Файл: Управленческий учет как составная часть информационной системы предприятия (Теоретические основы управленческого учета).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 371
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управленческого учета
1.1 Сущность и объекты управленческого учета
1.2 Центры финансовой ответственности
Глава 2. Методы формирования и учета затрат в ООО «МУФТ АРЕНДА»
2.1 Краткая характеристика ООО «МУФТ АРЕНДА»
2.2 Формирование себестоимости и системы учета затрат
2.4 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управленческого учета ООО «МУФТ АРЕНДА»
Для определения затрат на обработку единицы продукта достаточно себестоимость нормо-часа умножить на количество нормо-часов обработки продукта на данной операции. В основу данного подхода положен следующий принцип: чем дольше по времени обрабатывается продукт на каком-либо месте возникновения затрат, тем в большей степени он «нагружает» собой данное место возникновения затрат и тем больше затрат данного места возникновения необходимо отнести на продукт. То есть в качестве базы распределения затрат на обработку выбрана продолжительность обработки продуктов [16., с. 99].
Итак, мы рассмотрели основные проблемы калькулирования и возможные варианты их решения. В заключение повторим, что говорить об абсолютно точной и однозначной себестоимости достаточно сложно, поскольку любая калькуляция носит дискуссионный характер [16., с. 101].
2.5 Нормативный метод учета затрат
Нормативный метод учета затрат представляет собой вид учетной подсистемы, характеризующейся наличием норм использования ресурсов, нормативных (учетных) цен этих ресурсов и использованием этих показателей для планирования и контроля. Например фактическая себестоимость включает в себя нормативную себестоимость, отклонения от норм в положительную или отрицательную сторону, изменение норм в виде уменьшения или увеличения [14., с. 68].
Принципы нормативного метода учета затрат:
- составление норм калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих в организации норма;
- ведение учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости;
- учет фактических затрат с подразделением на расход по нормам и отклонениям от норм;
- установление и анализ причин и условий возникновения отклонений от норм по местам их возникновения;
- определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений и изменений норм [20., с. 53].
Принято считать, что нормативный метод учета затрат применим лишь в условиях массового и крупносерийного производства, когда в больших количествах производится ограниченный ассортиментный перечень продуктов, и неприменим в условиях мелкосерийного и единичного производства. По нашему мнению, возможности этого метода гораздо шире и он применим во всех производствах, где затраты на изготовление продуктов могут сопоставляться с результатами труда (выработкой) через определенные промежутки времени [16., с. 104].
Сущность нормативного метода характеризуется следующими особенностями:
- наличие норм потребления ресурсов (затрат) и учетных цен этих ресурсов в процессах деятельности предприятия;
- отражение фактических затрат с подразделением их на затраты по нормам и отклонениям;
- оперативный учет отклонений от норм потребления ресурсов с установлением размера отклонений, мест их возникновения, причин и виновников образования отклонений с целью использования этих данных для управления производством;
- системный учет изменений норм с целью проверки обоснованности текущего уровня норм и контроля экономической эффективности осуществляемых организационно-технических мероприятий;
- формирование отчетов о возникших затратах с детализацией выявленных отклонений по факторам и виновникам, вызвавшим данные отклонения [16., с. 104].
Благодаря указанным особенностям нормативный метод является эффективным инструментом:
- планирования: наличие норм облегчает планирование потребности в производственных ресурсах (оборудование, материалы, персонал) и финансовых средств для приобретения этих ресурсов. Формирование на основе норм затрат плановых калькуляций позволяет планировать расходы, программу выпуска, отпускные цены, объем реализации, выручку и в итоге прибыль;
- оперативного контроля и принятия управленческих решений: в ходе производства по различным причинам возникают отклонения от нормального течения технологического процесса, и вместе с ними и отклонения в потреблении производственных ресурсов, что вызывает, как правило, дополнительные затраты на изготовление. Оперативно устраняя причины нарушения норм производственного потребления, можно восстановить нормальное течение технологического процесса и предотвратить появление негативных отклонений в будущем;
- анализа: используя аналитическую классификацию выявленных отклонений по вызвавшим их причинам, виновникам, объектам учета, можно еще до окончания отчетного периода спрогнозировать результаты деятельности предприятия в целом и отдельных мест возникновения затрат (центров ответственности), разработать программу снижения затрат [16., с. 105].
Таблица 4. Нормы расхода материалов при заливке бетонной смеси
Материал и топливо |
Нормы расхода |
Стоимость, руб. |
Пусковая смесь |
3 упаковки / 50 м3 бетонной смеси |
690 |
Сопло |
1 шт. / 2000 м3 бетонной смеси |
14200 |
Дизельное топливо |
18 л. / час |
810 |
Промывочный шар |
2 шт. / смена |
900 |
В таблице № 4 указаны нормы расхода материалов и топлива при заливке бетонной смеси при строительстве жилых зданий, не военного назначения. Расход дизельного топлива рассчитывается исходя из технического паспорта строительного оборудования. Замена сопла происходит по мере его износа, и не всегда совпадает с прописанными нормами расхода. Расход пусковой смеси в количестве трех упаковок и промывочных шаров в количестве двух штук происходит в штатной ситуации за одну рабочую смену и в зависимости от состояния строительной техники может увеличиться.
Для внедрения нормативного метода должны быть созданы следующие организационные предпосылки:
- наличие «нормативного хозяйства»;
- наличие регламента ведения учета и анализа отклонений. Как уже было сказано выше, нормативный метод предполагает существование: норм потребления различных производственных ресурсов в расчете на выбранную единицу продукции; нормативной стоимости выбранной единицы каждого вида ресурсов, то есть учетной цены.
Нормативное хозяйство обозначает систему, которая включает методологическую базу и необходимую организационно-техническую инфраструктуру, обеспечивающую разработку норм и учетных цен; ревизию (пересмотр) норм и учетных цен; внесение изменений в нормы и учетные цены [16., с. 106].
Требование к нормам: нормы должны отражать действительные потребности в потребляемых ресурсах при данном технологическом и организационном уровне производства.
Принято различать:
- плановые нормы и учетные цены, т. е. средние в течение определенного периода (года, квартала). Используются для среднесрочного и долгосрочного планирования;
- текущие нормы и учетные цены, т. е. действующие в данный момент. Используются для оперативного управления.
Текущие нормы и учетные цены могут совпадать с плановыми, если в течение рассматриваемого периода не предполагается их изменение [16., с. 106].
При разработке норм используют два основных подхода:
-
- - разработка так называемых «технически обоснованных» норм. Разработка норм потребления производственных ресурсов ведется в данном случае конструкторскими, технологическими и другими (отделами главного механика, энергетика, металлурга, сварщика и т. д.) подразделениями предприятия на основе отраслевых справочных изданий расчетным, экспертным и экспериментальным путем.
- разработка норм от достигнутого. В этом случае как таковой разработки норм нет. В качестве норм принимаются фактически сложившиеся на предприятии к настоящему моменту величины потребления производственных ресурсов. То есть, так или иначе, нормы устанавливаются на основе данных прошлых периодов [16., с. 106].
Представленные подходы к формированию норм справедливы по отношению к учетным ценам, которые могут разрабатываться на основе фактических значений прошлых периодов (средневзвешенное, последнее значение); устанавливаться на основе плановых, прогнозных значений без учета данных прошлых периодов [16., с. 106].
Необходимость проведения ревизии норм (к учетным ценам это относится в меньшей степени, поскольку необходимость изменения учетных цен проявляется как бы сама собой) обусловлена следующими причинами:
- требуется проверять, насколько правильно нормы были установлены изначально;
- требуется проверять, насколько установленные нормы соответствуют текущему технологическому и организационному уровню производства на предприятии [16., с. 107].
Формирование регламента проведения ревизии норм предполагает:
- определение случаев, при которых проводится ревизия норм;
- определение порядка формирования (в разрезе видов ресурсов или выпускаемых продуктов) графика (регламента) ревизии норм;
- определение (в разрезе по видам ресурсов) методов проведения ревизии норм (проверка расчетов, использование данных опытных наблюдений и т. д.);
- определение ответственных за инициирование необходимости проведения ревизии, проведение ревизии, согласование и утверждение результатов ревизии и т. д.;
- определение форм и мест хранения документов, содержащих данные о порядке проведения и результатах ревизии.
Необходимость проведения изменений норм и учетных цен связана с постоянными изменениями внутренних и внешних условий хозяйствования предприятия [16., с. 107].
Описание регламента изменения норм и учетных цен предполагает: определение, в каких случаях возникает необходимость изменения норм и учетных цен.
В отношении норм, например, принято различать: плановое изменение норм, вызванное:
- проведением организационно-технических мероприятий (замена оборудования, переход на другой вид сырья, на новую технологию, повышение квалификации персонала);
- выявленным в ходе ревизии несоответствием норм текущему организационному и технологическому уровням производства. Как правило, в процессе плановых изменений новые нормы устанавливаются на относительно длительное время [16., с. 108].
Внеплановое изменение норм, которое может быть вызвано, например, отсутствием необходимого вида материалов и необходимостью замены другим, необходимостью временного перехода на другой вид оборудования (когда оборудование, предусмотренное технологической картой, неработоспособно или не имеет свободных производственных мощностей), использованием работников другой профессии или квалификации. Внеплановое изменение норм производится на какой-то достаточно ограниченный промежуток времени - пока не будут устранены причины изменений (подготовлены и предоставлены предусмотренные технологией материалы, оборудование, персонал); определение ответственных за инициирование изменений, за согласование, утверждение и внесение изменений в действующие нормы и учетные цены; определение форм документов, используемых при проведении изменений; определение перечня подразделений и отдельных работников, которые должны быть проинформированы о внесенных изменениях [16., с. 108].
Нормативные калькуляции призваны обеспечить выполнение двух основных управленческих функций - планирования и контроля.
Формирование бюджета производственной себестоимости (в который входят нормативные калькуляции) является необходимым этапом при проведении процедуры планирования. В частности, без нормативных калькуляций практически невозможно создать бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков). Кроме того, показатели нормативной себестоимости непосредственно используются при принятии решений относительно производственно-сбытовой программы. Одновременно показатель нормативной себестоимости становится инструментом контроля, отражающим успешность реализации плана [16., с. 109].
Для составления нормативных калькуляций необходимы:
- нормативные карты, содержащие данные о нормах (текущих или плановых) потребления производственных ресурсов для изготовления единицы продукта;
- тарифный справочник, отражающий цены на потребляемые производственные ресурсы;
- четко прописанный алгоритм (методика) расчета себестоимости [16., с. 109].
Вопросы разработки норм были рассмотрены выше. О формировании тарифного справочника, т. е. информационного массива данных о ценах, необходимо сказать следующее. Основная методологическая трудность состоит в выборе способа формирования учетных цен. Могут быть использованы несколько подходов:
- на момент составления нормативной калькуляции соответствующие производственные факторы уже приобретены (т. е. фактическая цена известна) или еще не приобретены, но подписаны договоры на приобретение их (т. е. цена тоже известна). В данном случае учетные и фактические цены будут совпадать;
- определенности относительно цен в планируемом периоде нет. Учетные цены могут формироваться на основе фактических цен прошлых отчетных периодов или прогнозируемых цен будущих периодов;
- существуют фактические цены на ресурсы, но для составления нормативных калькуляций используются учетные. Данный подход удобен в тех случаях, когда, например, по какому-либо виду производственных ресурсов было приобретено несколько партий и каждая партия – по своей фактической цене. Единые учетные цены в данном случае делают менее трудоемкими процесс калькулирования и последующий учет в целом [16., с. 109].
При использовании нормативного калькулирования необходима организация ведения учета и анализа отклонений. Описание регламента ведения учета и анализа отклонений предполагает: