Файл: Стратегическое развитие территории (11).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такие промышленные центры, как Москва и Санкт–Петербург, сегодня являются лидерами по привлечению инвестиций. Создавая на своей территории развитый транспортно-логистический центр. Нижегородская область вынуждена конкурировать с такими исторически сложившимися хабами, как Москва и Санкт–Петербург. Вследствие преференций Москвы в сфере таможенного оформления, значительная часть грузопотоков проходит через столицу. С другой стороны, уникальное географическое положение Нижегородской области является хорошей предпосылкой для создания на территории области конкурентоспособной транспортно-логистический инфраструктуры. Составлено по: Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. Вместе с тем население близлежащих крупных промышленных центров обеспечивает наиболее высокий уровень потребления товаров массового спроса на территории России, а промышленные предприятия этих регионов являются потребителями сырья, оборудования и других индустриальных товаров.

 Политика федерального центра. Отсутствие ясного представления о будущем и обоснованных стратегических приоритетов развития страны является существенным фактором неопределенности для регионов. Вместе с тем федеральный центр принял в последние годы ряд инициатив, обозначивших некоторые приоритетные для Правительства сферы. Начало реформы административной системы, запуск ряда национальных проектов, в том числе проект создания особых экономических зон, разработка ряда отраслевых стратегий на уровне государства. Однако возможности и механизмы участия регионов в этих проектах пока нечетко определены.

 Глобализация. Вступление России в ВТО приведет к усилению конкуренции в ряде секторов, связанной с приходом иностранных компаний на российский рынок. Вместе с тем, конкурентоспособные предприятия Нижегородской области смогут воспользоваться преимуществами вступления в ВТО, включая новые возможности доступа на международные рынки.

 Экономика знаний. За последние 30 лет доля нематериальных активов в структуре активов ведущих компаний выросла до 70%. Ключевые проблемы Нижегородской области

 Низкий уровень производительности труда Большинство секторов экономики Нижегородской области демонстрируют относительно низкий уровень производительности труда. Даже в секторах, где в последние годы наблюдался быстрый рост производительности за счет внедрения новых технологий производства, сохраняется большой разрыв (в стекольной промышленности уровень 37 производительности составляет 25% текущего уровня США). В среднем по базовым секторам экономики Нижегородской области уровень производительности составляет сегодня около 6% от текущего уровня производительности в США. Такая ситуация обуславливает неспособность компаний платить высокую заработную плату и определяет неэффективную структуру занятости населения.


 Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры. Несмотря на относительно высокую плотность автомобильных и железных дорог, наличия комплексного транспортного узла, в области существует ряд проблем в сфере транспортно-логистической инфраструктуры, что ограничивает возможности реализации потенциала, определяемого ее выгодным географическим положением.

 Относительно низкое качество условий для жизни. Качество условий для жизни в области является одним из значимых факторов инвестиционной привлекательности региона, а также зачастую является критическим фактором в борьбе за талантливых и квалифицированных специалистов.

 Низкая степень интернационализации (международной кооперации) Несмотря на высокое место в рейтинге инвестиционной привлекательности (4 место в рейтинге Эксперт РА, 2005 г.) среди российских регионов, Нижегородская область характеризуется низким уровнем международной кооперации и интеграции в международную систему разделения труда, что является существенным препятствием для развития экономики Нижегородской области. Преимущества Нижегородской области

 Уникальное географическое положение Нижний Новгород является лидером среди городов России по размеру доступного потребительского рынка. В радиусе 500 километров проживает около 43 млн. человек, из которых них более 24 млн. в городах, численностью 38 более 100 тыс. человек, а в радиусе 1 000 километров – около 84 млн. потребителей, из которых в городах – более 45 млн. человек.

 Комплексный транспортный узел Исторически в Нижегородской области сформировался комплексный транспортный узел: более 12 тысяч км. автомобильных дорог, с плотностью в 2 раза выше, чем в среднем по России; 1300 км. железнодорожных путей, при плотности железнодорожных путей общего пользования в три раза выше среднероссийского уровня; речной грузовой узел и пассажирский порт, около 900 км. внутренних водных путей; международный аэропорт.

 Условия для ведения бизнеса По условиям и стоимости ведения бизнеса Нижегородская область является более привлекательной, чем многие регионы России. Стоимость аренды коммерческой недвижимости и покупки земли в Нижегородской области ниже, чем в Московской, Ленинградской, Калининградской областях и ряде других регионов европейской части России. Относительно низкий уровень оплаты труда при значительной доле квалифицированного персонала в сравнении с другими регионами.



 Образовательная и инновационная инфраструктура. Глубокие технологические традиции: российский центр автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики. Развитый научный комплекс представлен 94 предприятиями, занимающихся НИОКР. Один из ведущих в России образовательных центров, включающий 17 государственных ВУЗов.