Файл: Практикум предназначен для изучения экологии студентами непрофильных специальностей высших учебных заведений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимо разобраться с понятиями «экологический кризис», «экологическая катастрофа», «экологическая проблема». При рассмотрении этого вопроса целесообразно также проанализировать историю экологических кризисов в развитии природы, человечества и дать их характеристику.

Готовясь к ответуна второй вопрос, необходимо разобраться с типами глобальных катастроф (космические, природно-циклические, антропогенные или искусственные), угрожающих цивилизации ее уничтожением, а также рассмотреть основополагающие причины экологического кризиса и катастрофы (природные и антропогенные). Самым детальным образом разобраться с вкладом человеческого фактора в развитие современного экологического кризиса и катастрофы.При этом необходимо уяснить два противоположных взгляда (неомальтузианцы и корнуконианцы) на то, какова роль человека в мире, насколько в действительности серьезны существующие и ожидаемые проблемы с окружающей средой и ресурсами и что с этими проблемами делать. Каково влияние этих проблем на Вашу жизнь сейчас и в будущем? Ваши собственные взгляды на развитие и последствия экологического кризиса больше совпадают с взглядами неомальтузианцев или корнуконианцев? Сравните Ваши взгляды с взглядами Ваших товарищей (коллег). Выскажите свою точку зрения на поведение тех, кто пытается игнорировать природоохранные и природоресурсные проблемы, утверждая, что «люди всегда загрязняли и разоряли нашу планету и весь этот шум по поводу загрязнения среды и охраны ресурсов ни к чему. Мы пока еще живы, и у многих людей дела идут лучше, а не хуже». Выявите рациональное зерно в этом рассуждении, а затем обсудите его слабые стороны.

Выскажите свое суждение на точку зрения французского зоолога – эволюциониста Поля Грассе: «Жить – значит реагировать, а отнюдь не быть жертвой».

При подготовкек третьему вопросу необходимо раскрыть содержание проблем, возникающих в результате экологических кризисов в различных сферах человеческой деятельности, их региональные особенности и общества в целом. Проанализировать взаимосвязь процессов глобализации и охраны окружающей среды.

Рассмотреть содержание следующих экологических стратегий: нулевого роста, экотопии, устойчивого развития, ноосферы, коэволюции, и детально раскройте пути (политические, правовые, экономические, нравственные, религиозные и др.) выхода из экологического кризиса. При анализе путей выхода из экологического кризиса особое внимание обратить на принципы экоразвития (принцип «мыслить глобально – действовать локально», принцип превентивности, принцип экологического императива, принцип эколого-экономической сбалансированности, принцип экологизации и гуманизации производства).


При подготовке к ответу на четвертый вопрос студент отмечает, что принесла человечеству аграрная революция и дал человеку переход на западную модель экономики ( индустриальная революция). Высказывает суждения, о тех переменах (реструктуризация ) которые должны произойти в основных отраслях экономики ( энергетическом, продовольственном, сырьевом секторах, транспортной системе, демографической политике), чтобы нынешний тип экономического развития перерос в экоэкономику. Раскрыть в чем заключается смысл экологической революции? Привести примеры экоэкономической перестройки ( Дания, Япония, Исландия, и др. государства). Отвечая на вторую часть вопроса необходимо обратить внимание на такие альтернативные источники, как: солнечная энергия, энергия ветра, геотермальная энергетика, производство энергии биомассы, получаемой в результате переработки органических отходов. На конкретных примерах показать положительные стороны их применения и недостатки.

Готовясь к ответуна пятый вопрос, необходимо уяснить, чем объясняется экологическая безнравственность. Раскрыть роль экологического воспитания в утверждении принципов экоразвития. Следует также характеризовать главный принцип поведения людей – принцип взаимности, который записан в законах царя Хаммурапи, Ману, Ветхом и Новом заветах, нашел отражение в учении других философов, и показать его возможную роль в стабилизации экологической обстановки.


II. Аудиторная работа студентов

Вопросы для обсуждения:

  1. Антропогенный фактор в биосфере. Понятие экологической проблемы, экологического кризиса.

  2. Анализ причин экологического кризиса. Региональная специфика экологических кризисов. Экологические риски. Принципы управления риском.

  3. Проблемы, создаваемые экологическим кризисом, и пути выхода из него. Глобализация и охрана окружающей среды. Экологические стратегии.

  4. Экоэкономика. Экологическая характеристика альтернативных источников энергии.

  5. Основы экологической нравственности.



ТЕСТ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


теста

Содержание теста

1

Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития на нашей планете, называется:

  1. техносферой; 3) антропосферой;

  2. ноосферой; 4) социосферой.

2

К глобальным экологическим проблемам биосферы следует отнести:

  1. уничтожение большого лесного массива при строительстве промышленного предприятия;

  2. увеличение количества углекислого газа в атмосфере;

  3. истощение озонового слоя;

  4. загрязнение морского побережья в районе больших городов;

  5. хищнические способы охоты и рыболовства.

3

Канцерогенами называют вещества, вызывающие:

  1. раковые заболевания;

  2. аллергические заболевания;

  3. хронические отравления;

  4. инфекционные заболевания.




4

«Парниковый эффект», связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи, паров воды и других твердых частиц:

1) вызовет повышение средней температуры и будет способствовать улучшению климата на планете;

2) вызовет уменьшение прозрачности атмосферы, что приведет в конечном итоге к похолоданию;

3) вызовет повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере.

5

Принцип гармоничного совместного развития человека и природы называется:

  1. корреляцией; 3) адаптацией;

  2. коэволюцией; 4) конвергенцией.

6

Укажите верное утверждение:

1) безотходное производство возможно при достаточно высоком уровне техники и технологий;

2) безотходное производство невозможно, так как отходы производства принципиально неустранимы, они могут быть только переведены из одной формы в другую и перемещены в пространстве.

7

Экологизация промышленности – это

  1. укрупнение предприятий;

  2. уменьшение количества предприятий;

  3. малоотходное производство;

  4. строительство высоких заводских труб.

8

Выделите среди причин экологического кризиса

наиболее существенные:

  1. рост природных аномалий;

  2. загрязнение атмосферного воздуха, почв, вод;

  3. отходность человеческого производства;

  4. природопокорительская и природопотребительская психология человека;

  5. рост численности населения;

  6. все вышеперечисленные.

9

Изображение каких экознаков (знака) на предмете отражают:



1. 2. 3.

а) опасность для окружающей среды;

б) знак соответствия Директиве ЕС;

в) знак экомаркировки ЕС, информирующий об экологичности приобретаемого продукта.

10

Изображение каких экознаков (знака) на предмете отражают возможность их повторного (многократного) использования и/или они могут быть подвергнуты вторичной переработке?


1. 2. 3.

11

Изменение климата как одного из факторов экологического кризиса обусловлено … :

  1. антропогенной деятельностью (выброс в атмосферу СO2, NO2, NН4 и других «парниковых газов»;

  2. природными факторами (вулканическая деятельность, тепловой поток, поступающий от Солнца на внешнюю границу тропосферы, апериодическими колебаниями в системе атмосфера – океан, изменение угла наклона оси вращения Земли к плоскости эклиптики);

  3. оба ответа верны.

12

Закончите предложение: «Способность окружающей среды поглощать вредные воздействия ... »:

  1. уменьшается с севера на юг;

  2. увеличивается с севера на юг;

  3. является величиной постоянной для всех регионов.

13

Укажите верное понятие «трансграничное загрязнение»:

  1. это загрязнение на границе двух природных сред – воздушной и водной;

  2. это загрязнение, возникшее в границах одного региона, последствия которого проявляются в пределах другого (других) регионов;

  3. это загрязнение, источник возникновения которого чрезвычайно обширен и не поддается локализации.

14

Из перечисленных отраслей перерабатывающей промышленности выделите три, которые дают основную массу отходов:

  1. тепловая энергетика;

  2. производство минудобрений;

  3. машиностроение;

  4. нефтепеработка;

  5. производство льняных тканей;

  6. ядерная энергетика;

  7. пищевая промышленность.

15

Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется:

1) устойчивым развитием; 4) глобализацией;

2) специализацией; 5) модернизацией;

3) экологизацией; 6) кондоминимумом.

16

Выберите правильные утверждения.

Глобальное загрязнение окружающей среды произошло по следующим причинам:

  1. неуклонный рост населения планеты;

  2. резкое возрастания в ходе научно - технической революции потребления различных источников энергии;

  3. по двум приведенным причинам.

17

Укажите, какие виды загрязнителей окружающей среды относятся к механическим (А); биологическим (Б); химическим (В) и энергетическим (физическим) (Г):

1) пыль;

2) сернистый газ;

3) тепловая энергетика;

4) ионизирующее излучение;

5) металлическая стружка;

6) фенол; 7) сажа; 8) электрические поля;

9) стекло; 10) плесень; 11) бытовые отходы;

12) шум; 13) грибки рода Candida;

14) вибрация; 15) нефть; 16) азотная кислота;

17) бактерии.

18

Из приведенного ниже списка выберите мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса:

  1. переход на малоотходные технологии;

  2. организация заказников и заповедников;

  3. безотвальная и плоскорезная вспашка;

  4. вспашка поперек склонов;

  5. регулирование снеготаяния;

  6. борьба с загрязнением воды, воздуха.

19

К альтернативным источникам энергии относится:

  1. энергия солнца;

  2. энергия ветра;

  3. производство энергии биомассы, получаемой в результате переработки органических отходов;

  4. геотермальная энергетика.

20

Технология, позволяющая получать минимум твердых, жидких и газообразных отходов называется:

  1. безотходной;

  2. рациональной;

  3. малоотходной.

21

Выберите правильные ответы.

В документах ООН глобализация рассматривается как неизбежный процесс формирования общемировых принципов жизнеустройства, объединяющих все страны мира, всех жителей планеты. В однополярном мире она создает условия для:

  1. утверждения принципов не только социального неравенства, но и экологической несправедливости;

  2. сосредоточения всех видов производств в одной стране;

  3. равномерная нагрузка на окружающую среду по всему земному шару;

  4. концентрация «грязных» производств в некоторых странах;

  5. устойчивого развитие стран мира;

  6. все ответы верны.

22

Процесс, основанный на создании необходимых для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов, называется:

  1. компостированием;

  2. биотехнологией;

  3. брожением.

23

Выберите правильные ответы:

  1. экологический императив – это совокупность запретов, нарушение которых приводит к ухудшению и даже разрушению благоприятных для жизни людей свойств окружающей среды, к разрушению экологических условий существования человечества;

  2. одним из основных путей экологизации производства является расширение использования биологических технологий – применения живых организмов и биологических процессов для получения полезных продуктов и очищения окружающей среды;

  3. экоразвитие – экологически ориентированное социально - экономическое развитие, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением состояния среды обитания и деградацией природных систем;

  4. все ответы верны.

24

К способам распространения биологического оружия относится:

  1. жидкие или сухие рецептуры для заражения приземного слоя воздуха биологическим аэрозолем;

  2. распространение заразных переносчиков: насекомых, грызунов;

  3. боеприпасы, начиненные порошком или жидкостью.

25

В последнее время стали использовать различные бытовые фильтры для доочистки воды. Укажите верные утверждения, касающиеся этих фильтров:

  1. фильтры удаляют микробы, хлор и его производные, тяжелые металлы, нефтепродукты, нитраты и нитриты, пестициды;

  2. опасно вторичное загрязнение воды микроорганизмами, осевшими на фильтре;

  3. оба утверждения верны.

26

Под устойчивым развитием человечества понимается:

  1. развитие без изменений в жизни общества;

  2. прогресс и движение вперед, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения должно происходить без лишения такой возможности будущих поколений.

27

Из перечисленных областей России отметьте три наиболее радиационно загрязненные, расположив их в убывающем порядке по площади загрязнения:

1)

2)

3)
а) Тульская; б) Орловская; в) Брянская;

г) Смоленская; д) Саратовская.

28

Укажите верное название экологической ситуации по следующему определению: «Это потенциально обратимая ситуация, возникающая в природных экосистемах в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных или антропогенных факторов».

  1. экологическая авария; 2) экологический кризис;

3) экологическое бедствие; 4) экологическое равновесие;

5) экологическая катастрофа.

29

В соответствии с Указом Президента РФ площадь особо охраняемых территорий в России необходимо довести от территории страны до:

1) 10 %; 3) 5%;

2) 3%; 4) процент не определен.

30

Глобальный многоаспектный кризис, который несет в себе угрозу самому существованию человечества на планете, складывается из составляющих:

  1. демографической, продовольственной, энергетической, экологической;

  2. гуманитарной, социально-экономической и политической;

  3. указанных в п.п.1 и 2.




Основная литература:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – с. 325-355.

  2. Браун Л.Экоэкономика.М.: Изд-во « Весь мир».2003.-с.392.

  3. Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристь, 2000. – с. 20-26.

  4. Горелов А.А. Экология. - М.: Центр, 2000. С.246

  5. Коробкин В.И., Передельский Л.В.Экология, Учебник для вузов.– Ростов н/Д. Феникс, 2000. – 576 с.

  6. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. 1: Пер. с англ. / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – с. 48-62.

  7. Реймерс Н.Ф. Экологический манифест // Экологическая Россия. Хрестоматия /сост. В.Н. Кузнецов – М.: АО «МДС», 1995. – с. 261.

8.Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. Изд-во Инфо- М.2011.-299 с.

Дополнительная литература:

  1. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998 – с. 42-47.

  2. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М.,1999. – с.30-36.

  3. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001. – с. 359.

  4. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 275 с.

  5. Трубецкой К.Н., Гоченко Ю. Человек и природа: противоречия и пути их решения. Вестник РАН. – 2002. – 72. – №5. – с. 405-409.

  6. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М. Устойчивый мир, 2001. – С. 73-78.

  7. Экологическая доктрина Российской Федерации // Российская газета 18 сентября 2002 года.

  8. Россия в окружающем мире: 1998 (Аналитический ежегодник). Отв. ред Н.Н. Марфени . – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. с. 53-67.

  9. Государственная программ РФ « Охрана окружающей среды»

  10. Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 года, № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Российская газета от 2 декабря 2004 года».

ТЕМА 8. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1. Отходы производства и потребления. Понятие. Классификация. Накопление их в РФ и Брянской области. Возможные пути утилизации

2. Биотехнологии. Понятие. Применение в области охраны окружающей среды (утилизация отходов, очистка воды, воздуха). Наихудшие сценарии развития их применения.


3. Нанотехнологии. Понятие. Применение в области охраны окружающей среды. Проблемы применения.
Рекомендуемая литература :

  1. ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления»

  2. Государственный доклад « О состоянии и охране окружающей среды в РФ в 2011 году».

  3. Государственный доклад « О состоянии окружающей среды Брянской области в 2011 году». Брянск 2010. 204 с.

  4. Уолкер Ш. Биотехнология без тайн.-М.: Эксмо, 2008.-С.266-275

  5. Уильямс Л. Нанотехнологии без тайн.-М.: Эксмо, 2009.-С.139-158



ТЕМА 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Задачи занятия: правовое воспитание обучающихся, овладение практическими умениями и навыками по применению экологического права.

Методические указания к теме практического занятия

Внеаудиторная работа студентов

1.Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: экологическое правонарушение, юридическая ответственность, вред (экономический, экологический, моральный), ущерб, убытки, санкция, дееспособность, правоспособность, деликность, субъекты права (физические, юридические лица).

2. Используя кодекс об административных правонарушения (гл.6,8-10) и уголовный кодекс РФ (гл. 26), составьте схемы юридической ответственности за экологические правонарушения по видам природных объектов, по способам причинения вреда – загрязнения, истощение, порча, повреждение, уничтожение природной среды, по применяем санкциям. Укажите виды наказаний за экологические правонарушения.

3. Рассчитайте процент прироста экологических преступлений к годам принятым в таблице за 100 % . Проанализируйте содержание таблицы. Отметьте, как изменяются темпы роста экологической преступности в РФ. Рассчитайте, как изменялся удельный вес зарегистрированных экологических преступлений от общего количества зарегистрированных преступлений. Проанализировав таблицы 8.3, 8.4 сделайте вывод, как изменяется динамика экологических преступлений ? Посягательство, на какие природные объекты идет наиболее интенсивно? Выскажите письменно кратко свои предложения ( меры ) экономические, организационные, политические по ее снижению.

4. Задача 1. В прокуратуру с жалобой обратился директор швейной фабрики. Из жалобы следует, что он и шесть сотрудников фабрики в выходной день во время отдыха в лесу разожгли костер. Огонь охватил ближайшую территорию, в чего сгорело несколько деревьев и кустарников результате чего сгорело несколько деревьев и кустарников. За что представитель федеральной службы лесного хозяйства по Калужской области наложил на него штраф в соответствии со статьей 8.32 КоАП 20 МРОТ, а на остальных работников фабрики по 10 МРОТ на каждого. Кроме того лесхоз направил в народный суд исковое заявление о взыскании с них 500 тыс. рублей в возмещении понесенного от пожара ущерба. Директор полагает. Что их дважды наказали за одно правонарушение, просит прокурора восстановить справедливость.


Соответствуют ли закону действия представителей лесной службы ? Дайте ответ по существу жалобы.

Таблица 8.1

Общие тенденции изменения экологической преступности в РФ (по обобщенным данным)


Годы


Число зарегистрированных преступлений

Прирост, % к

Удельный вес в общем числе преступлений, %

1997 г.

1999

г.

2000 г.

1990

3413













1991

3097













1992

3356













1993

3824













1995

8066













1996

11096













1997

6971

100







0,29

1998

8628










0,33

1999

12413




100




0,41

2000

14818







100

0,5

2001

17128










0,58

2002

21429










0,85

2004

30600














Таблица 8.2

Динамика зарегистрированных преступлений в РФ

Годы

Зарегистрировано

преступлений

Годы


Зарегистрировано

преступлений

1996

2625081

2001

2968300

1997

2397311

2002

2526300

1998

2581940

2003

2 756 398

1999

3001748

2004

2900000

2000

2952000

2005

1946500 (январь- июнь)