Файл: Управленческий учет и система отчетности в организации (Теоретические аспекты управленческого учета и формирования управленческой отчетности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 2120
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1 Понятие и значение управленческого учета
1.2 Основы и состав управленческой отчетности
1.3 Анализ управленческой отчетности
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «НПО «СИБЭЛЕКТРОЩИТ»
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «НПО «Сибэлектрощит»
2.2 Анализ организации управленческого учета в ООО «НПО «Сибэлектрощит»
2.2 Анализ организации управленческого учета в ООО «НПО «Сибэлектрощит»
Для организации системы управленческого учета на ООО «НПО «Сибэлектрощит» поставлены следующие задачи:
- четкое формирование организационной структуры;
- создание четкой структуры затрат;
- определение рентабельности основных видов деятельности;
- подготовка к практическому использованию наиболее важных элементов экономического анализа хозяйственной деятельности.
Процесс принятия управленческих решений невозможен без эффективной системы экономического анализа, позволяющей оценить достигнутые результаты деятельности организации, выявлять внутренние и внешние резервы ее дальнейшего развития.
Для этих целей затраты группируются на фактические, прогнозные, плановые, сметные и т.д. В ходе анализа исследуется как общий объем затрат, так и образующие его отдельные элементы и статьи, т.е. структура.
Для того, чтобы выявит причину существенного повышения уровня затрата предприятия в 2016-2018 гг., проанализируем их структуру и динамику.
Таблица 3
Классификация затрат, используемая в управленческом учете ООО «НПО «Сибэлектрощит»
№ п/п |
Направления управленческого учета |
Классификационные признаки и группы |
1 |
Процесс принятия управленческих решений |
Явные и альтернативные; Релевантные и нерелевантные; Эффективные и неэффективные. |
2 |
Процесс прогнозирования |
Краткосрочные и долгосрочные. |
3 |
Процесс планирования |
Планируемые и не планируемые. |
4 |
Процесс нормирования |
Стандарты, нормы и нормативы и отклонение от них. |
5 |
Процесс организации |
По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам затрат. |
6 |
Процесс учета |
Одноэлементные и комплексные; По статьям калькуляции и экономическим элементам; Постоянные и переменные; Прямые и косвенные; Основные и накладные; Текущие и единовременные. |
7 |
Процесс контроля |
Контролируемые и неконтролируемые. |
8 |
Процесс регулирования |
Регулируемые и нерегулируемые. |
9 |
Процесс стимулирования |
Обязательные и поощрительные. |
10 |
Процесс анализа |
Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные. |
Структура затрат представлена в таблице 4.
Таблица 4
Структра затрат ООО «НПО «Сибэлектрощит»
Наименование статьи затрат |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
|
Транспортные расходы |
290,0 |
12,39 |
310 |
14,09 |
315 |
12,16 |
Расходы на оплату труда |
650,0 |
27,78 |
710 |
32,27 |
760 |
29,34 |
Отчисления на социальные нужды |
140,0 |
5,98 |
165 |
7,5 |
174 |
6,72 |
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений. |
260,0 |
11,11 |
209 |
9,5 |
230 |
8,89 |
Амортизация основных средств |
59,0 |
2,51 |
61 |
2,78 |
54 |
2,08 |
Отчисления в ремонтный фонд |
110,0 |
4,7 |
42 |
2,9 |
40 |
1,54 |
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров |
60,0 |
2,6 |
65 |
2,95 |
71 |
2,74 |
Расходы на рекламу |
134,0 |
5,72 |
43 |
2,89 |
110 |
4,25 |
Потери товаров и технологические отходы |
52 |
2,22 |
24 |
1,09 |
38 |
1,47 |
Расходы на тару |
37 |
1,58 |
36 |
1,63 |
42 |
1,62 |
Прочие затраты |
548 |
23,41 |
493 |
22,4 |
756 |
29,19 |
Всего |
2340 |
100 |
2200 |
100 |
2590 |
100 |
Как видно из представленной таблицы 6 за исследуемый период с 2016 по 2018 гг., основные затраты предприятия включают транспортные расходы (12,16% в 2018 г.), расходы на оплату труда (29,34% в 2018 г.), прочие затраты (29,19 % в 2017 г.).
Для того, что проследить изменения в структуре затрат ООО «НПО «Сибэлектрощит» построим диаграммы (рисунок 2).
Прочие затраты;
29,19%
Транспортные
расходы; 12,16%
Расходы на тару;
1,62%
Потери товаров и
технологические отходы; 1,47%
Расходы на рекламу;
4,25%
Расходы на хранение, подработку,
подсортировку и упаковку товаров; 2,74%
Расходы на оплату
труда; 29,34%
Амортизация
основных средств; 2,08%
Отчисления в
ремонтный фонд; 1,54%
Расходы на аренду и
содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; 8,89%
Отчисления на
социальные нужды;
6,72%
Рис. 2. Структура затрат ООО «НПО «Сибэлектрощит» в 2018 году,%
Как видно из представленных рисунка 2, за 2018 г. в структуре затрат существенно возрастает доля прочих затрат с 22,4 % до 29,19%. Повышаются также расходы на рекламу с 2,89% до 4,25% от общей суммы затрат. Доля затрат на потери товаров и технологические отходы также имеет тенденцию к повышению с 1,09% до 1,47%. Доля остальных расходов ООО «НПО «Сибэлектрощит» в общей структуре затрат понижается в 2018 году.
Таким образом статья «прочие затраты» является основной причиной повышения общей суммы затрат в 2018 году.
В настоящий момент компания ООО «НПО «Сибэлектрощит» использует в качестве метода учета затрат Sta№dard-Costi№g. Метод стандарт-кост (Sta№dard-Costi№g) традиционный и в то же время наиболее популярный на практике метод учета нормативных затрат.
Главными достоинствами метода стандарт-кост, применяемого офисом ООО «НПО «Сибэлектрощит», считаются обеспечение жесткого контроля за расходованием ресурсов и эффективное управление процессами производства, поскольку возникающие отклонения автоматически сигнализируют о нарушениях намеченного хода производственного процесса, тем самым создавая условия для соответствующего реагирования и принятия обоснованных управленческих решений. Недостатки данного метода обусловлены как объективными, так и субъективными причинами.
Во-первых, вычисление и детальный анализ отклонений может создавать ложное впечатление о тщательности контроля над всеми существенными факторами, однако здесь упускается анализ качества продукции.
Во-вторых, нормативы подвергаются регулярному пересмотру, а менеджеры, ответственные за установление нормативов, стараются всегда их завысить, в результате чего складывается ошибочное впечатление, что подразделение предприятия работает очень эффективно.
В-третьих, некоторые отклонения могут носить спонтанный характер, их нельзя объяснить действием/бездействием менеджеров (например, отклонения, вызванные изменениями в рыночной конъюнктуре).
В-четвертых, интерпретация информации об отклонениях может быть осложнена взаимозависимостью факторов.
В-пятых, стандарт-кост может оказаться для предприятия довольно затратным методом учета, способствовать росту трансакционных издержек.
В-шестых, в условиях стандарт-коста искажается информация о себестоимости продаж, поскольку распределение косвенных затрат носит весьма условный характер и ведёт к занижению себестоимости одних продуктов и завышению – других.
В-седьмых, стандарт-кост сомнителен с точки зрения назначения цены на продукт, так как цена формируется на рынке под влиянием спроса и предложения. Следовательно, ООО «НПО «Сибэлектрощит» необходимо также пересмотреть используемый метод управления затратами, поскольку он не учитывает специфику деятельности торгового предприятия, и имеет довольно большой перечень недостатков, приведенных выше.
3. ФОРМЫ ВНУТРЕННИХ ОТЧЕТОВ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ООО «НПО «СИБЭЛЕКТРОЩИТ» И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Для совершенствования организации управленческого учета ООО «НПО «Сибэлектрощит» рекомендуется его автоматизация в связи с возникновением следующих проблем организации.
По мере развития компании ее организационная структура усложняется, а объемы обрабатываемой информации увеличиваются. Возникает необходимость автоматизации процессов. Эффективная организация управленческой системы неизбежно связана с применением различных программных продуктов. Значительное количество хозяйственных операций, большая номенклатура товаров, масштабный список контрагентов - это малая часть из перечня критериев, которые способствуют усложнению процесса.
На первых этапах после создания предприятия управленческий учет может вестись с помощью простых таблиц EXEL. Такой подход эффективен при незначительных объемах хозяйственных операций. Вполне закономерно, что при незначительном размере стартового капитала небольшие предприятия прибегают к тем способам, которые можно получить бесплатно.
По мере развития компании увеличивается не только количество хозяйственных операций, которые подлежат обработке, но и размер капитала, который можно инвестировать в информационные технологии и программное обеспечение. Систематизацию и оперативность получения информации обеспечивают специальные программы.
Наиболее популярным решением задачи является внедрение инструментов управленческого учета в 1С 8 от «WA: Финансист».
Крупные компании используют ERP-системы, позволяющие вести все виды учета одновременно. Но такие решения являются весьма дорогостоящими.
Ведение прогнозирование на предприятии с помощью автоматизированного управленческого учета позволяет оперативно обрабатывать значительные объемы информации.
В сочетании с дополнительными модулями функции систему могут быть расширены. Пользователи получают ряд преимуществ:
-
-
-
- широкий набор инструментов для учета и контроля, позволяющий получать оперативно информацию и анализировать ее в различных ракурсах;
- применяемые системы и модули легко настраиваются в соответствии с политикой учета и спецификой деятельности компании;
- высокая производительность средств автоматизации позволяет мгновенно обрабатывать значительные массивы информации.
-
-
Программы для управленческого учета позволяют решить задачи автоматизации процессов, контроля и формирования отчетности. Универсальными и эффективными решениями является линейка программных продуктов «WA: Финансист». Они могут использоваться на предприятиях с различной спецификой и объемами документооборота.
Программы для управленческого учета позволяют решить задачи автоматизации процессов, контроля и формирования отчетности. Универсальными и эффективными решениями является линейка программных продуктов «WA: Финансист». Они могут использоваться на предприятиях с различной спецификой и объемами документооборота на предприятиях в Москве и других регионах России. Они эффективны для применения в организациях с выделенной финансовой службой, а также в компаниях, которые оперируют сводными данными, получаемыми из внешних систем.