективе организации, слушать его советы, подчиняться его решениям. Таким образом, в условиях острого конфликта введение в коллектив нового лидера, способного устранить конфликтные взаимодействия, представляется весьма трудной задачей;


4) создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Рассматривая причины конфликта, мы можем заметить, что большинство из них связано с неудовлетворенностью, неприязнью, общим недовольством, направленным на других членов организации. Одним из способов снижения интенсивности конфликта в этих случаях является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, охватывающей всех участников конфликта;

5) манипулятивное воздействие на поведение членов организации. Современные способы управления поведением включают в себя и некоторые действия в отношении манипулирования сознанием участников конфликта. При этом основой управления является воздействие на подсознание участников конфликта, совершаемое в обход психологических барьеров. Для этого используются различные коммуникационные каналы, по которым передаются специально подготовленные сообщения. В подготовке сообщений должны обязательно принимать участие профессиональные психологи, способные воздействовать на подсознание участников конфликта через их репрезентативные системы.
5. Способы разрешения конфликтов. Управление стрессами.
Переговоры как главный способ разрешения конфликтов

Основные подходы к изучению переговоров в современной психологии Разработке основ урегулирования и разрешения конфликтов посвятили свои фундаментальные работы такие отечественные социальные психологи, как А.Я. Анцупов (1993, 1999), Н.В. Гришина (1995, 2000), СИ. Ерина (1982), Л.А. Петровская (1997),...

(Психология конфликта)

Социально-психологические методы профилактики конфликта

Специалисты выделили следующие методы профилактики конфликта. Метод согласия. Предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они...

(Управление персоналом)

Способы разрешения конфликтов

Исследования показывают, что не само наличие конфликтов, а именно неудачи в разрешении их неконструктивными способами ведут к разрушению взаимосвязей. Взаимоотношения без конфликтов могут быть признаком того, что отношения как таковые отсутствуют, а не признаками наличия хороших взаимоотношений. Разрешение...

(Деловые коммуникации)



Развитие как способ предотвращения конфликтов

Учредители Организации Объединенных Наций провели прямую связь между борьбой за мир и безопасность, победа в которой означает международный правопорядок на основе верховенства права, и борьбой за экономический и социальный прогресс, победа в которой означает всеобщее процветание. С тех пор минуло почти...

(Международное право)

Способы разрешения конфликтов

Исследования показывают, что не само наличие конфликтов, а именно неудачи в разрешении их неконструктивными способами ведут к разрушению взаимосвязей. Взаимоотношения без конфликтов могут быть признаком того, что отношения как таковые отсутствуют, а не признаком наличия хороших взаимоотношений. Разрешение...

(Психология управления персоналом)

Переговоры как способ преодоления конфликтов. Переговорный процесс

Оптимальным способом разрешения внутриорганизационного конфликта являются переговоры. Их сторонами могут быть: администрация, профсоюзная организация, представители трудового коллектива и др. Объектом переговоров обычно становится предмет конфликта. В результате переговоров стороны могут прояснить его,...

(Основы управленческой деятельности)

Способы разрешения конфликта

К числу распространенных способов разрешения конфликтов в контексте последнего подхода в современной практике относятся: 1. Переговоры. Обе стороны преследуют общий интерес – договориться. Это процесс, в котором обе стороны выступают по желанию, навязывать им участие в переговорах никто не вправе....

(Социальная педагогика)

Способы разрешения конфликтов

Способы разрешения конфликтов могут быть различными. Их выбор зависит от особенностей конфликтной ситуации и сторон конфликта. E. Н. Иванова выделяет следующие способы разрешения конфликтов Иванова E. Н. Приемы разрешения конфликтов // Медиатор. Внесудебные процедуры – Альтернативное урегулирование...

(Психология общения)

Переговоры как основной способ разрешения конфликтов

Переговоры являются такой моделью организации конфликтов и разногласий, которая предполагает "прямое" согласование интересов конфликтующих сторон через открытые обсуждения участниками своих позиций. Переговоры – наиболее универсальная модель разрешения конфликта, некий организованный...

(Психология общения)