ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является
PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в
России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от
7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в
2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ, поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках
2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественно- научная
Финансовая
5 класс Уровень узнавания и понимания находит и извлекает информацию из различных текстов находит и извлекает математическую информацию в различном контексте находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте
6 класс Уровень понимания и применения применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем применяет математические знания для решения разного рода проблем объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний применяет финансовые знания для решения разного рода проблем
7 класс Уровень анализа и синтеза анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте анализирует информацию в финансовом контексте
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания оценивает финансовые проблемы в различном контексте
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения
Личностные
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественно- научная
Финансовая
5-9 классы оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часов максимальное – 340 часов.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34 до 68, т.е по 1-2 часа в неделю: 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию с модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1.
Как появились деньги? Что могут деньги?
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
2.
Деньги в разных странах
1
Круглый стол, игра.
3.
Деньги настоящие и ненастоящие
1
Игра, экскурсия.
4.
Как разумно делать покупки?
1
Игра, круглый стол.
5.
Кто такие мошенники?
1
Круглый стол, игра, квест.
6.
Личные деньги
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
7.
Сколько стоит «своё дело»?
1
Проект, игра.
8.
Проведение рубежной аттестации.
1
Тестирование.
Итого
8
6 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1.
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
2.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
1
Игра, круглый стол, дискуссии.
3.
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.
1
Круглый стол, игра, квест.
4.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
5.
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
1
Беседы, диалоги, дискуссии
6.
Личные деньги
1
Проект, игра.
7
Проведение рубежной аттестации.
2
Тестирование.
Итого
8
7 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1.
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
2.
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.
1
Круглый стол, игра.
3.
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
1
Игра, круглый стол, дискуссии.
4.
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
1
Круглый стол, игра, квест.
5.
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
6.
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.
1
Проект, игра.
7
Проведение рубежной аттестации.
2
Тестирование.
Итого 8
8 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1.
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
2.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
1
Круглый стол, игра.
3.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
1
Викторина, круглый стол, дискуссии.
4.
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.
1
Круглый стол, игра, квест.
5.
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
6.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними.
1
Проект, игра.
7
Проведение рубежной аттестации.
2
Тестирование.
Итого
8
9 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1.
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
2.
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры.
Фондовые индексы.
1
Круглый стол, игра.
3.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
1
Круглый стол, дебаты.
4.
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
1
Круглый стол, игра, квест.
5.
Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.
1
Беседы, викторина, квест, квиз.
6.
Государственное и негосударственное пенсионное страхование.
1
Дебаты, беседы.
7.
Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.
1
Проект, дискуссии, «Что? Где?
Когда?».
8.
Проведение рубежной аттестации.
1
Тестирование.
Итого
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»
5 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1.
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
1
Беседа, конкурс.
2.
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. 1
Работа в парах. Ролевая игра.
3.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
1
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.
4.
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
1
Круглый стол.
5.
Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
Квест, конкурс.
6.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
7.
Работа со сплошным текстом.
1
Ролевая игра.
8.
Проведение рубежной аттестации.
2
Тестирование.
ИТОГО
9
6 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1.
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
1
Беседа, конкурс.