Файл: Восточный институт школа региональных и международных исследований.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ – ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ
И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
Тарасова Альбина Вадимовна
КОНЦЕПТ КАК МЕТОД АНАЛИЗА ВИДЕОИГРЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Регистрационный № ______________
_______________ ________________
подпись И.О.Фамилия
«______»_________________20___ г.
Студент группы Б5120-45.03.01пая
______________
(подпись)
Руководитель И.Г. Атрощенко
Оценка __________________________
________________________________
подпись И.О.Фамилия
«______»_________________20___ г.
г. Владивосток
2022
Оглавление
Введение 3
1 Концепт в современной лингвистике: определние, структура и методы анализа 4
1.1 Концепт и понятие 4
1.2 Структура концепта 5
1.3 Методика анализа концепта 9
1.4 История развития видеоигр и их особенности 11
1.5 Применения концепта для анализа видеоигры 16
Заключение 18
Список использованных источников 20
Введение
Современный мир очень тяжело представить без индустрии развлечений. Человек каждый день сталкивается с её продуктами, будто то фильмы, сериалы, видеоигры или музыка. Если раньше видеоигры считались в основном детским увлечением, то сейчас всё больше людей проявляет к ним интерес, из-за чего и возрастает спрос на изучение видеоигр как культурного и технического феномена.
Лингвистическая сторона изучения видеоигр привлекает внимание всё большего числа исследователей в последние годы. Это обусловлено тем, что в видеоиграх можно выделить особый формат развития языка и коммуникации. Они сочетают в себе устную и письменную речь, а также различные неязыковые средства.
Актуальность данной работы обусловлена ростом количества людей, активно играющих в различные видеоигры. Поэтому необходимо изучать видеоигры как явление и давать характеристику их воздействию на человека. Концепт в видеоиграх ещё мало изучен, поэтому данное направление особенно актуально.
Цель курсовой работы – концепта и методов его анализа в видеоиграх.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-
Изучить термин концепт и его отличие от понятия. -
Изучить структуру концепта. -
Изучить методы анализа концепта. -
Изучить историю видеоигр и их особенности. -
Изучить применение концепта для анализа видеоигр.
Объектом изучения является концепт как лингвистическое явление.
Предметом изучения выступает концепт в видеоиграх.
В процессе работы использованы методы теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по теме, количественной и качественной обработки данных. В работе использовались труды зарубежных и отечественных ученных, занимающихся проблемами изучения концепта.
Структура выполняемой работы включает в себя: введение, одной главы, заключение и список использованных источников.
1 Концепт, его структура и методы анализа
1.1 Концепт и понятие
В настоящее время следует признать, что именно концепт является ключевым термином когнитивной лингвистики. Концепт — категория мыслительная, ненаблюдаемая, и это дает большой простор для ее толкования. Зачастую люди склонны не различать термины «понятие» и «концепт». На основании научных работ таких исследователей как З.Д. Попова, Ю.С. Степанова, В.З. Демьянкова, по теме определения концепта можно заключить, что концепт это не то же самое, что и понятие. Несмотря на то, что это абсолютно разные явления, многие люди путают эти термины.
Ю.С. Степанов [3] отмечает, что концепт и понятие – это явления одного порядка, это единицы мышления. Однако у понятия имеется объем, который обусловлен совокупностью предметов или явлений, охватываемых данным понятием, – и содержание, обусловленное совокупностью объединенных в нем признаков одного или нескольких предметов или явлений. Термин «понятие» употребляется главным образом в логике и философии. Концепт же охватывает только содержание понятия и смысл слова, соотносимого с данным понятием. Тот набор знаний, представлений, переживаний и ассоциаций,
который сопровождает то или иное слово, как раз представляет собой концепт: «Концепт – это единица коллективного сознания, отправляющая к высшим духовным ценностям, имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой» [2]. Таким образом, концепт представляет собой сложное глобальное явление, которое имеет связь с ментальной деятельностью индивида, направленной на категоризацию тех или иных объектов. Существуют определенные факторы, которые влияют на понимание концепта: культурологический аспект, опыт, знания, национальность, менталитет и т.д.
Для обозначения концепта как родовой ментальной сущности по отношению к понятию как его видовому отличию используют термин прототип, то есть категориальный концепт, который дает представление о типичном члене определенной категории [4]. Таким образом, в когнитивной лингвистике термин «прототип» соотносится с термином родовое понятие, а термин понятие – с термином видовое понятие в традиционной терминологии логики и лингвистики.
Концепт включает в себя непонятийные семы – фоновые знания о предмете или явлении, а понятие – часть концепта. Концептуальное содержание включает в себя всю совокупность знаний о предмете или явлении: историю их возникновения и изменения в течение всей истории развития определенной научной сферы [4].
Оба термина имеют когнитивную природу, однако их различие заключается в том, что они относятся к разным результатам деятельности. Понятие относиться к языковому сознанию, а концепт к когнитивному. Поэтому понятие можно считать частью концепта.
1.2 Структура концепта
Концепт имеет определенную структуру: состоит из ядра, ближней и дальней периферий [2]. Такая структура называется полевой, и она подобна модели значения слова.
Ядро – это базовый образ, выступающий как кодирующий образ предметного универсального кода, окруженный специфически чувственным когнитивным слоем, отражающим чувственно воспринимаемые свойства, признаки предмета [2]. К ядру относятся прототипические слои с наибольшей наглядной конкретностью, первичные, наиболее яркие образы. Поскольку за одним и тем же словом у представителей одного языкового сообщества может стоять различная информация вследствие того, что концепт культурно обусловлен, социален и в то же время индивидуален, исключителен и временен, это часто является причиной недопонимания и конфликтов. Те или иные образы обнаружены и для абстрактной лексики, но они более субъективны.
Наличие образа в структуре концепта подтверждается так называемой прототипной семантикой Дж. Лакоффа, которая получила широкое развитие в современной лингвистике. Согласно его теории, прототипы - это наиболее четкие, яркие образы, способные представить класс концептов в целом. На основе важнейших признаков прототипа человек производит классификационную деятельность, выполняет распределение полученных знаний по категориям. Прототип - это единица, проявляющая в наибольшей степени общие с другими единицами данной группы свойства, единица, реализующая эти свойства в наиболее чистом виде и наиболее полно. Например, для многих прототипом слова «птица» является образ голубя [4].
Базовый образ в структуре концепта неоднороден. Он может быть образован перцептивными когнитивными признаками, формирующимися в сознании носителя языка в результате отражения им окружающей действительности при помощи органов чувств. Такое ядро принято называть перцептивным. Перцептивный образ включает зрительные, тактильные, вкусовые, звуковые и обонятельные образы (вилка острая, сахар сладкий, гранат красный). Однако ядро так же может быть образовано образными признаками, формируемыми метафорическим осмыслением соответствующего предмета или явления. Этот образ можно назвать метафорическим или когнитивным.
При описании содержания концепта выявленные когнитивные образы в процессе когнитивной интерпретации должны быть сформулированы как определенные когнитивные признаки, входящие в структуру концепта. Когнитивные образы труднее формулируются по сравнению с перцептивными, но они, как правило, более многочисленны, что свидетельствует о важном месте, которое они занимают в структуре концепта.
Ближней периферией называют более абстрактные слои, отражающие некий этап осмысления бытийных признаков и относящиеся к рефлективному слою сознания. Ближняя периферия включает минимум когнитивных признаков, определяющих основные, наиболее важные отличительные черты концептуализируемого предмета или явления. Это признаки, наиболее существенные для самого предмета или его применения, характеризуют его важнейшие отличительные черты, обязательные составные части или основную функцию.
Информационное содержание многих концептов близко к содержанию лексического значения ключевого слова концепта, но в него входят только дифференцирующие значение концепта признаки и исключаются случайные, необязательные, оценочные. Пример информационных компонентов концептов: звезда – небесное тело, самосветящееся, раскаленное [4].
Определять информационное содержание концептов, отражающих научные понятия, легче, чем определять информационный минимум концептов, отражающих явления природы или концептуализирующих абстрактные сущности. Многочисленные признаки не входят в информационное содержание концепта, потому что они принадлежат уже интерпретационному полю, хотя не всегда можно провести четкую грань между этими слоями концепта.
Дальняя периферия или же интерпретационное поле возникает на основе индивидуального знания, коннотаций и ассоциаций. Данный слой концепта включает когнитивные признаки, которые так или иначе интерпретируют основное информационное содержание концепта, представляют собой некоторое выводы о нём, либо оценивают его. Характерная черта интерпретационного поля является сосуществование в нем противоречащих друг другу когнитивных признаков [4].
Дальнюю периферию принято делить на специальные зоны, которые объединяют близкие по содержанию когнитивные признаки:
-
Оценочная зона объединяет когнитивные признаки, выражающие общую оценку (хороший/плохой), эстетическую (прекрасный/уродливый), эмоциональную (приятный/неприятный), интеллектуальную (умный/глупый), нравственную (справедливый/несправедливый) [5]
-
Энциклопедическая зона объединяет когнитивные признаки, характеризующие признаки концепта, требующие знакомства с ними на базе опыта, обучения, взаимодействия с денотатом концепта и т. д. [5]
-
Утилитарная зона - объединяет когнитивные признаки, выражающие прагматическое отношение людей к значению концепта, знания, связанные с возможностью и особенностями его использования для каких-либо практических целей. Например: программирование - сейчас очень полезный навык для поиска работы; кошка – создаёт уют в доме; счастье - во многом зависит от материального благополучия [5]
-
Регулятивная зона объединяет когнитивные признаки, предписывающие, что стоит, а что не стоит делать в сфере, «покрываемой» концептом: дети - нужно воспитывать, нельзя кричать и бить [5]
-
Социально-культурная зона объединяет когнитивные признаки, отражающие связь концепта с бытом и культурой народа: традициями, обычаями, конкретными деятелями литературы и искусства, определенными художественными произведениями, прецедентными текстами: гроза - Иван Грозный, Островский, пьеса «Гроза», Катерина [5]