Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 2014 г. На российском венчурном рынке создана первая профильная Ассоциация управляющих директоров фондов венчурных и прямых инвестиций (АДИФ). Помогает повысить эффективность взаимодействия управляющих директоров с инвесторами и портфельными компаниями, а также другими участниками рынка [21].
Следует отметить, что на современном этапе помимо инновационных банков широкое распространение получают инновационные фонды, формируемые на различных уровнях. В настоящее время в стране действует ряд фондов, ассоциаций и других организаций, способствующих развитию венчурной деятельности в России. К ним относятся Фонд технологического развития, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Перечисленные фонды способствуют развитию венчурного предпринимательства, предоставляя льготные кредиты, а также организовывая на конкурсной основе получение грантов для реализации венчурных инновационных проектов; ими также проводятся обучающие программы, направленные на развитие венчурной деятельности в России и появление высококвалифицированных инновационных венчурных предпринимателей. Эти фонды осуществляют экспертизу инновационных проектов и оказывают помощь в разработке бизнес-плана. Большую роль в становлении венчурной инновационной деятельности должны сыграть, но пока не играют, различные ассоциации по поддержке малого бизнеса, а также создание региональных фондов поддержки венчурной инновационной деятельности [6,64].
Объем российского венчурного рынка по итогам 2014 года составил 447,5 млн долл., подсчитали в J son&Partners Consulting. По сравнению с 2013 годом объем нового финансирования сократился на 26%. Зато в пять раз увеличился объем выходов инвесторов из проектов, он достиг 189,3 млн долл. Количество сделок на рынке в прошлом году составило 319. Причем лидером по их числу стал Фонд Развития Интернет Инициатив (ФРИИ) - в прошлом году он профинансировал 104 проекта. Эксперты J son&Partners Consulting в целом отмечают рост влияния государственных инвесторов на рынке венчурного капитала [20].
Сформировавшийся после кризиса 1998 года образ России как пространства, неблагоприятного для ведения бизнеса и осуществления инвестиций, и в настоящее время является одной из основных причин,
сдерживающих приток как зарубежных, так и отечественных инвестиций в российский, особенно в наукоемкий бизнес [11].
По прошествии многих лет основными венчурными «игроками» в России, по-прежнему, остаются иностранные инвесторы, а процесс становления национальной венчурной индустрии развивается крайне медленно.
3. Современное состояние венчурного предпринимательства в России
3.1. Законодательство венчурного бизнеса
Специального закона, регулирующего инвестирование в инновационную деятельность, в настоящее время в России не существует так же, как и закона о самой инновационной деятельности. Регламентирование в этой области основывается на общих актах, в частности на Законе РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР», на Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», на ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
В 1999 г. были попытки внести в Госдуму проект закона о венчурной деятельности. Однако венчурное сообщество резко негативно отреагировало на подобную инициативу и высказалось против принятия отдельного закона, регламентирующего венчурную деятельность. По мнению специалистов РАВИ, «проблемы в общем корпоративном (гражданском), налоговом и валютном законодательстве, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, должны решаться государством в рамках соответствующих отраслей права и уже существующих законодательных актов». Во всех развитых странах рисковое инвестирование осуществляется на базе общих юридических норм и использует действующие организационно-правовые формы и схемы, регулируемые положениями о корпоративной и инвестиционной деятельности.
Косвенно вопросы инвестировании регулируются законами, определяющими деятельность таких субъектов, как пенсионные фонды, страховые компании и др., (например, ФЗ от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ в редакции от 9 мая 2005 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», ФЗ от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ в редакции от 29 июня 2004 г. «Об инвестиционных фондах», ФЗ от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ в редакции от 9 мая 2005 г. «О негосударственных пенсионных фондах», Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 в редакции от 21 июля 2005 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации») [1]. Однако многие положения (в частности, принципы инвестирования средств страховыми организациями) делают невозможным вложение средств в инновационную деятельность.
Что касается регионального правового регулирования, то, например, в Москве есть Закон от 7 июля 2004г. №45 в редакции от 30 ноября 2005 г.[23]
«Об инновационной деятельности в городе Москве». Однако об инвестировании в эту сферу почти ничего не сказано. Закон содержит лишь указание на то, что одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности выступает создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и внедрения инноваций.
Существуют также подзаконные акты, в той или иной степени регулирующие отношения в рассматриваемой сфере (например, Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г, № 374 в редакции от 13 октября 1999 г. «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу»), однако, ни один из них не содержит комплексного подхода к инвестированию в инновационной деятельности. Правовая база в этой области нуждается в развитии и совершенствовании с учетом реалий складывающихся отношений,
Распоряжение Российской Федерации от 07.06.2006г. N 838-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.11.2006 N 1543-р) « О Разработке программы исследовательской, инновационной и производственной инфраструктуры наноиндустрии России на 2007 - 2009 годы» и «О создание Российской венчурной компании».
Как известно, вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности относятся к числу важнейших в инновационной сфере. Они призваны обеспечить основу инновационного предпринимательства и являются необходимым условием, без которого инноватор не защищен в конкурентной среде.[38]
Было принято пять законов:
-
патентный закон; -
закон о товарных знаках; -
закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных; -
закон о правовой охране топологий интегральных схем; -
закон об авторском праве и смежных правах.
Несомненно, что принятием перечисленных законов был
продемонстрирован важнейший шаг в сторону создания системы правового обеспечения инновационной деятельности в целом. Тот факт, что большинство из них относится непосредственно к инновационной сфере, свидетельствует о возрастающем внимании законодательной власти к вопросам правового регулирования отношений между наукой и производством [6,67].
3.2. Текущее состояние венчурного рынка России
В нашей стране в настоящий момент действует примерно 70 венчурных фондов. Исходя из формирования капиталов, фонды можно разделить на четыре группы [24]:
I. Фонды Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). С начала реализации программы до конца 2020 года всеми фондами было проведено инвестирование 46 российских компаний на общую сумму 90, 6 млн. дол.
Все региональные фонды отличаются тем, что единственным их акционером является ЕБРР. Стратегия фонда в основном определяется минимизацией рисков, которая достигается через тщательный выбор пусть низкодоходных, но достаточно надежных проектов. В общем можно отметить, что фонды, ориентированные на малые предприятия, более динамичны в своем развитии, как более динамичен и сам объект их вложений.
II. Фонды с государственной поддержкой. В создании и деятельности таких фондов наряду с корпоративными и частными инвесторами, в той или иной форме участвуют иностранные государства.
Активность этой группы фондов в сфере прямых инвестиций значительно выше, чем фондов ЕБРР. По приблизительным оценкам объем размещенных в России средств на 2020 год уже значительно превышает 50 % от общего объема предполагаемых инвестиций в экономику РФ. Фонды этой группы осуществляют инвестиции в средние и крупные предприятия, минимальный размер инвестиций составляет 3-5 млн. дол.
III. Частные фонды. В эту группу входит около 20 фондов, суммарный заявленный капитал которых составляет примерно 2, 2 млрд. дол. Описать деятельность этих фондов достаточно сложно. Это связано с тем, что информация о них находиться в закрытом доступе. Яркой особенностью частных фондов является полная независимость в принятии решений по инвестициям. Как правило, их капиталы формируются негосударственными корпоративными и частными инвесторами. Основное условие – удовлетворение интересов партнеров, в первую очередь обеспечение высокой доходности на вложенный капитал.
IV. Российские венчурные фонды. По данным Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования (РАВИ), доля российских венчурных фондов в настоящее время в общем объеме венчурных инвестиций в России составляет около 1 % [4].
Российский рынок венчурных инвестиций бурно рос с 2007 по 2020 год — по объему, количеству новых фондов, бизнес-инкубаторов и количеству стартапов. Но уже по итогам 2021 года, по оценке РВК и PwC, венчурный рынок России сократился на 26% до 481 млн долл.[19]. Стоимость портфельных компаний в венчурных фондах снизилась на 50–100% по разным оценкам.
По данным RMG Partners, в 2021 году объем венчурных инвестиций упал почти в 2 раза по сравнению с 2019 годом, и это худший показатель с 2012 года. Рост сделок фиксируется только у проектов на стадии стартапа и расширения бизнеса. Большинство сделок на рынке произошло при поддержке государства в лице государственных, государственно-частных и корпоративных фондов.
В первом квартале 2021 года не наблюдалось ни одного выхода из проектов. Из отчета RMG Partners следует, что, согласно опросу венчурных фондов, рынок находится в кризисе и требует взвешенного подхода к инвестированию, поиску софинансирования и работы с партнерами как для выхода на зарубежные рынки, так и для локальных проектов.
С начала 2014 года года в силу вступил закон о деофшоризации, что явилось для инвесторов одним из стимулов ухода с российского рынка. Частично уход венчурных фондов смогли компенсировать крупные компании, которые создают соответствующие подразделения, и государство, структурно доминирующее в России. Небольшая часть независимых инвесторов старается стать зависимыми, присо единиться к крупным корпорациям и получить государственные инвестиции, но большинство все же стремится выходить на свободные рынки. На текущий момент венчурному рынку России свойственны высокие риски (в том числе связанные и с получением государственного финансирования) и ряд других факторов, тормозящих возможности технологического развития и рост новых проектов. Это и изоляция рынка, и блокирование информационных каналов, которые являются неотъемлемой основой маркетинга и питательной средой для многих стартапов.
Мировой венчурный капитал взорвал рынок в 2019 году, когда объемы финансирования подпрыгнули сразу на 11% по сравнению с 2018-м. Количество сделок продолжает расти, стартапы-миллиардеры продолжают появляться то тут, то там, а азиатский рынок предлагает всё новые возможности для бизнеса [17].
73% сделок, заключенных в России, связано пока с интернет-компаниями, в то время как в Европе венчурных инвесторов больше привлекает бизнес, здравоохранение и финансы.
На рисунке 4 представлена отраслевая структура сделок в количественном выражении в 2019 году [36].