Файл: Управленческий учет как составная часть информационной системы предприятия (Теоретические основы управленческого учета).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управленческого учета
1.1 Сущность и объекты управленческого учета
1.2 Центры финансовой ответственности
Глава 2. Методы формирования и учета затрат в ООО «МУФТ АРЕНДА»
2.1 Краткая характеристика ООО «МУФТ АРЕНДА»
2.2 Формирование себестоимости и системы учета затрат
2.4 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управленческого учета ООО «МУФТ АРЕНДА»
Объекты управления – различные ресурсы компании – работники, средства и предметы труда, научно-технический и информационный потенциал предприятия.
Управленческие воздействия реализуются с помощью основных функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый повторяющийся цикл управления: Анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ. Функция принятия решений в рассматриваемом цикле управления не выделена, поскольку она является связующей управленческой функцией, т. е. подразумевает ее присутствие на всех этапах управленческого цикла. Место управленческого учета проявляется на стадии подготовки и принятия управленческих решений. Таким образом, управленческий учет задействован во всех функциях управления [16., с. 13].
В первой главе были рассмотрены теоретические основы управленческого учета. В теоретическую часть вошли данные о сущности, объекте управленческого учета, и центрах финансовой ответственности. То есть мы уже имеем представление о самом понятии управленческого учета и местах, где без организации управленческого учета не будет нормально осуществляться деятельность самой организации.
Глава 2. Методы формирования и учета затрат в ООО «МУФТ АРЕНДА»
2.1 Краткая характеристика ООО «МУФТ АРЕНДА»
Рассмотрим особенности управленческого учета на примере Общества с ограниченной ответственностью «МУФТ АРЕНДА». Данная организация предоставляет услуги по предоставлению в аренду бетоноподающей техники, растворонасосов, дизельных компрессоров, магистрали бетоноводов для строительства жилых зданий не военного назначения, а также занимается продажей комплектующих и запчастей к оборудованию. Имеются торговые отношения на поставку запчастей из Турции и Китая.
Предприятие действует на основании устава и действующего законодательства. Бухгалтерский учет ведется в русле общей системы налогообложения.
Организационная структура ООО «МУТФА АРЕНДА»
Во главе организации назначается Генеральный директор, которому подчинены остальные отделы и структурные подразделения предприятия:
- отдел управления: генеральный директор, заместитель генерального директора, заместитель генерального директора по материально-техническому обеспечению (генеральный директор одновременно является создателем ООО «МУФТА АРЕНДА», с уставным капиталом в размере десяти тысяч рублей, он же принимает все важные решения связанные с деятельностью организации);
- коммерческий отдел: дизайнер-копирайтер, коммерческий директор, руководитель по интернет-маркетингу (данный отдел занимается продвижением рекламы по бетонораспределительной техники и работой с контрагентами);
- отдел логистики: начальник склада (под контролем данного отдела находятся два склада с запчастями и комплектующими для строительного оборудования);
- финансово-экономический отдел: главный бухгалтер, бухгалтер, помощник бухгалтера (данный отдел ведет бухгалтерский и налоговый учет ООО «МУФТА АРЕНДА» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);
- технический отдел: главный механик, заместитель главного механика, водитель, слесарь-ремонтник, оператор бетоно- и раствороподающей техники, слесарь-ремонтник по ремонту электрооборудования. Работники технического отдела в основном занимаются обслуживанием оборудования на объектах строительства при заливке бетонной смеси и ремонтом бетонораспределительной техники.
2.2 Формирование себестоимости и системы учета затрат
В настоящее время понятие «себестоимость» прямого нормативного регламента не имеет. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» содержит определение так называемых расходов по обычным видам деятельности: «расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг». По своей сути данное определение представляет собой один из вариантов определения себестоимости [16., с. 49].
Исчисление себестоимости варьируется под воздействием многих факторов, например:
- в зависимости от количества продукции: себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;
- в зависимости от полноты включения текущих затрат: полная и ограниченная себестоимость;
- в зависимости от оперативности формирования: фактическая и нормативная (плановая) себестоимость.
Фактическая себестоимость отражает реальное, фактически случившееся потребление ресурсов. Нормативная себестоимость отражает нормальное (номинальное) потребление ресурсов в условиях предполагаемой нормальной деятельности. Полная себестоимость учитывает все затраты предприятия в составе себестоимости продукции, а ограниченная позволяет сформировать себестоимость с учетом затрат, которые непосредственно относятся к производству и исключить затраты периода [16., с. 50].
В зависимости от характера формируемой себестоимости классифицируют и системы учета затрат.
Методы формирования себестоимости.
Нормативный метод учета предполагает наличие показателей норм потребления ресурсов и учетных цен ресурсов и ведение учета с отражением отклонений фактических значений от данных показателей. В соответствии с признаком полноты включения затрат в себестоимость различают систему учета полных затрат и систему «директ-костинг» [16., с. 50].
2.3 Система «директ-костинг»
Директ-костинг представляет собой систему расчета себестоимости. К основным характеристикам системы «директ-костинг», раскрывающим данный принцип, следует отнести использование деления затрат на постоянные и переменные для калькулирования себестоимости продуктов, оценки запасов и расчета результатов деятельности. Постоянные затраты при использовании данной системы списываются на бухгалтерский счет 90 «Продажи» во время отражения финансового результата от продажи. [18., с. 93].
Переменные затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными. Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема производства [16., с. 51].
Таблица 1. Себестоимость трубы бетоновода
Показатель |
Труба бетоновода 1 м. руб. |
Труба бетоновода 2 м. руб. |
Оплата труда |
11 |
22 |
Материальные затраты |
667 |
1335 |
Прочие затраты |
24 |
71 |
Итого себестоимость: |
702 |
1428 |
Исходя из данных таблицы № 1 видим, что себестоимость труб бетоновода составляет 702 рубля за трубу длиной один метр и 1428 рублей за трубу длиной два метра. Оплата труда включает в себя расходы на заработную плату слесарю за разрезку, сварку труб и фланцев. Прочие затраты включают в себя стоимость хранения на складе и стоимость оплаты за перевозку труб. Материальные затраты включают в себя стоимость нелегированной стали не содержащей никель.
Также себестоимость товара или материалов можно рассчитать на основе данных оборотно-сальдовых ведомостей по 10 счету «Материалы» и 41 счету «Товары», если данные материалы и товары были куплены у поставщиков. В ведомости по счету 10, 41 отражаются наименование, количество и сумма, которая показывает сколько денег было заплачено за определенное количество купленных товаров. Общую сумму делим на количество запчастей купленных за определенный период и получаем себестоимость одной единицы. Данный метод достаточно прост, но не показывает детально группы расходов.
Большинство затрат относится к полупеременным, некоторые из них в большей степени, другие меньшей зависят от объема производства, и между этими затратами и объемами производства существует корреляционная зависимость, проявляющаяся слабо [16., с. 51].
Маржинальная прибыль (маржинальный доход, маржинальное покрытие, сумма покрытия) – представляет собой превышение выручки от реализации над величиной переменных затрат. Данный показатель отражает способность предприятия генерировать достаточную сумму доходов, для того, чтобы оплатить все расходы организации и получить прибыли [21., с. 124].
Можно выделить несколько разновидностей системы «директ-костинг»:
1) классический «директ-костинг» – калькулирование по прямым (основным) затратам, которые в то же время являются переменными;
2) система учета переменных затрат калькулирование по переменным затратам, в которые входят прямые расходы в переменные косвенные расходы;
3) система учета затрат в зависимости от использования производственных мощностей – калькуляция всех переменных расходов и части постоянных, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности [16., с. 52].
Существует и разновидность системы «директ-костинг», когда себестоимость калькулируется на основе только производственных расходов, связанных с изготовлением продукции, даже если они носят косвенный характер. Общим для всех разновидностей является то, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость. По частичной себестоимости оценивают незавершенное производство и готовую продукцию в балансе, а постоянные расходы списывают на счет прибылей и убытков.
Преимущества системы «директ-костинг»:
- простота и объективность калькулирования частичной себестоимости, так как отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат;
- возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам.
В связи с этим изменение структуры предприятия и связанные с ним изменения постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость изделий;
- возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск;
- информация, получаемая в системе «директ-костинг», позволяет проводить эффективную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема;
- возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов;
- принципы системы «директ-костинг» могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета [16., с. 53].
Недостатки системы «директ-костинг»:
- трудности в разделении затрат на постоянные и переменные. Значительная часть смешанных расходов может быть квалифицирована по разному, например, в зависимости от применяемого метода деления затрат на постоянные и переменные, а это будет сказываться на результатах;
- необходимость для большинства компаний наличия информации о величине полных издержек, прежде всего для определения цены изделия, так как в ценах в долгосрочном плане необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия. При отсутствии данных о полной себестоимости велик риск несоблюдения этого условия;
- наличие некоторых трудностей при формировании внешней отчетности [16., с. 54].
Итак, «директ-костинг» является частью системы управленческого учета, базирующаяся на категории переменных затрат. Эта система имеет определенные недостатки, но имеет и некоторые преимущества по сравнению с системой полного учета и распределения затрат. Выбор одной из них зависит прежде всего от практической пользы применения той или иной системы [16., с. 54].
Система «директ-костинг» дает широкие возможности для проведения анализа и принятия на его основе различных управленческих решений. В качестве наиболее важных ее аналитических возможностей можно выделить: планирование объемов деятельности с оптимизацией ассортимента выпускаемой продукции, в том числе при наличии ограничивающего фактора; выбор политики ценообразования; анализ эффективности закупки комплектующих и альтернативного использования ресурсов, оценки последствий ликвидации неприбыльного сегмента деятельности (подразделения, продукта, услуги); процесс принятия обоснованных решений о целесообразности инвестиций в новые виды активов или создания новых видов продукции; оценка эффективности деятельности подразделений предприятия (центров ответственности); оценка эффективности организации собственного производства или приобретения полуфабрикатов [16., с. 57].