Файл: Решение уравнений и неравенств с параметром.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предмет: математика

Класс: 9 класс

Тема урока: Решение уравнений и неравенств с параметром

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Используемый УМК: А.Г.Мордкович, 9 класс, В 2 частях, Мнемозина, 2010

Цель: формирование умений решать задачи с параметрами, задачи на определение количества решений уравнений с параметром, имеющим минимальное представление о задачах с параметрами.

Задачи:

  • образовательные: формировать умение решать линейные и квадратные уравнения с параметром, задачи на определение количества решений уравнений с параметром; формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли; формировать навыки взаимоконтроля.

  • развивающиеразвивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания,

  • воспитательные: воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; воспитание интереса к математике, к учению; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны учителя.

Формируемые УУД:

  • личностные УУД: смыслообразование, формирование положительного отношения к процессу познания;

  • регулятивные УУД: волевая саморегуляция, целеполагание, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция, оценка, планирование;

  • познавательные УУД: постановка проблемы, умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учащимися, учителем; управление поведением партнера.



Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя (цель деятельности)

Деятельность учащихся

Формируемые УУД




Личностные:

Регулятивные:

Познавательные

Коммуникативные




1. Организационный этап

Проверяется готовность учащихся и кабинета к уроку, выявляются отсутствующие.

Учащиеся настраиваются на работу.




Волевая саморегуляция







2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации:

Вступительная беседа. Учитель дает понятие параметра, уравнения с параметром, поиск решений линейных и квадратных уравнений в общем виде, исследование количества корней в зависимости от значений параметров . Предлагает учащимся сформулировать цель урока

Учащиеся предлагают различные варианты решения, говорят о трудностях, которые у них возникли.

Учащиеся формулируют цель урока: «Научиться решать уравнения с параметром».






Целеполагание

Постановка проблемы

Учебное сотрудничество с учителем

3. Актуализация

Знаний

Проверить уровень сформированности теоретических знаний.

Учащимся предлагается: 1) вспомнить определения линейных и квадратных уравнений, алгоритмов их решения, определение числа корней; 2)решить предложенные простейшие линейные и квадратные уравнения и осуществить взаимопроверку.

Сравнить –а и 3а.

Решить уранение: ах =1.

Решить неравенство ах< 1.

Учащиеся самостоятельно решают , меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, разбирая и объясняют друг другу совершенные ошибки, если таковые имеются.




Взаимоконтроль и самоконтроль

Умение структурировать знания

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера 

4. Систематизировать теоретические знания. Применение знаний и умений в новой ситуации

Объяснение учителя.

Решается уравнение (неравенства)

1).(а2 -1 )х = а+1

2)(х – а) : ( х – 1) =0

3) ( а – 1) ≤ 0

4)(х – а) ( х – 2) ≤ 0

Какие случаи надо рассмотреть?



Решают уравнение.





Волевая саморегуляция

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Учебное сотрудничество с учителем

5. Проверить уровень сформированности знаний при решении простейших задач. Закрепление материала

Учащимся в парах предлагается решить следующие уравнения (неравенства):

(х -2) : (х+а) = 0

(х –а) : ( х + 3) = 0

= а

= -а

х(х-а) < 0

а > 0

Решение уравнения в парах, с последующим обсуждением, проверкой.





Контроль, коррекция, оценка




Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера

6. Совершенствовать навыки решения уравнений и неравенств. Творческое задание.

Учитель предлагает сформулировать алгоритм решения квадратного уравнения с параметром на примере:

5)При каких а уравнение

ах2 – х + 3 =0 имеет единственное решение?

6) При каких значениях а уравнение (а- 2)х2 +(4 – 2а)х + 3 = 0 имеет единственное решение?

7) При каких а уравнение а(а+3)х2 + (2а+6)х – 3а – 9 =0 имеет более одного корня.

8)При каких значениях параметра а уравнение



а) имеет два различных корня;

б) имеет единственный корень;

в) не имеет корней?


Учащиеся устанавливают связь между значением старшего коэффициента и видом уравнения. Формулируют алгоритм.
Учащиеся выполняют задание.




Планирование

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера




7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учащимся предлагается решить три уравнения с параметрами

Записывают домашнее задание










Постановка вопросов

8. Рефлексия

Учащимся предлагается по желанию продолжить предложение:

Теперь я знаю…

На уроке я научился (научилась) …

Теперь я умею …

На уроке мне понравилось …

На уроке мне пригодились знания….

Для меня было сложно…

С урока я ухожу с … настроением!


Учащиеся формулируют предложения.

Смыслообразование, формирование положительного отношения к процессу познания