Файл: Управленческий учет как составная часть информационной системы предприятия (Теоретические основы управленческого учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В нашем современном мире для поддержания функционирования и контроля за деятельностью предприятия надо вести внутренний учет. Одним из них является управленческим учетом. С его помощью управленческий аппарат, директора и руководство организации смогут получать актуальную и достоверную информацию о деятельности предприятия, которую использует для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее филиалах и дочерних организациях. Отсутствие или неполноценное ведение управленческого учета повлечет за собой сбой в работе внутренних структур, принятие руководством организации неверных решений и может привести к банкротству или закрытию самого предприятия. Поэтому ведение управленческого учета необходимо вести в каждой организации или предприятии. Это поможет организациям с самого начала своей деятельности избежать ненужных ошибок и правильно вести свою хозяйственную деятельность.

В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы управленческого учета, методы формирования и учета затрат в ООО «МУФТА АРЕНДА». Также будут составлены рекомендации по совершенствованию управленческого учета в ООО «МУФТА АРЕНДА».

В данной курсовой работе используется следующая литература: Управленческий учет: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. Н. Волкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 461 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс и Управленческий учет: учеб. пособие / А.  В.  Ильина, Н. Н. Илышева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 180 с.

Также используются данные из оборотно-сальдовых ведомостей ООО «МУФТА АРЕНДА» по следующим бухгалтерским счетам:

- 10.1 «Сырье и материалы»;

- 10.3 «Топливо»;

- 10.5 «Запасные части»;

- 10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

- 40 «Товары»;

- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

- 90.2 «Себестоимость продаж».

Предметом курсовой работы является управленческий учет как составная часть информационной системы ООО «МУФТА АРЕНДА», связанный с теоретической и информационной частью управленческого учета.

Глава 1. Теоретические основы управленческого учета


1.1 Сущность и объекты управленческого учета

Управленческий учет является составной частью бухгалтерского учета, так как многие данные сформированные по бухгалтерскому учету используются в процессе принятия управленческий решений руководства организации. Данный учет дает возможность управляющим предприятием использовать методы, которые понадобятся для организации более эффективного управления. Управленческий учет, также является системой информационного обмена организации, предназначенная для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей всей организации. Он способствует функционированию всех структур предприятия, более эффективному производству товаров, запчастей и расходных материалов [13., с. 18].

Также еще есть определение управленческого учета. Оно заключается в том, что управленческий учет является информационной системой, с помощью которой внутренние структуры организации по своим секторам ответственности осуществляют сбор, измерение, систематизацию, анализ и передачу данных, которые необходимы для управления центрами ответственности организации и принятия управленческих решений, с учетом некоторых особенностей ведения хозяйственной деятельности организации.

Цель управленческого учета – является подготовка внутренней информации по результатам деятельности организации за конкретный промежуток времени для того чтобы, более эффективно распланировать и организовать управление самой организации, ее дочерних предприятий и внутренних отделов и структур [19., с. 247].

Ниже приведен список основных задач управленческого учета:

- формирование достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и предоставление данной информации в простой и понятной форме руководству предприятия от отдела управленческого учета, на котором лежит ответственность по созданию внутренней отчетности по деятельности организации;

- планирование и контроль экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;

- расчет фактической себестоимости продукции и определение отклонений от установленных норм, стандартов, смет;

- детальный анализ отклонений от запланированных руководством результатов и выявление причин отклонений;

- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;

- формирование достоверной информации для принятия решений руководством;


- выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия, в виде уменьшения расходов организации [16., с. 11].

Предмет управленческого учета – учет, планирование и анализ, которые нужны для улучшения работы предприятия.

Объектами управленческого учета являются доходы, расходы и результаты центров ответственности организации [19., с. 248].

Организация управленческого учета является внутренним делом самой организации. Руководящий состав предприятия должен сам принимать решения по многочисленным вопросам, которые так или иначе связанные с организацией управленческого учета, например они могут определять методы классификации и учета затрат на предприятии [12., с. 28].

Принципы управленческого учета:

- принцип эффективности (принцип затраты – выгода). Он основывается на том, что критерием формирования информации является превышение ожидаемой выгоды над ожидаемыми затратами;

- принцип разные затраты – для разных целей. Он реализуется путем применения различных группировок затрат, методов их оценок и систем калькулирования;

- принцип, который учитывает мотивы и модели поведения работников предприятия при планировании бюджетов и отчетов. Информация формируется не только для принятия решений, но и для оценки деятельности менеджеров. Поэтому необходимо организовать систему контроля и мотивации работников для достижения целей предприятия [19., с. 248].

Кроме этих принципов существуют следующие принципы:

- ответственность. Для эффективной деятельности менеджеров необходимо определение их ответственности и основных индивидуальных результатов;

- управляемость. В управленческом учете выделяют доходы, затраты, операции, на которые могут воздействовать менеджеры;

- достоверность. Информация должна быть полностью точной и достоверной. Степень доверенности во многом зависит от источника, полноты и доступности информации;

- взаимозависимость. Сбалансированность информации необходима, потому что ее получают из внутренних и внешних источников, а также из подразделений, которые выполняют взаимодействующие функции (сбыт, снабжение, производство, персонал, финансы);

- релевантность информации. Своевременное предоставление информации в четкой и понятной форме с использованием альтернатив для принятия решений [19., с. 248].

Информация управленческого учета является внутренней коммерческой тайной, которая носит строго конфиденциальный характер и предназначена только для руководства и менеджеров предприятия. За разглашение данной информации по внутренним делам организации, работник предприятия несут ответственность и при принятии на работу подписывают трудовой договор с пунктом о неразглашении информации в течение определенного периода времени. Организация управленческого учета практически не регламентируется законодательством, поэтому обязанность правильности и полноты организации управленческого учета лежит на руководстве предприятия [16., с. 248].


Управленческий учет нужен для оптимизации деятельности предприятия, потому что с его помощью внутренние структуры организации систематизируют информацию, которой пользуются руководители подразделений и самой организации для принятия управленческих решений.

1.2 Центры финансовой ответственности

В организациях, где ведение управленческого учета хорошо поставлен, контроль за затратами в основном направлен на места издержек и расходов [15., с. 170].

Для повышения эффективности деятельности предприятия выделяют центры финансовой ответственности, которые одновременно являются местами издержек и расходов. В управленческом учете центры ответственности возникают в результате децентрализации ответственности от высших звеньев к низшим [19., с. 248].

Центр финансовой ответственности – подразделение организации, во главе которого стоит руководитель, который контролирует доходы, расходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса. Также центр ответственности является местом возникновения затрат. У каждого центра ответственности есть свой бюджет, который является частью общей системы бюджетирования. Это помогает обеспечить взаимосвязь между подразделениями предприятия [19., с. 248].

Центр ответственности возникает под влиянием организационной и производственной структуры предприятия. Производственная включает в себя основные, обслуживающие, вспомогательные производства, систему цехов и структурных подразделений. Организационная же создает взаимосвязь между данными подразделениями за счет систематизации внутренней информации [11., с. 8].

В основном выделяют четыре центра финансовой ответственности.

Рисунок 1. Центры финансовой ответственности

Центры ответственности

центр

затрат

центр

доходов

центр

прибыли

центр инвестиций

Центр затрат – центр ответственности, руководитель которого отвечает за производственные затраты. Это подразделение, в котором организация осуществляет нормирование, планирование и учет издержек с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов. Центр затрат формируется на основе изучения и анализа организационных и технологических особенностей предприятия. Руководитель центра несет ответственность только за производственные затраты [19., с. 249].


Функционирование центра затрат происходит в следующем порядке: материальные и трудовые затраты – производственный процесс – выпуск продукции.

Центр доходов – центр ответственности, руководитель которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за расходы.

Руководитель данного подразделения несет ответственность в рамках поступившей выручки. Обычно центром дохода может быть подразделение, которое занимается реализацией товаров и услуг, например отдел продаж.

Функционирование центра доходов происходит в следующем порядке: затраты на товары, работы и услуги – продажи – поступление выручки.

Центр прибыли – центр ответственности, руководитель которого отвечает за формирование доходов и расходов [19., с. 250].

Руководитель данного подразделения принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерий деятельности данного предприятия – размер полученной прибыли, поэтому управленческий учет должен предоставлять информацию об издержках и результатах деятельности сегмента. Руководитель центра прибыли отвечает за чистую, операционную, маржинальную и валовую прибыль предприятия.

Функционирование центра прибыли происходит в следующем порядке: материальные и трудовые затраты – работы – прибыль.

Центр инвестиций – центр ответственности, руководитель которого контролирует не только доходы и расходы, но и следят за использованием инвестированных средств. Руководитель данного подразделения обладает большими полномочиями в руководстве и несут ответственность за принимаемые решения. Они могут принимать собственные инвестиционные решения, то есть, распределять средства по проектам. Рентабельность инвестиций и капитала – это те показатели, за которые отвечает руководитель центра инвестиций [19., с. 250].

Функционирование центра инвестиций происходит в следующем порядке: вложения – работа – новые мощности и технологии.

Особенностью управления по центрам затрат является то, что подразделение соответствует месту возникновения затрат. Все затраты, в свою очередь, должны иметь ответственное лицо.

При распределении управленческих функций формируются центры финансовой ответственности.

Это позволяет повысить качество и скорость принятия управленческих решений, поскольку руководитель центра ответственности владеет большей информацией, следовательно, и компетенции сотрудников подразделения расширяются [19., с. 251].

Субъектом управления в системе управления предприятия выступают руководители, менеджеры всех уровней управления, наделенные определенными полномочиями по принятию решений [16., с. 12].