Файл: Венчурное предпринимательство в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первый фонд, сформированный Роком в 1961 г. был размером всего 5 миллионов, из которых инвестировано было всего 3. Корпоративные инвесторы не были заинтересованы вкладывать средства в малопонятные тогда финансовые структуры. Но результаты работы фонда оказались ошеломляющими. Рок, израсходовав всего три миллиона, через непродолжительное время вернул инвесторам почти девяносто (т.е. принес инвесторам почти тридцати кратную прибыль).

Успех был связан с деятельностью множества ученых, изобретателей и менеджеров, получивших хорошую профессиональную подготовку в крупных корпорациях, выгодно отличающих их от традиционно мелких предприятий. В отличие от последних они постепенно отказывались от политики самоограничения и самоэксплуатации в начальной стадии своего существования и, опираясь на авторитет, знания и связи в научных и деловых кругах, старались изыскать внешние финансовые и научно – технические ресурсы, используя новые организационные формы [6,56].

Результативность малого венчурного бизнеса оказалась настолько значительной, что побудила крупные корпорации к созданию аналогичных подразделений внутри собственной структуры как альтернативной формы организации, способствующей преодолению присущей им тенденции к торможению научно – технического прогресса [2,112].

Основные волны развития венчурного бизнеса в США были следующие:

1970 годы — полупроводники и биотехнологии (генная инженерия);

1980 годы — персональные компьютеры;

1990 годы — Интернет-бизнес.

Настоящий «бум» в венчурном бизнесе произошел в конце 70-х годов, когда государство, осознав преимущества мелкого предпринимательства в области внедренческой деятельности, стало активно поощрять многочисленные венчурные проекты. Фонды "рискового капитала" пользуются большими налоговыми льготами. В частности, произошло резкое снижение налоговой ставки, по которой облагается доход этих фондов от операций с ценными бумагами, в результате чего увеличился годовой объём средств, предлагаемых компаниями рискового капитала [7,17]. Был создан специальный институт — SBA и принят специальный закон об инвестициях в мелкий бизнес. Государство начало осуществлять льготное кредитование мелкого бизнеса.

С середины 80-х европейские вкладчики стали больше интересоваться возможностями инвестиций в акции, вкладывая меньше средств в традиционные для них активы с фиксированным доходом. Пионером венчурной индустрии в Европе была и остается Великобритания - старейший и наиболее мощный мировой финансовый центр.


Для стран с догоняющей экономикой компания венчурного бизнеса в передовых странах может служить моделью, к реализации которой необходимо стремиться.

Опыт финансирования развития венчурного бизнеса странами с «догоняющей» экономикой (Япония, Сингапур, Финляндия, Израиль, Тайвань, Южная Корея) подтверждает, что государство с высокой степенью коррумпированности бюрократии является неэффективным прямым инвестором.

Смешанное или прямое государственное инвестиционное финансирование венчурных проектов оказалось достаточно эффективным в развитых странах со слабо коррумпированной бюрократией — Финляндии, США.

Страны с догоняющими экономиками создают привлекательные условия для венчурных бизнесменов и менеджеров из США и других передовых стран. Так Израиль путем финансирования частных фондов и принятия части рисков на государство сумел сравнительно быстро привлечь иностранных венчурных инвесторов и менеджеров и перенять их опыт.

Сингапур прошел иной путь. Инвестиции им делались в 1980-х годах в Силиконовую долину, прибыль там же реинвестировалась. И венчурные бизнесмены пришли непосредственно в Сингапур к своим партнерам.

Появление национальных венчурных бизнесменов в развивающейся стране в сравнительно короткие сроки маловероятно. Их выращивают с помощью «учителей» из развитых стран.

На современном этапе научно-технической революции роль малого бизнеса в научных исследованиях и разработках существенно возросла. Это связано с тем, что НТР дала мелким и средним внедренческим и высокотехнологичным фирмам современную технику, соответствующую их размерам - микропроцессоры, микроЭВМ, микрокомпьютеры, позволяющую вести производство и разработки на высоком техническим уровне и требующую сравнительно доступных затрат [26,58].

Результатом деятельности венчуров стали такие изделия, как целлофан, шариковая авторучка, вертолет, турбореактивный двигатель, застежка «молния», кинескоп, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, ксерография, микропроцессор и многое другое.

Эксперты полагают, что следующими волнами развития венчурного бизнеса будут: технологии безопасности в широком смысле (личной, информационной, корпоративной, государственной и т. д.); нано технологии; биотехнологии.

В США инновационное проектирование финансируется примерно поровну государством и бизнесом и связано в основном с военно-промышленным комплексом. По своим объемам американский рынок «рискового» капитала значительно превосходит западноевропейский и японский.


В Японии – это преимущественно гражданские разработки, и соотношение долей в их финансировании другое: 20% – государство, 80% – крупнейшие национальные корпорации, которые имеют собственные научно-исследовательские подразделения.
В отличие от других, в ЕС более одной трети научных исследований проводится за счет государства. Государственные инвестиции в основном идут на научные и технологические секторы: информационно-коммуникационный сектор, биотехнологии, нанотехнологии. Германия, Норвегия, Дания создали специальные фонды финансирования приоритетных отраслей [20].

Для международной венчурной отрасли 2014 год стал исключительным- финансирование достигло уровня, который в последний раз отмечался в 2000 году. Рекордно высоким оказался средний объем сделок на всех раундах, было зафиксировано наибольшее с 2000 года количество мегасделок по привлечению инвестиций объемом более 50 млн долл. Тренд значительного роста проявился на трех крупнейших венчурных рынках - в США, европейских странах и в Китае.

2.2. Становление венчурного бизнеса в России

В середине 80-х гг., когда в начале "перестройки" впервые всерьез заговорили о необходимости освоения зарубежного опыта, необходимые для этого экономические и политические условия в стране еще полностью отсутствовали. Привлечение акционерного капитала в мелкие и средние частные компании как явление и процесс не было известно в после перестроечной России вплоть до конца 80-х гг [16,17] .

Большие надежды поначалу возлагались на иностранные инвестиции, но образ богатого простака - иностранца потускнел в сознании россиян где - то в начале 90 - х годов. С точки зрения венчурного бизнеса сегодняшнюю Россию можно срав­нить (конечно, весьма условно) с Европой на рубеже 70—80-х годов. Начавшаяся в России в 1992 г. радикальная экономическая реформа открыла дорогу развитию предпринимательской инициативы, но в это время в стране еще не существовало цивилизованного фондового рынка. К тому же доходившая временами до 20% в месяц инфляция делала любое размещение финансовых средств на срок больше нескольких недель экономически бессмысленным [33,80].

Рассмотрим этапы становления венчурного бизнеса в России [34,24].

Точкой отчета венчурной индустрии в России следует считать 1993 год, когда на Токийском саммите между правительствами стран «Большой семерки» и Европейским Союзом было принято Соглашение о поддержке только что приватизированных предприятий по Государственной программе массовой приватизации, в рамках которой около 15000 малых и средних предприятий перешли в руки собственников [11].


Первое десятилетие становления венчурной индустрии в России можно условно разделить на 3 этапа [8].

Первый этап (90-е гг.) - это период активного обучения. Российские предприниматели знакомились с тем, что представляет собой венчурный капитал, а менеджеры западных управляющих компаний учились работать в непривычных для них условиях. В этот период были сделанные первые инвестиции, приобретен необходимый опыт и сделанные первые ошибки. В 1993 г. в качестве помощи России со стороны ЕС и мирового сообщества Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) организовал 11 региональных венчурных фондов [2,120]. Их работа регламентировалась множеством обязательных условий, ограничивающих развитие венчурного финансирования:

–  инвестировать исключительно путем выпуска новых акций;

–  доля ЕБРР должна быть в пределах 25,1 - 49,9%;

–  не допускаются инвестиции в предприятия ликеро-водочной, табачной промышленности и отрасли, связанные с производством вооружений;

–  не допускаются инвестиции в финансовые операции, банковскую и страховую деятельность.

Учреждение в марте 1997 года Российской ассоциации венчурного инвестирования стало важным шагом по пути профессионального становления венчурной индустрию

Второй этап включал период с 1998 года по 2001 год. Ключевым моментом этого этапа стал финансовый кризис 1998 года. Из действующих в России 40 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций более половины прекратили свою деятельность, а некоторые так и не отважились ее начать [12,29].

На этом этапе инвесторы и менеджеры управляющих компаний были вынужденные просмотреть свои подходы к ведению бизнеса. Региональные венчурные фонды ЕБРР с помощью слияния были укрупнены, а неэффективные управляющие команды были заменены более дееспособными. Практически из 11-ти региональных венчурных фондов ЕБРР к 2001 году остались 3 самые сильные группы, управляемые немецкой «Quadriga Capital» (Санкт-Петербург, Центральная часть России), голландской «Eagle» (Урал, Казахстан) и скандинавской «Norum» (Западный и Северо-Западный регионы).

Кроме укрупнения и расширения сфер своей деятельности региональные фонды ЕБРР стали практиковать больше масштабные инвестиции в наиболее перспективные, по их оценкам, проекты (чего не наблюдалось на первом этапе). Новым для второго этапа стала и волна инвестиционного ажиотажа вокруг Интернета. Эта сфера идеально подходит под традиционную схему венчурного финансирования - вложения в перспективную идею или технологию, которая достаточно быстро обещает перерости в масштабный бизнес.


Первой реальной попыткой привлечь средства российских инвесторов в инновационную сферу экономики стало учреждение в 2000 году Венчурного инновационного фонда (ВИФ) в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 362. Он стал первым российским «фондом фондов», призванным участвовать в создании венчурных инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом.

С 2000 г. ежегодно проводятся российские венчурные ярмарки - так называемые «коммуникативные площадки».

Третий этап начался в 2001 году. Он характеризуется некоторым оживлением венчурного инвестирования и изменением в лучшую сторону ситуации с иностранными инвестициями в целом. В средине 2002 года, например, доверие инвесторов к перспективам инвестирования в Россию возросла на 19%.

В 2002 г. была разработана Концепция развития венчурной индустрии России; впервые был организован конкурс инвесторов, ведуших переговоры об инвестициях в инновационные компании.

По данной российской группы «Эксперт» [22], всего за эти годы в российские технологические компании было вложено 150 млн венчурных долларов. Причем большую часть этих средств получили только несколько компаний – «Cybiko», «Росбизнесконсалтинг» (РБК), «Рамблер», «IBS» и «Ru-Net». Было сделано всего 5 венчурных инвестиций в технологические компании, но “стартовых” инвестиций среди них практично не было.

К 2003 г. Россия вошла в первую десятку (8-е место) самых привлекательных для иностранных инвестиций стран.
В конце 2004 г. несколько ведущих мировых венчурных фондов (Menlo Ventures, Insight Venture Partners и др.) начали осуществлять финансирование российских компаний. Инвестировано более 40 млн долл. США.

В ноябре 2005 г. Правительство РФ утвердило положение об Инвестиционном фонде РФ, из которого должны поддерживаться проекты стоимостью свыше 5 млрд руб. – в том числе и проекты инновационного характера.

В 2006 г. была создана Российская венчурная компания (РВК) в форме ОАО со 100 процентным государственным участием, которая совместно с частным капиталом занялась финансированием компаний сферы информационных технологий, телекоммуникаций, нано- и биотехнологий. Цель ее деятельности – способствовать формированию инновационной системы и модернизации экономики путем инвестирования в создание венчурных фондов. Финансовое участие РВК в венчурных фондах ограничивалось 49% от ее средств. Руководство венчурными фондами осуществляли частные инвесторы, а РВК сохраняло необходимый контроль за целевым назначением такого фонда.