Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление образования Сулейман-Стальского района Республики Дагестан
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Новомакинская СОШ »
Сулейман-Стальского района Республики Дагестан
Исследовательский проект на тему:
«
Воздействие человека на окружающую среду»
Подготовила ученица 11«а»класса: Фатуллаева Айишат Эрзимановна
Руководитель проекта : Идрисова Саимат Мусаловна
с.Новая-Мака
Паспорт проекта
Название проекта:«Воздействие человека на окружающую среду»
Автор проекта: Фатуллаева Айишат
Руководитель проекта: Идрисова Саимат
Учебная дисциплина:Биология
Тип проекта: Исследовательский
Цель работы: изучить воздействие человека на все сферы окружающего мира, выявить его позитивное и негативное влияние на них и определить методы борьбы с найденными проблемами.
Задачи:
-
собрать и проанализировать информацию об источниках загрязнения окружающей среды; -
рассказать о способах решения проблемы загрязнения природы.
Вопрос проекта: Какое влияние оказывает человек на окружающую среду?
Краткое содержание: в ходе работы над исследовательским проектом по биологии на тему "Воздействие человека на окружающую среду" были рассмотрены и проанализированы научная литература и интернет-источники по теме исследования, изучила, каким образом человек негативно воздействует на природную среду и как можно исправить эту ситуацию.
Результат проекта : разработка проекта «Воздействие человека на окружающую среду ».
Оглавление
Оглавление………………………………………………………стр3
Введение………………………………………………………….стр 4
Виды воздействия человека на окружающую среду…………..стр 5
Влияние человека на гидросферу ………………………………стр6
Влияние человека на литосферу………………………………..стр7
Влияние человека на биосферу…………………………………стр8
Заключение……………………………………………………….стр9
Список используемой литературы…………………………….стр10
Приложения……………………………………………………..стр11
Введение
Актуальность проекта - проблема загрязнения окружающей среды, как одна из угроз человечества. Все страны мира борются с экологическими проблемами. Современные люди должны учиться оберегать природу, поэтому говорить о вреде, наносимом человеком природе, а также нашему здоровью, важно и актуально.
Цель работы: изучить воздействие человека на все сферы окружающего мира, выявить его позитивное и негативное влияние на них и определить необходимые методы борьбы с найденными проблемами.
Задачи:
-
собрать и проанализировать информацию об источниках загрязнения окружающей среды; -
рассказать о способах решения проблемы загрязнения природы.
Методы исследования– анализ и синтез, наблюдение и сбор информации.
Загрязнение природной среды - привнесение в среду или возникновение в ней новых (нехарактерных для нее) физических, химических или биологических агентов, или превышение естественного среднего многолетнего уровня концентрации тех же агентов в рассматриваемый период. Различают природные и антропогенные загрязнения.
Из-за большого количества поступающих в среду отходов человеческой деятельности способность окружающей среды к самоочищению находится на пределе. Значительная часть этих отходов чужда природной среде. Они либо ядовиты для микроорганизмов, разрушающих сложные органические вещества и превращающих их в простые неорганические соединения, либо вообще не разрушаются и поэтому накапливаются в различных частях окружающей среды. Даже те вещества, которые привычны для окружающей среды, поступая в нее в слишком больших количествах, могут изменять ее качества и воздействовать на экологические системы.
Каждый человек обязан знать, каким образом влияет деятельность людей на окружающий мир, и чувствовать себя ответственным за свои действия и действия других. Человеческая деятельность с каждым годом становится все более агрессивной и активно преобразующей (разрушающей) силой на нашей планете. Во все времена человек ощущал себя хозяином всего окружающего. Природный баланс довольно хрупок, поэтому одно неверное решение и могут понадобиться десятки лет на исправление фатальной ошибки. Развивается промышленность, растет численность населения планеты, все это усугубляет состояние окружающей среды.
Виды воздействия человека на окружающую среду
Деятельность человека не всегда преследует цель навредить природе, поэтому в современном обществе принято различать 4 вида воздействия:
-
непреднамеренное; -
преднамеренное; -
прямое; -
косвенное (опосредованное).
Непреднамеренное воздействие является побочным эффектом преднамеренного воздействия. Так, например, добычей полезных ископаемых открытым способом можно спровоцировать понижение уровня грунтовых вод, загрязнение воздушного бассейна, образование техногенных форм рельефа (терриконы, карьеры ). А строительство гидроэлектростанций приводит к образованию искусственных водохранилищ, воздействующих на среду, повышающих уровень грунтовых вод, меняющих гидрологический режим рек и т.п. Получая энергию из традиционных источников (угля, газа, нефти), человек загрязняет атмосферу, подземные воды, поверхностные водотоки и пр.
Преднамеренное воздействие осуществляется в ходе материального производства, целью которого является удовлетворение определенных потребностей общества.
К таким потребностям относят:
-
строительство гидротехнических сооружений (водохранилищ, ГЭС, оросительных каналов); -
добычу полезных ископаемых; -
вырубку лесов с целью расширения площадей, пригодных к земледелию, получения древесины и т.п.
Оба выше названных типа воздействий могут носить как прямой, так и косвенный характер. Прямое воздействие наблюдается при непосредственном влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, например, орошение непосредственно осуществляет воздействие на почву, что приводит к изменению всех процессов, связанных с ней.
Косвенное воздействие происходит опосредованно через взаимосвязь влияний. К преднамеренным косвенным воздействиям можно отнести применение удобрений и непосредственное влияние на урожайность культур, а к непреднамеренным – влияние используемых аэрозолей на количество солнечной радиации (особенно в городах) и многое другое.
Влияние человека на гидросферу
Вода – важнейший агент и фактор географической среды. Во многих странах мира отмечается ухудшение геоэкологического состояния водных объектов и прилегающих к ним территорий, связанное в первую очередь со значительно возросшим антропогенным воздействием на природные воды. Оно проявляется в изменении как водных запасов и гидрологического режима водотоков и водоемов, так и качества вод.
Своей производственной деятельностью человек оказывает влияние на все основные элементы гидрологического цикла: осадки, испарение, сток, однако степень этого влияния на разные компоненты далеко не одинакова. Следует отметить, что гидрологический цикл является важнейшим процессом в географической среде, зависящий в то же время от изменения ее состояния.
Он служит основой единства географической оболочки, играя важнейшую роль во всемирном обмене веществом и энергией. Нарастание дефицита водных ресурсов и прогрессирующее ухудшение их качества объединяются под общим понятием деградации природных вод. В пределах крупных речных водосборов и обширных территорий, расположенных в наиболее освоенных в хозяйственном отношении районах Земли, на водные объекты оказывают влияние одновременно многие антропогенные факторы.
По характеру воздействия на ресурсы, режим и качество водных объектов суши их можно объединить в несколько групп:
-
непосредственно воздействующие на водный объект путем прямых изъятий воды и сбросов природных и сточных вод (системы промышленного и коммунального водоснабжения, каналы переброски стока, коллекторы сточных вод) или за счет преобразования морфологических элементов водотоков и водоемов (создание в руслах рек водохранилищ и прудов, обвалование и спрямление русел рек и берегов озер, выемки грунта из рек и водоемов и т. п.). -
воздействующие на водный объект посредством изменения поверхности речных водосборов и отдельных территорий (агротехнические мероприятия, осушение болот и заболоченных земель, вырубка и посадка лесов, урбанизация и т. п.). -
воздействующие на основные элементы влагооборота в пределах конкретных речных водосборов и отдельных территорий посредством изменения климатических характеристик в глобальном и региональном масштабах (промышленные и энергетические объекты, нарушающие газовый состав и загрязняющие атмосферу, а также крупномасштабные водохозяйственные мероприятия).
Влияние человека на литосферу
Литосфера — это твердая оболочка нашей планеты. Состоит она из пласта горных пород, которые входят в верхнюю часть мантии и земной коры. Слои литосферы различаются по своим свойствам. Например, верхний слой достаточно упругий, в то время как нижний отличается своей пластичностью. Это дает возможность несмотря на регулярные потрясения сохранять устойчивость.
Каждый год человек извлекает из земли на поверхность около ста миллиардов тонн руды. И темпы добычи в последние годы только нарастают. В перспективе при таком положении дел объемы горного производства каждое десятилетие будут удваиваться.
Многие из тех ресурсов, залежи которых находились близко к поверхности, истощились, и добыча переместилась на более глубокие уровни. Появились карьеры глубиной более 500 метров, а некоторые отвалы вокруг них достигли 100 метров в высоту. Более того каждый год к этим отвалам прибавляется около 2 миллиардов кубометров. В таких странах как Чехия шахты опустились на глубину до полутора тысяч метров и это не предел. В Индии и Южной Африке золотые рудники ушли на глубины более 4 километров.
Естественно, такое дерзкое вмешательство во внутренние дела планеты не проходит без последствий. Изменяется уровень подземных вод, меняется их движение. Это в свою очередь приводит к сдвигам и проседанию земной поверхности. Образуются огромные трещины и провалы.
Весьма чувствительно реагирует на действия человека и почва. Как правило люди при освоении земель руководствуются сиюминутными выгодами, не думая о последствиях. Как только земля на старом месте приходит в негодность, они просто ее бросают и переходят на новое. Среди процессов «облагораживания» земли можно выделить аридизацию – уменьшение влажности территорий и как следствие этого сокращение биологической активности.
Часто из-за неправильного использования земли, техники, удобрений тысячи гектаров плодородной почвы превращаются в безжизненную пустыню.
Нерациональные методы земледелия приводят к тяжелому для почвы заболеванию – эрозии. Плодородный слой разрушается и сносится ветром или смывается водой. Эти верхние 20 сантиметров природа создавала более полутора тысяч лет, но человек благодаря своему нерациональному подходу к земле способен уничтожить её менее чем за 30 лет. Поэтому урожай пшеницы, как и других зерновых, на такой земле будет раза в три меньше, чем на обычной плодородной почве. И вполне естественно, что ее, как и многие другие территории, просто бросят. На сегодняшний день, по мнению ученых, миллионы километров пахотных земель потеряны из-за банального нарушения правил полива.
Кроме всего прочего у почвы есть одна особенность. Она не так подвижна, как скажем воздух или вода. Именно поэтому у нее отсутствуют такие замечательные факторы, как самоочищение и разбавление. В связи с этим все токсичные вещества, попавшие в почву, накапливаются, а их эффект постепенно суммируется.