Файл: Практикум предназначен для изучения экологии студентами непрофильных специальностей высших учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимо разобраться с понятиями «экологический кризис», «экологическая катастрофа», «экологическая проблема». При рассмотрении этого вопроса целесообразно также проанализировать историю экологических кризисов в развитии природы, человечества и дать их характеристику.
Готовясь к ответуна второй вопрос, необходимо разобраться с типами глобальных катастроф (космические, природно-циклические, антропогенные или искусственные), угрожающих цивилизации ее уничтожением, а также рассмотреть основополагающие причины экологического кризиса и катастрофы (природные и антропогенные). Самым детальным образом разобраться с вкладом человеческого фактора в развитие современного экологического кризиса и катастрофы.При этом необходимо уяснить два противоположных взгляда (неомальтузианцы и корнуконианцы) на то, какова роль человека в мире, насколько в действительности серьезны существующие и ожидаемые проблемы с окружающей средой и ресурсами и что с этими проблемами делать. Каково влияние этих проблем на Вашу жизнь сейчас и в будущем? Ваши собственные взгляды на развитие и последствия экологического кризиса больше совпадают с взглядами неомальтузианцев или корнуконианцев? Сравните Ваши взгляды с взглядами Ваших товарищей (коллег). Выскажите свою точку зрения на поведение тех, кто пытается игнорировать природоохранные и природоресурсные проблемы, утверждая, что «люди всегда загрязняли и разоряли нашу планету и весь этот шум по поводу загрязнения среды и охраны ресурсов ни к чему. Мы пока еще живы, и у многих людей дела идут лучше, а не хуже». Выявите рациональное зерно в этом рассуждении, а затем обсудите его слабые стороны.
Выскажите свое суждение на точку зрения французского зоолога – эволюциониста Поля Грассе: «Жить – значит реагировать, а отнюдь не быть жертвой».
При подготовкек третьему вопросу необходимо раскрыть содержание проблем, возникающих в результате экологических кризисов в различных сферах человеческой деятельности, их региональные особенности и общества в целом. Проанализировать взаимосвязь процессов глобализации и охраны окружающей среды.
Рассмотреть содержание следующих экологических стратегий: нулевого роста, экотопии, устойчивого развития, ноосферы, коэволюции, и детально раскройте пути (политические, правовые, экономические, нравственные, религиозные и др.) выхода из экологического кризиса. При анализе путей выхода из экологического кризиса особое внимание обратить на принципы экоразвития (принцип «мыслить глобально – действовать локально», принцип превентивности, принцип экологического императива, принцип эколого-экономической сбалансированности, принцип экологизации и гуманизации производства).
При подготовке к ответу на четвертый вопрос студент отмечает, что принесла человечеству аграрная революция и дал человеку переход на западную модель экономики ( индустриальная революция). Высказывает суждения, о тех переменах (реструктуризация ) которые должны произойти в основных отраслях экономики ( энергетическом, продовольственном, сырьевом секторах, транспортной системе, демографической политике), чтобы нынешний тип экономического развития перерос в экоэкономику. Раскрыть в чем заключается смысл экологической революции? Привести примеры экоэкономической перестройки ( Дания, Япония, Исландия, и др. государства). Отвечая на вторую часть вопроса необходимо обратить внимание на такие альтернативные источники, как: солнечная энергия, энергия ветра, геотермальная энергетика, производство энергии биомассы, получаемой в результате переработки органических отходов. На конкретных примерах показать положительные стороны их применения и недостатки.
Готовясь к ответуна пятый вопрос, необходимо уяснить, чем объясняется экологическая безнравственность. Раскрыть роль экологического воспитания в утверждении принципов экоразвития. Следует также характеризовать главный принцип поведения людей – принцип взаимности, который записан в законах царя Хаммурапи, Ману, Ветхом и Новом заветах, нашел отражение в учении других философов, и показать его возможную роль в стабилизации экологической обстановки.
II. Аудиторная работа студентов
Вопросы для обсуждения:
-
Антропогенный фактор в биосфере. Понятие экологической проблемы, экологического кризиса. -
Анализ причин экологического кризиса. Региональная специфика экологических кризисов. Экологические риски. Принципы управления риском. -
Проблемы, создаваемые экологическим кризисом, и пути выхода из него. Глобализация и охрана окружающей среды. Экологические стратегии. -
Экоэкономика. Экологическая характеристика альтернативных источников энергии. -
Основы экологической нравственности.
ТЕСТ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ теста | Содержание теста |
1 | Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития на нашей планете, называется:
|
2 | К глобальным экологическим проблемам биосферы следует отнести:
|
3 | Канцерогенами называют вещества, вызывающие:
|
4 | «Парниковый эффект», связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи, паров воды и других твердых частиц: 1) вызовет повышение средней температуры и будет способствовать улучшению климата на планете; 2) вызовет уменьшение прозрачности атмосферы, что приведет в конечном итоге к похолоданию; 3) вызовет повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере. |
5 | Принцип гармоничного совместного развития человека и природы называется:
|
6 | Укажите верное утверждение: 1) безотходное производство возможно при достаточно высоком уровне техники и технологий; 2) безотходное производство невозможно, так как отходы производства принципиально неустранимы, они могут быть только переведены из одной формы в другую и перемещены в пространстве. |
7 | Экологизация промышленности – это
|
8 | Выделите среди причин экологического кризиса наиболее существенные:
|
9 | Изображение каких экознаков (знака) на предмете отражают: 1. 2. 3. а) опасность для окружающей среды; б) знак соответствия Директиве ЕС; в) знак экомаркировки ЕС, информирующий об экологичности приобретаемого продукта. |
10 | Изображение каких экознаков (знака) на предмете отражают возможность их повторного (многократного) использования и/или они могут быть подвергнуты вторичной переработке? 1. 2. 3. |
11 | Изменение климата как одного из факторов экологического кризиса обусловлено … :
|
12 | Закончите предложение: «Способность окружающей среды поглощать вредные воздействия ... »:
|
13 | Укажите верное понятие «трансграничное загрязнение»:
|
14 | Из перечисленных отраслей перерабатывающей промышленности выделите три, которые дают основную массу отходов:
|
15 | Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется: 1) устойчивым развитием; 4) глобализацией; 2) специализацией; 5) модернизацией; 3) экологизацией; 6) кондоминимумом. |
16 | Выберите правильные утверждения. Глобальное загрязнение окружающей среды произошло по следующим причинам:
|
17 | Укажите, какие виды загрязнителей окружающей среды относятся к механическим (А); биологическим (Б); химическим (В) и энергетическим (физическим) (Г): 1) пыль; 2) сернистый газ; 3) тепловая энергетика; 4) ионизирующее излучение; 5) металлическая стружка; 6) фенол; 7) сажа; 8) электрические поля; 9) стекло; 10) плесень; 11) бытовые отходы; 12) шум; 13) грибки рода Candida; 14) вибрация; 15) нефть; 16) азотная кислота; 17) бактерии. |
18 | Из приведенного ниже списка выберите мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса:
|
19 | К альтернативным источникам энергии относится:
|
20 | Технология, позволяющая получать минимум твердых, жидких и газообразных отходов называется:
|
21 | Выберите правильные ответы. В документах ООН глобализация рассматривается как неизбежный процесс формирования общемировых принципов жизнеустройства, объединяющих все страны мира, всех жителей планеты. В однополярном мире она создает условия для:
|
22 | Процесс, основанный на создании необходимых для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов, называется:
|
23 | Выберите правильные ответы:
|
24 | К способам распространения биологического оружия относится:
|
25 | В последнее время стали использовать различные бытовые фильтры для доочистки воды. Укажите верные утверждения, касающиеся этих фильтров:
|
26 | Под устойчивым развитием человечества понимается:
|
27 | Из перечисленных областей России отметьте три наиболее радиационно загрязненные, расположив их в убывающем порядке по площади загрязнения: 1) 2) 3) а) Тульская; б) Орловская; в) Брянская; г) Смоленская; д) Саратовская. |
28 | Укажите верное название экологической ситуации по следующему определению: «Это потенциально обратимая ситуация, возникающая в природных экосистемах в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных или антропогенных факторов».
3) экологическое бедствие; 4) экологическое равновесие; 5) экологическая катастрофа. |
29 | В соответствии с Указом Президента РФ площадь особо охраняемых территорий в России необходимо довести от территории страны до: 1) 10 %; 3) 5%; 2) 3%; 4) процент не определен. |
30 | Глобальный многоаспектный кризис, который несет в себе угрозу самому существованию человечества на планете, складывается из составляющих:
|
Основная литература:
-
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – с. 325-355. -
Браун Л.Экоэкономика.М.: Изд-во « Весь мир».2003.-с.392. -
Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристь, 2000. – с. 20-26. -
Горелов А.А. Экология. - М.: Центр, 2000. С.246 -
Коробкин В.И., Передельский Л.В.Экология, Учебник для вузов.– Ростов н/Д. Феникс, 2000. – 576 с. -
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. 1: Пер. с англ. / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – с. 48-62. -
Реймерс Н.Ф. Экологический манифест // Экологическая Россия. Хрестоматия /сост. В.Н. Кузнецов – М.: АО «МДС», 1995. – с. 261.
8.Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. Изд-во Инфо- М.2011.-299 с.
Дополнительная литература:
-
Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998 – с. 42-47. -
Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М.,1999. – с.30-36. -
Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001. – с. 359. -
Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 275 с. -
Трубецкой К.Н., Гоченко Ю. Человек и природа: противоречия и пути их решения. Вестник РАН. – 2002. – 72. – №5. – с. 405-409. -
Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М. Устойчивый мир, 2001. – С. 73-78. -
Экологическая доктрина Российской Федерации // Российская газета 18 сентября 2002 года. -
Россия в окружающем мире: 1998 (Аналитический ежегодник). Отв. ред Н.Н. Марфени . – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. с. 53-67. -
Государственная программ РФ « Охрана окружающей среды» -
Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 года, № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Российская газета от 2 декабря 2004 года».
ТЕМА 8. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Отходы производства и потребления. Понятие. Классификация. Накопление их в РФ и Брянской области. Возможные пути утилизации
2. Биотехнологии. Понятие. Применение в области охраны окружающей среды (утилизация отходов, очистка воды, воздуха). Наихудшие сценарии развития их применения.
3. Нанотехнологии. Понятие. Применение в области охраны окружающей среды. Проблемы применения.
Рекомендуемая литература :
-
ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» -
Государственный доклад « О состоянии и охране окружающей среды в РФ в 2011 году». -
Государственный доклад « О состоянии окружающей среды Брянской области в 2011 году». Брянск 2010. 204 с. -
Уолкер Ш. Биотехнология без тайн.-М.: Эксмо, 2008.-С.266-275 -
Уильямс Л. Нанотехнологии без тайн.-М.: Эксмо, 2009.-С.139-158
ТЕМА 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Задачи занятия: правовое воспитание обучающихся, овладение практическими умениями и навыками по применению экологического права.
Методические указания к теме практического занятия
Внеаудиторная работа студентов
1.Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: экологическое правонарушение, юридическая ответственность, вред (экономический, экологический, моральный), ущерб, убытки, санкция, дееспособность, правоспособность, деликность, субъекты права (физические, юридические лица).
2. Используя кодекс об административных правонарушения (гл.6,8-10) и уголовный кодекс РФ (гл. 26), составьте схемы юридической ответственности за экологические правонарушения по видам природных объектов, по способам причинения вреда – загрязнения, истощение, порча, повреждение, уничтожение природной среды, по применяем санкциям. Укажите виды наказаний за экологические правонарушения.
3. Рассчитайте процент прироста экологических преступлений к годам принятым в таблице за 100 % . Проанализируйте содержание таблицы. Отметьте, как изменяются темпы роста экологической преступности в РФ. Рассчитайте, как изменялся удельный вес зарегистрированных экологических преступлений от общего количества зарегистрированных преступлений. Проанализировав таблицы 8.3, 8.4 сделайте вывод, как изменяется динамика экологических преступлений ? Посягательство, на какие природные объекты идет наиболее интенсивно? Выскажите письменно кратко свои предложения ( меры ) экономические, организационные, политические по ее снижению.
4. Задача 1. В прокуратуру с жалобой обратился директор швейной фабрики. Из жалобы следует, что он и шесть сотрудников фабрики в выходной день во время отдыха в лесу разожгли костер. Огонь охватил ближайшую территорию, в чего сгорело несколько деревьев и кустарников результате чего сгорело несколько деревьев и кустарников. За что представитель федеральной службы лесного хозяйства по Калужской области наложил на него штраф в соответствии со статьей 8.32 КоАП 20 МРОТ, а на остальных работников фабрики по 10 МРОТ на каждого. Кроме того лесхоз направил в народный суд исковое заявление о взыскании с них 500 тыс. рублей в возмещении понесенного от пожара ущерба. Директор полагает. Что их дважды наказали за одно правонарушение, просит прокурора восстановить справедливость.
Соответствуют ли закону действия представителей лесной службы ? Дайте ответ по существу жалобы.
Таблица 8.1
Общие тенденции изменения экологической преступности в РФ (по обобщенным данным)
Годы | Число зарегистрированных преступлений | Прирост, % к | Удельный вес в общем числе преступлений, % | ||
1997 г. | 1999 г. | 2000 г. | |||
1990 | 3413 | | | | |
1991 | 3097 | | | | |
1992 | 3356 | | | | |
1993 | 3824 | | | | |
1995 | 8066 | | | | |
1996 | 11096 | | | | |
1997 | 6971 | 100 | | | 0,29 |
1998 | 8628 | | | | 0,33 |
1999 | 12413 | | 100 | | 0,41 |
2000 | 14818 | | | 100 | 0,5 |
2001 | 17128 | | | | 0,58 |
2002 | 21429 | | | | 0,85 |
2004 | 30600 | | | | |
Таблица 8.2
Динамика зарегистрированных преступлений в РФ
Годы | Зарегистрировано преступлений | Годы | Зарегистрировано преступлений |
1996 | 2625081 | 2001 | 2968300 |
1997 | 2397311 | 2002 | 2526300 |
1998 | 2581940 | 2003 | 2 756 398 |
1999 | 3001748 | 2004 | 2900000 |
2000 | 2952000 | 2005 | 1946500 (январь- июнь) |