Файл: Практикум предназначен для изучения экологии студентами непрофильных специальностей высших учебных заведений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная литература:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – ЮНИТИ, 1998. – 445 с.

  2. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Агар, 1999.–424 с.

  3. Вронский В.А. Экология: Словарь – справочник. Изд. 2-е. Ростов н /Д: Феникс, 2002. – 576 с.

  4. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2002. – 312с.

  5. Коробкин В.И, Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов. – Ростов н / Д. Феникс, 2003. – 576 с.

  6. Розенберг Г.С. Анализ определений понятия «экология» // Экология, 1999. № 2. – с.89-98.

  7. Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. Изд-во Инфо- М.2011.-299 с.



Дополнительная литература:

  1. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды: Словарь – справочник. - М.: Просвещение, 1992. – 320 с.

  2. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 447 с.

  3. Валова (Копылова) В.Д. Основы экологии: Учебное пособие. - М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков», 2002. - 264 с.


ТЕМА 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ

Задачи занятия: сформировать у студентов знания о биосфере и ее основных компонентах, об эволюции планеты Земля и роли живого вещества в ее формировании; о непрерывности развития биосферы; о роли человека в этом процессе; о вещественно - энергетических связях в экосистемах и биосфере; о многократности использования заключенного в ней вещества; о пирамидах питания, о количественных изменениях энергии переносимой по пищевой цепи.
Методические указания к теме практического занятия

I. Внеаудиторная работа студентов

1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: биосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, тропосфера, живое вещество, косное вещество, биокосное вещество, пирамида питания, трофические уровни, пищевые цепи, консументы, редуценты, биогеохимические циклы, природный объект, природный ресурс, биологические ресурсы, генетические ресурсы, генетический материал, биологическое разнообразие, биотические факторы, абиотические факторы.

2. Схематически изложить связь организмов, круговорот биогенных веществ и энергии в экосистемах.

3. Заполните таблицу. Обоснуйте необходимость сохранения разнообразия живого мира.

Таблица 2.1

Роль различных групп организмов

в круговороте веществ


Группы организмов

Значение в круговороте

веществ

Бактерии




Грибы




Растения (включая водоросли)




Животные





4. Проанализируйте содержание таблицы 2.2. Сопоставьте плотность животных на 1 км2 в заповеднике «Брянский лес» (12,2 тыс. га) и в лесном фонде Брянской области – 728,5 тыс. га. Сделайте вывод, во сколько раз отличается плотность отдельных видов животных в заповеднике и лесном фонде. Отметьте, какую роль играют особо охраняемые территории в сохранении животного мира. Проанализируйте данные приложений 25-27 и сделайте вывод о сохранности среды обитания животного и растительного мира.

Примечание: 1 км2=100 га.
5. Подготовиться к занятию по вопросам, выносимым для обсуждения

.
Таблица 2.2

Численность некоторых видов животных в заповеднике « Брянский лес» и лесном фонде

По данным Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Брянской области.

(


Животные

Численность особей

1998

2002

2003

заповедник

лесной фонд

заповедник

лесной фонд

заповедник

лесной фонд

Лось

65

1020

164

890

91

850

Кабан

195

1810

465

1780

220

1830

Олень европейский

68

340

53

230

24

230

Косуля

195

4700

297

3920

207

3670

Заяц

390

8700

175

7800

385

8100

Белка

297

43800

543

39900

163

38900

Горностай



3900

52

2800

66

3900

Источник: Доклады «О состоянии окружающей природной среды

Брянской области в 1998, 2002, 2003 году» .
При подготовкек первому вопросу необходимо уяснить отличие понятия «биосфера», предложенного австрийским ученым Эдуардом Зюссом, от понятия, используемого Владимиром Ивановичем Вернадским. Дать анализ основных положений учения Вернадского о биосфере. Обосновать границы биосферы в пределах атмосферы, литосферы, гидросферы. Показать соотношение биосферы и географической оболочки Земли. Раскрывая продуктивность биосферы, указывается значение разных континентов в общую первичную продукцию суши Мирового океана. Критерии деградации биосферы. Ответ на вопрос об эволюции биосферы должен включать следующие ее этапы:


1. Добиотическая (образование планеты и ее атмосферы, возникновение абиотического круговорота веществ, образование органических соединений, возникновение круговорота органических соединений);

2. Биотическая эволюция (возникновение жизни, развитие фотосинтеза и обусловленное им изменение среды (увеличение биологического разнообразия, появление человека)).

Раскрыть главные закономерности эволюции органического мира (микроэволюция и макроэволюция).

Для ответа по второму вопросу необходимо изучить основные свойства и функции живого вещества: энергетическую, разрушительную (деструктивную), накопительную, средообразующую, газовую, транспортную, концентрационную, окислительно-восстановительную и информационную. Изложение материала о функциях живого вещества осуществляется с использованием конкретных примеров. Показать, как функции живого вещества обеспечивают механизм устойчивого функционирования биосферы.

При подготовкек третьему вопросу необходимо выявить взаимосвязи организмов, взаимоотношения, выгодные для организмов (симбиоз), взаимоотношения, которые положительны для одного вида и отрицательны для другого (хищничество и паразитизм), взаимоотношения, невыгодные обоим партнерам (конкуренция) и др. Раскрыть значение хищничества как экологического явления, биологическое и экологическое значение межвидовой конкуренции, роль паразитов в распространении инфекционных заболеваний.

При подготовкек четвертому вопросунеобходимо раскрыть содержание трех основных типов экологических пирамид (пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида продукции или энергии), характер питания в экосистемах. Раскрыть содержание циклов основных биогенных элементов и поток энергии в биосфере. На основании знаний трофических связей в природе показать, чем отличается «производство» биосферы от производства человеческого общества.

II. Аудиторная работа студентов

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие биосфера. Структура и граница биосферы. Продуктивность и устойчивость биосферы. Эволюция биосферы.

  2. Живое вещество биосферы его свойства и функции.

  3. Связи организмов в экосистемах.

  4. Понятие пирамиды питания. Круговорот биогенных веществ. Поток энергии в экосистемах.


ТЕСТ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ





теста

Содержание теста

1

Закончите определение. Биосфера – это

  1. оболочка земли, в которой существуют и взаимодействуют с окружающей средой (или когда – либо существовали и взаимодействовали) живые существа;

  2. оболочка Земли, включающая часть литосферы, атмосферы и гидросферы;

3) оболочка Земли, в которой существует человечество..

2


1

2

3


Отметьте границы биосферы (км):

а) 20-25; б) 8-10; в) 30-35; г) 11; д) 12;

е) 13; ж) 0,2; з) 0,002; и) 2.

3

Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия его жизни, как:

  1. чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера;

  2. плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы;

  3. чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения.

4

Азотфиксирующие бактерии относятся:

  1. к продуцентам;

  2. к консументам первого порядка;

  3. к консументам второго порядка;

  4. к редуцентам.

5

Биологический круговорот является функцией:

  1. сообщества потребителей и разрушителей органических веществ;

  2. сообщества производителей и разрушителей органических веществ;

  3. сообщества продуцентов, консументов.

6

Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое – либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

  1. протокооперацией;

  2. паразитизмом;

  3. комменсализмом;

  4. аменсализмом.

7

Разнообразие почвенных организмов подтверждает идею о том, что почва является:

  1. косным телом;

  2. биокосным телом;

  3. биологическим организмом.

8

Продуценты, консументы и редуценты взаимодействуют в экосистеме. Продуцентами в экосистеме не могут быть:

  1. растения и водоросли;

  2. животные и грибы;

  3. водоросли и некоторые бактерии.

9

Энергия солнечного света может быть преобразована в энергию химических веществ:

  1. продуцентами;

  2. редуцентами;

  3. консументами.