Файл: Практикум предназначен для изучения экологии студентами непрофильных специальностей высших учебных заведений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задачи занятия: уяснить основные экологические кризисы и раскрыть их значение для развития природы и общества; углубить знания студентов о факторах экологического кризиса; показать роль фундаментальных отличий человека от животных в развитии экологического кризиса. Разобраться с основными концепциями развития человечества.

Методические указания к теме практического занятия

I. Внеаудиторная работа студентов

1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: загрязнение, трансграничное загрязнение, экологическая проблема, экологический кризис, экологический риск, устойчивое развитие, ноосфера, малоотходная технология, альтернативные источники энергии, коэволюция, анпропосфера, техносфера, естественные катастрофы, гомеостатика.

2. Изложить логическую схему причин экологического кризиса (структура, причины и пути выхода из него).

3. Используя, приложение 25, графически отобразите динамику воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Какой вывод можно сделать о ее воздействии на окружающую среду.

4. Укажите, какие природные явления относятся к естественным катастрофам. Проанализируйте рисунки 7.1,7.2,7.3,7.4,7.5. Расположите в порядке значимости природные опасности и отметьте, какие из них наиболее часто приводят к росту природных катастроф. Проанализируйте приложения 36,37, постройте диаграмму изменения числа катастроф в РФ по годам и сделайте вывод, уменьшается или увеличивается число естественных катастроф и как выглядит эта динамика в Европе и в мире? Какие естественные аномальные явления имели место в районе Вашего местожительства и их экологические последствия?

5. Используя таблицу 7.1,7.2, приложения 26 – 35, проведите следующий анализ:

а) выделите регионы (округа РФ), которые занимают три первых мест по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух; рассчитайте количество выбросов, приходящихся на жителя округа и субъекта Центрального округа РФ, на км
2 территории субъекта.

б) о взаимном трансграничном загрязнении тяжелыми металлами территории России;

в) об уровне выбросов загрязнителей окружающей среды в странах мира.

г) от каких природных катастроф отмечается больший экономический ущерб.

6. Проанализируйте содержание рис. 7.6. Какие меры Вы предложите в связи с ростом численности населения и числа жертв землетрясений в области градостроительной деятельности, урбанизации. Укажите возможные меры по снижению отрицательных последствий от других естественных катастроф.

7. Статистические данные показывают, что более 80 % раковых заболеваний вызываются факторами окружающей среды. Долевое распределение причин, вызывающих рак человека, выглядят следующим образом: курение – 30 %, химические вещества пищи – 35 %, неблагоприятные условия работы – 5 %, спиртные напитки – 3%, излучение – 3%, загрязнения воздуха и воды – 2 %, другие причины – 5 %, причины, не связанные с влиянием окружающей среды – 17%. Ежегодно в мире регистрируется 5,9 млн. новых случаев заболевания раком и умирает 3,4 млн. больных. Рассчитайте, сколько в мире в год умирает от рака, вызванного курением.

Таблица 7.1.

Выброс углекислого газа в год по странам мира





Страна

Выброс С02, % от всех мировых выбросов

1

США

24,11

2

Европейский союз

15,98

3

Китай

14,54

4

Россия

6,45

5

Япония

5,13

6

Индия

4,22

7

Германия

3,50

8

Великобритания

2,34

9

Канада

2,18

10

Южная Корея

1,97


По данным World Resource Institute

Таблица 7.2

Среднегодовой расчетный ущерб от стихийных бедствий

[Осипов В.И., 2001] ,




Африка

Америка

Азия

Европа

Океания

Сумма

Землетрясения

90

151

679

65 115

1 000

67 035

Засуха и голод

н/у

334

1 000

11 008

н/у

12 342

Наводнения

95

157

390

8 032

1

8 675

Ураганы

112

490

42 494

6 100

120

49 316

Оползни

н/у

0,4

5

24

н/у

29,4

Вулканы

н/у

10

73

н/у

н/у

83

Прочие бедствия

47

102

475

786

н/у

1 410

Итого

344

1244,4

45 116

91 065

1 121

138 890,4



Таблица 7.3

Континентальное распределение природных катастроф и ущерба о них за 2003-2004 годы

Регион земного шара

Количество катастроф

Число человеческих жертв

Экономические потери, млн. долларов. В скобках указаны страховые выплаты.

2002

2003

2002

2003

2002

2003

Африка

51

57

661

2778

3089158)

5158 (0)

Америка

181

206

825

946

13933 ( 6259)

21969 (13247)

Азия

261

245

8570

53921

13965 ( 385)

18230 (600)

Австралия и Океания

69

65

61

47

2192 (11)

628 (246)

Европа

136

126

459

20194

24246 (5897)

18619 (1690)

Весь мир

698

699

10576

77886

54644 ( 12750)

64604 (15810)


Рис.7.1. Наиболее распространенные природные катастрофы в мире за 1965— 1999 гг.

Источник: CRED.


Рис. 7.2. Рост количества крупных природных катастроф в мире за 1965—1999 гг. (среднегодовое значение за 5 лет)

Источник: CRED.



Рис.7.3. Число погибших на Земле от различных природных катастроф с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет)

Источник: CRED


Рис.7. 4. Число людей, пострадавших от различных природных катастроф за период с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет). [Осипов В.И., 2001]


Рис.7.5.Экономический ущерб на Земле от природных катастроф за период с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет) [Осипов В.И., 2001]


Рис.7.6. Рост численности населения мира и числа жертв землетрясений в течение последних 2000 лет [Reductio and Predictability of Natural Disaster, 1996]


Рис.7.7. Динамика количества крупнейших катастроф и их последствий
7. Подготовиться к вопросам, выносимым для обсуждения на аудиторном занятии.

При подготовке по первому вопросустуденты уясняют роль антропогенного фактора в биосфере через:

– изменение границ оптимальных и лимитирующих факторов;

– сокращение численности популяций;

– воздействие на характер функционирования экосистем (изменение цепей питания и нарушение правил экологических пирамид, изменение границ экологических ниш организмов, динамики экосистем, обеднение генофонда, сокращение территорий, занимаемых естественными экосистемами);

– влияние человека на функции живого вещества в биосфере (усиление транспортной и рассеивающей, деструктивной и концентрационной функции живого вещества, изменение временного фактора развития биосферных процессов).