Файл: Управленческий учет и система отчетности в организации (Теоретические аспекты управленческого учета и формирования управленческой отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2130

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управленческая отчетность должна быть построена таким образом, что бы руководители были способны ее воспринять и эффективно ею пользоваться.

В коммерческих организациях сегодня имеет место достаточно большое количество работников экономических служб, довольно инертных, имеющих образование, но базирующихся на старых традициях. В этой связи необходимо изменение менталитета не только работников экономических служб, но и руководства, которые должны требовать от бухгалтеров-менеджеров составления такой отчетности, которая была бы для них инструментом в управлении компанией. Чем в большей степени руководитель ориентирован на достижение результата, тем в большей степени он нуждается в информации обратной связи через систему внутренней управленческой отчетности. При этом чем выше уровень менеджмента, тем реже представление отчетности и меньше детализация, и наоборот.

Необходимость формирования управленческой отчетности, исключающей дублирование одних и тех же показателей, требует четкой их классификации.

Так, Н. Адамовым и Г. Адамовой предложена следующая классификация:

  1. по форме представления - табличные, графические, текстовые;
  2. по видам деятельности - отчеты по закупке и заготовлению, отчеты по производству, отчеты по реализации;
  3. по уровню представления - отчеты для высшего руководства, отчеты для менеджеров структурных подразделений, отчеты для менеджеров низшего звена;
  4. по объему информации - оперативные отчеты, текущие отчеты, сводные отчеты;
  5. по содержанию - комплексные отчеты, отчеты по ключевым позициям, аналитические отчеты.

Н.А. Бреславцева, О.Ф. Сверчкова выделяют следующие виды отчетов:

      1. обязательные - предусмотренные системой управленческого документооборота предприятия и дополнительные, составляются в зависимости от потребности управления;
      2. оперативные - представляют собой совокупность данных в определенном разрезе, агрегированные - фактическое значение показателей, сформированных из оперативных отчетов, сравнительные - сопоставление показателей - фактических и плановых, фактических и базовых, фактических и аналогичных по отрасли [10, с. 6]

Наряду с вышеперечисленным, считаю целесообразным включить в классификацию управленческой отчетности следующие признаки:

      1. по стабильности функционирования предприятия отчеты, сформированные в условиях определенности и отчеты, составленные в условиях неопределенности;
      2. по фактору времени перспективные, текущие и оперативные.

Информация управленческого учета, трансформирующаяся в показатели внутренней отчетности, предназначена различным группам пользователей внутри организации, нацеленных и уполномоченных на принятие взвешенных управленческих решений.

В силу этого представляется целесообразным выделение таких групп пользователей:

      1. высшее руководство;
      2. менеджеры среднего уровня;
      3. менеджеры низшего уровня.

В связи с тем, что высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией, в управленческих отчетах, адресованных ему, должны найти отражение:

        1. фактически достигнутые результаты в производственной, инвестиционной, финансовой и других видах деятельности как по организации в целом, так и по отдельным структурным подразделениям;
        2. оценка внутренних и внешних факторов, повлиявших и влияющих на результаты выполнения целей организации;
        3. плановые и прогнозные индикаторы развития организации на предстоящий период.

Для руководителей структурных подразделений, ориентированных на разработку стратегии реализации долгосрочных целей развития организации, в управленческой отчетности следует представить:

      1. показатели деятельности структурных подразделений и результаты их аналитической обработки;
      2. информацию планового и прогнозного характера по предприятию в целом и по отдельным структурным звеньям;
      3. необходимую информацию о смежных подразделениях и контрагентах.

Менеджерам низшего звена управления, ответственным за определенные участки деятельности, необходимо получать и анализировать информацию:

      1. об этой деятельности через систему синтетических и аналитических показателей;
      2. связанную с прогнозными оценками внутренних и внешних факторов;
      3. прочую информацию, способную оказать влияние на формирование итоговых результатов деятельности.

Для того чтобы система управленческого учета удовлетворяла внутренние потребности коммерческих организаций, необходимо устранить недостатки внутренней отчетности, к числу которых относятся:

        1. информация, обобщаемая в отчетности, зачастую адресуется не тем, кому она действительно нужна, а руководителю или его заместителям;
        2. обобщение информации осуществляется главным образом для контроля объема продаж или определения издержек и, как правило, не связана с потребностями отдельных управляющих, деятельность которых приносит доход или требует издержек;
        3. в отчетности имеет место, с одной стороны, избыточная информация, а с другой – нехватка релевантной информации, что затрудняет процесс ееобобщения и принятия решений по конкретным направлениям и участкам деятельности;
        4. существует проблема непонимания информации, представленной в отчетности, отсутствие у работников способности говорить на одном языке.

Управленческая отчетность должна давать возможность менеджменту организации проводить на ее основе анализ и обоснование широкого спектра управленческих решений.

Исходя из этого, она должна отвечать ряду требований представленных в таблице 1.

Управленческие отчеты в полной мере должны соответствовать вышеперечисленным требованиям. Считается, что если информация не удовлетворяет требованиям хотя бы трех характеристик, представленных в

таблице, то система управленческого учета рассматривается как не эффективная и ее необходимо реорганизовывать.

Таблица 1

Основные требования к составлению управленческой отчетности

Содержание

Характеристика информации

1.

Адресность

Информация должна предоставляться конкретным пользователям, при этом следует соблюдать конфиденциальность

2.

Оперативность

Информация должна быть готова в нужный момент времени с целью своевременного ее применения и на основе этого принятия соответствующего управленческого решения

3.

Достоверность

Информация отражает реально существующие процессы и явления. Адресат должен быть уверен в отсутствии ошибок, приписок и подтасовок

4.

Сравнимость

Означает сопоставимость по различным периодам времени (отчетных показателей с данными плана, смет, нормами и нормативами, с показателями предыдущих отчетных периодов)

5.

Объективность

В процессе сбора и подготовки информации следует ориентироваться на непредвзятость и беспристрастность ее представления

6.

Полезность

Информация должна быть необходимой для принятия решений

Наряду с вышеизложенным, считаем необходимым принять во внимание такие требования, как:

      1. целесообразность - информация должна учитывать особенности цели управления, для которой она предназначена;
      2. полнота - во внутренней управленческой отчетности должны быть представлены сведения о наличии и использовании всех ресурсов, о капитале, обязательствах, доходах, расходах и результатах деятельности хозяйственных субъектов, о влиянии внешних и внутренних факторов, о влиянии производственных и рыночных факторов;
      3. экономичность - затраты на составление отчетности не должны превышать эффекта от ее использования. Немаловажное значение имеет способ представления учетной управленческой информации.

В связи с традиционными подходами к представлению информации в виде таблиц с набором цифр, размещенных на бумажных носителях, их следует дополнить демонстрацией на дисплее построением различных графиков и диаграмм.

При этом основными факторами, влияющими на выбор способа представления, формата и структуры того или иного управленческого отчета, являются:

      1. содержание предоставляемой информации;
      2. потребности и пожелания пользователей отчетов;
      3. критерий экономичности их получения и передачи.

В отношении форм управленческой отчетности, по мнению Шеремета А.Д., необходимо базироваться на соблюдении двух принципов.

Во-первых, управленческая отчетность должна содержать только те показатели, которые подконтрольны менеджеру данного центра ответственности и на динамику которых он может оказывать влияние.

Во-вторых, отчетность должна содержать информацию об отклонениях, наличие которой позволяет реализовать принцип управления по отклонениям. Суть этого принципа состоит в предположении, что менеджеру более высокого уровня нет необходимости в текущем порядке регулировать детали деятельности центров ответственности на более низком уровне. Он начинает действовать тогда, когда на нижнем уровне возникает проблема, проявляющаяся как отклонение от заданного параметра.

В управленческом учете информация формируется и составляется отчетность по различным структурным подразделениям, центрам ответственности, видам деятельности, отдельным изделиям, новым технологическим решениям и другим позициям.

1.3 Анализ управленческой отчетности

Кроме составления важно правильно интерпретировать полученные показатели и данные. Для наглядности помимо электронных таблиц лучше использовать диаграммы и короткие текстовые описания. Также кроме абсолютных значений рассматривать относительные, например, структуру выручки по видам товаров и филиалам. Полезно сравнивать показатели текущего периода с аналогичными за прошлые годы и т.д. [18, с. 271]

Анализ управленческой отчетности проводится аналогично с прочими видами финансового учета. Его целью является оценить эффективность деятельности предприятия за отчетный период.

Аналитическая работа проводится в основном для оценки:

  • расчета величины операционной, чистой и других видов прибыли;
  • соотношение собственного и заемного капитала, а также возможность оплачивать взятые на себя обязательства.

Следует использовать группы финансовых показателей ликвидности, деловой активности, платежеспособности, рыночной активности и структуры капитала.

Данные группы разработаны исходя из основных потребностей менеджмента и могут быть использованы как вместе, так и по отдельности.

Стоит внимательно относиться к показателям, которые будут использованы для принятия стратегических решений, если в ходе их вычисления были использованы неточные данные или допущены грубые методологические ошибки. Это может стать причиной серьезных управленческих ошибок и больших финансовых трудностей.

Еще одним важным пунктом в реализации финансовой политики является понимание фундаментальных различий между российскими и международными стандартами финансовой отчетности. Так, ряд понятий, переводимые на русский язык, могут интерпретироваться по-разному (пример – под денежными ресурсами в России принято понимать деньги в кассе и на банковских счетах, а по МСФО к ним также относятся все высоколиквидные активы, которые быстро могут быть превращены в валюту). Еще одно глобальное отличие связано со способами учета, в России иногда используют метод начисления, в то время как по МСФО принимается только кассовый метод. [21, с. 231]

Время и следование порядку, установленному по средствам внутренних регламентов, — основа финансового успеха.

Управленческая отчетность позволяет подробно раскрывать различные показатели отчетности, в частности формирование доходов по видам деятельности, по центрам ответственности. Правильно построенная система управленческой отчетности также дает возможность проводить более глубокую детализацию затрат, что, в свою очередь, позволяет руководству реализовывать различные мероприятия, направленные на повышение эффективности работы организации.

Данные управленческой отчетности являются одним из важнейших элементов информационной базы оценки бизнеса. В частности, становятся возможными оценка эффективности функционирования различных сегментов и участков деятельности предприятия и взаимоотношений между ними; проверка выполнения бюджетов, оценки их качества. Наряду с этим отчеты обеспечивают информацию, достаточную для того, чтобы руководство могло установить, почему производятся расходы и какую прибыль приносит бизнес- единица, центр прибыли, бизнес-направление, клиент, проект, канал сбыта и т.д., проанализировать причины расходов и доходов, привести доходы и расходы к желательному уровню.