Файл: Контрольная работа по биологии для 5 класса Вариант i часть i инструкция для обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итоговая контрольная работа по биологии для 5 класса

Вариант I

Часть I

Инструкция для обучающихся

К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.

А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:

  1. цитология

  2. энтомология

  3. микология

  4. орнитология

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

  1. неподвижны

  2. состоят из химических веществ

  3. имеют клеточное строение

  4. имеют цвет

АЗ. Основной частью лупы и микроскопа является:

  1. зеркало

  2. увеличительное стекло

  3. штатив

  4. зрительная трубка (тубус)

А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:

  1. митохондрия

  2. ядро

  3. хлоропласт

  4. цитоплазма

А5. Бактерии размножаются:

  1. делением

  2. с помощью оплодотворения

  3. черенкованием

  4. половым путем

А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:

  1. грибы

  2. животные

  3. растения

  4. бактерии

А7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:

1 дыханию 2 питанию 3 фотосинтезу 4 росту и размножению

А8. Торфяным мхом называют:

1 хвощ полевой 2 плаун булавовидный 3 кукушкин лен 4 сфагнум

А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:

1 стеблей 2 цветков 3 листьев 4 корней

А10. Цветки характерны для

1 хвощей 2 папоротников 3 голосеменных 4 покрытосеменных

Часть II

В1. Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл.




3

(В ответ запишите цифру.)

В2. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка жи­вотных и растений:

  1. Дышит 2. Питается 3. Имеет хлоропласты

  1. Растет и делится 5 Может участвовать в оплодотворении

6 Образует питательные вещества на свету (В ответ запишите ряд цифр.)


В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:

1 Водоросли 2 Мхи 3 Шляпочные грибы 4 Животных 5 Одноклеточные грибы 6 Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)

Часть III

С1. Что изучает ботаника?

С2. Какого цвета могут быть пластиды?

С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

Вариант II

Часть I

Инструкция для обучающихся

К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.

А1. Наука, изучающая растения, называется:

  1. Ботаника

  2. Зоология

  3. Анатомия

  4. Микология

А2. Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:

  1. зрительную трубку

  2. предметный столик

  3. увеличительное стекло

  4. штатив

АЗ. Каждая клетка возникает путем:

  1. гибели материнской клетки

  2. слияния клеток кожи

  3. деления материнской клетки

  4. слияния мышечных клеток

А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:

  1. орнитология

  2. микология

  3. цитология

  4. энтомология

А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, ра­стений и грибов, не имеет:

  1. цитоплазмы

  2. наружной мембраны

  3. ядра

  4. белков и нуклеиновой кислоты

А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:

  1. морскими водорослями

  2. цветковыми растениями

  3. мхами и лишайниками

  4. папоротниками, хвощами и плаунами

А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного све­та — это:

1 хлорофилл 2 фототаксис 3 хлоропласт 4 фотосинтез

А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосемен­ных, имеют:

1 корни 2 стебли и листья 3 цветки 4 семена

А9. Наука, изучающая строение и функции клеток:

1 орнитология 2 микология 3 цитология 4 энтомология

А10. Важнейший признак представителей царства Расте­ния — это способность к:

1 дыханию 2 питанию 3 фотосинтезу 4 росту и размножению

Часть II

В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?



В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:

  1. Координация

  2. Сложение

  3. Измерение

  4. Вычитание

  5. Эксперимент

  6. Наблюдение


В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорос­лями не являются:

1 Ламинария 2 Фитофтора 3 Хламидомонада 4 Порфира

5 Хлорелла 6 Спирогира

Часть III

Инструкция для обучающихся

Решения заданий С1-С3 запишитев бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.

С1. Значение растений в природе.

С2. Назовите основные части клетки?

С3. Какие царства живых организмов вы знаете?
Ответы к итоговой контрольной работе по биологии для 5 класса


Номер задания

Ответ




Вариант I

Вариант II

А1

1

1

А2

3

3

А3

2

3

А4

3

3

А5

1

3

А6

4

4

А7

3

4

А8

4

3

А9

2

3

А10

4

3

В1

4

3

В2

124

356

В3

356

124

С1

Ботаника – это наука о растениях.

Значение растений в природе: пища животным, участие в фотосинтезе.

С2

Пластиды бывают – бесцветные, зелёные, красные, жёлтые.

Основные части клетки-ядро, цитоплазма, оболочка

С3

Среды обитания животных: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная.

Существует 4 царства живых организмов - бактерии, грибы, растения, животные.



Спецификация

итоговой контрольной работы по биологии в 5 классе

(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

  1. Назначение итоговой работы.



Итоговая контрольная работа позволяет установить уровень освоения обучающимися в 5 классе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на конец учебного года по биологии. Предлагаемая работа предполагает  включение заданий  предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.

Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура итоговой комплексной работы за 5 класс разработаны на основе следующих документов и методических материалов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);

2. Программа основного общего образования. Биология. [сост. Г.М.Пальдяева]. – М.: Дрофа, 2013. – 383 с. (с.240-380);

На основании этих документов и материалов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования перечень планируемых результатов освоения предметного содержания курса биологии по программе основной образовательной школы за 5 класс . Этот перечень (см. Кодификатор) используется в качестве содержательной и критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур оценки качества образования (оценки индивидуальных достижений учащихся).


  1. Структура диагностической работы.


Формат заданий имеет три уровня сложности : часть А – базовый уровень. На вопросы предполагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть один. Часть В - более сложный уровень. Задания, представляемые в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний. Часть С – уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ. Работа выполняется в 2 вариантах.


  1. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и видам деятельности.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «биология» представлено в таблице.


Содержательные разделы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Коды проверяемых элементов содержания

Что изучает биология


4

4

1.1- 1.3


Клеточное строение организмов

1

1

2.4


Царство Бактерии

2

2

3.5 – 3.6


Царство Грибы

1

2

В1


Царство Растения

8

13

5.7 – 5.10,

В2-В3,С1-С3

Итого

16

22







  1. Система оценивания итоговой работы.


За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 2 балла (при наличии полного ответа). Максимальное количество баллов: 22 балла.


  1. Форма проведения итоговой работы.


К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.

Ответы к заданиям В1- В3, С1 – С3 нужно указать в отведенном для этих ответов месте. В случае записи неверного ответа рекомендуется зачеркнуть его и записать рядом новый.

Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.



  1. Шкала оценивания результатов учащихся.




Количество баллов

Отметка

19-22

5

13-18

4

7-12

3

0-6

2


Критерии оценивания

Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов, 6 баллов и менее.

Оценка «3» - если набрано от 33% до 56% баллов, от 7 до 12 баллов.

Оценка «4» - если ученик набрал от 57% до 85% баллов ,от 13 до 18 баллов

Оценка «5» - если ученик набрал свыше 86% баллов, от 19 до 22 баллов


  1. Уровень сформированности УУД




Низкий

Базовый

Повышенный

до 6 баллов

7-18

19-22


7. Продолжительность контрольной работы.
На выполнение диагностической работы отводится 40 минут. Работа выполняется обучающимися на бланках ответов.