ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такие промышленные центры, как Москва и Санкт–Петербург, сегодня являются лидерами по привлечению инвестиций. Создавая на своей территории развитый транспортно-логистический центр. Нижегородская область вынуждена конкурировать с такими исторически сложившимися хабами, как Москва и Санкт–Петербург. Вследствие преференций Москвы в сфере таможенного оформления, значительная часть грузопотоков проходит через столицу. С другой стороны, уникальное географическое положение Нижегородской области является хорошей предпосылкой для создания на территории области конкурентоспособной транспортно-логистический инфраструктуры. Составлено по: Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. Вместе с тем население близлежащих крупных промышленных центров обеспечивает наиболее высокий уровень потребления товаров массового спроса на территории России, а промышленные предприятия этих регионов являются потребителями сырья, оборудования и других индустриальных товаров.
Политика федерального центра. Отсутствие ясного представления о будущем и обоснованных стратегических приоритетов развития страны является существенным фактором неопределенности для регионов. Вместе с тем федеральный центр принял в последние годы ряд инициатив, обозначивших некоторые приоритетные для Правительства сферы. Начало реформы административной системы, запуск ряда национальных проектов, в том числе проект создания особых экономических зон, разработка ряда отраслевых стратегий на уровне государства. Однако возможности и механизмы участия регионов в этих проектах пока нечетко определены.
Глобализация. Вступление России в ВТО приведет к усилению конкуренции в ряде секторов, связанной с приходом иностранных компаний на российский рынок. Вместе с тем, конкурентоспособные предприятия Нижегородской области смогут воспользоваться преимуществами вступления в ВТО, включая новые возможности доступа на международные рынки.
Экономика знаний. За последние 30 лет доля нематериальных активов в структуре активов ведущих компаний выросла до 70%. Ключевые проблемы Нижегородской области
Низкий уровень производительности труда Большинство секторов экономики Нижегородской области демонстрируют относительно низкий уровень производительности труда. Даже в секторах, где в последние годы наблюдался быстрый рост производительности за счет внедрения новых технологий производства, сохраняется большой разрыв (в стекольной промышленности уровень 37 производительности составляет 25% текущего уровня США). В среднем по базовым секторам экономики Нижегородской области уровень производительности составляет сегодня около 6% от текущего уровня производительности в США. Такая ситуация обуславливает неспособность компаний платить высокую заработную плату и определяет неэффективную структуру занятости населения.
Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры. Несмотря на относительно высокую плотность автомобильных и железных дорог, наличия комплексного транспортного узла, в области существует ряд проблем в сфере транспортно-логистической инфраструктуры, что ограничивает возможности реализации потенциала, определяемого ее выгодным географическим положением.
Относительно низкое качество условий для жизни. Качество условий для жизни в области является одним из значимых факторов инвестиционной привлекательности региона, а также зачастую является критическим фактором в борьбе за талантливых и квалифицированных специалистов.
Низкая степень интернационализации (международной кооперации) Несмотря на высокое место в рейтинге инвестиционной привлекательности (4 место в рейтинге Эксперт РА, 2005 г.) среди российских регионов, Нижегородская область характеризуется низким уровнем международной кооперации и интеграции в международную систему разделения труда, что является существенным препятствием для развития экономики Нижегородской области. Преимущества Нижегородской области
Уникальное географическое положение Нижний Новгород является лидером среди городов России по размеру доступного потребительского рынка. В радиусе 500 километров проживает около 43 млн. человек, из которых них более 24 млн. в городах, численностью 38 более 100 тыс. человек, а в радиусе 1 000 километров – около 84 млн. потребителей, из которых в городах – более 45 млн. человек.
Комплексный транспортный узел Исторически в Нижегородской области сформировался комплексный транспортный узел: более 12 тысяч км. автомобильных дорог, с плотностью в 2 раза выше, чем в среднем по России; 1300 км. железнодорожных путей, при плотности железнодорожных путей общего пользования в три раза выше среднероссийского уровня; речной грузовой узел и пассажирский порт, около 900 км. внутренних водных путей; международный аэропорт.
Условия для ведения бизнеса По условиям и стоимости ведения бизнеса Нижегородская область является более привлекательной, чем многие регионы России. Стоимость аренды коммерческой недвижимости и покупки земли в Нижегородской области ниже, чем в Московской, Ленинградской, Калининградской областях и ряде других регионов европейской части России. Относительно низкий уровень оплаты труда при значительной доле квалифицированного персонала в сравнении с другими регионами.
Образовательная и инновационная инфраструктура. Глубокие технологические традиции: российский центр автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики. Развитый научный комплекс представлен 94 предприятиями, занимающихся НИОКР. Один из ведущих в России образовательных центров, включающий 17 государственных ВУЗов.