Файл: Практикум предназначен для изучения экологии студентами непрофильных специальностей высших учебных заведений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




10

В загрязненной экологической среде вредные вещества достигают наибольшей концентрации в организмах:

1) растений;

2) травоядных животных;

3) хищников;

4) насекомых опылителей.


11

Какова роль редуцентов в экосистемах? Выберите правильный ответ:

  1. уничтожают организмы;

  2. обеспечивают продуцентов минеральным питанием, тем самым поддерживают круговорот элементов;

  3. обеспечивают продуцентов водой, тем самым поддерживают круговорот воды;

  4. поставляют в экосистему органические вещества и энергию;

  5. трансформируют вещество из одного состояния в другое.

12

Во Вселенной и в живом веществе биосферы в наибольшем количестве присутствуют:

  1. водород, углерод, цинк, кальций;

  2. углерод, азот, кальций, калий;

  3. водород, углерод, азот, кислород.

13

Какой участок земли, нарушенный человеком, медленнее других зарастает растительностью?

  1. заброшенная лесная дорога;

  2. лесное пожарище;

  3. заброшенная пашня;

  4. недействующий угольный карьер.

14

Отложение бокситов и железной руды является результатом функции живого вещества

  1. газовой;

  2. окислительно-восстановительной;

  3. миграционной;

  4. биохимической.

15

Функции гетеротрофов в биосфере заключаются в процессе:

  1. преобразования сложных молекул в более простые и поступление последних в воздух;

  2. преобразования сложных молекул органических веществ в молекулы более простого состава и поступление продуктов разложения в почву и воздух;

  3. преобразования простых молекул в более сложные;

  4. поступления в почву и воздух минеральных веществ – продуктов разложения.

16

Если живое вещество биосферы будет однородным, биосфера быстро исчезнет из-за:

  1. выделение ядовитых отходов и отравления ими;

  2. расселение и сокращения территории питания;

  3. быстрого размножения и отравления собственными отходами;

  4. быстрого исчезновения необходимых веществ и отравления собственными отходами.

17

Из перечисленных названий организмов выберите:

А) продуцентов, Б) консументов, В) редуцентов.

1) медведь; 2) бык; 3) дуб; 4) белка;

5) подосиновик; 6) шиповник; 7) скумбрия;

8) жаба; 9) ленточный червь;

10) гнилостные бактерии; 11) баобаб;

12) капуста; 13) кактус; 14) пеницилл; 15) дрожжи.

18

Функции автотрофных организмов состоят в осуществлении таких процессов, как

  1. поступление химических элементов из почвы, водных растворов и атмосферы, преобразование в сложные молекулы органических веществ с помощью энергии солнца;

  2. поступление элементов из почвы, водных растворов и атмосферы с помощью энергии солнца;

  3. поступление элементов из почвы, водных растворов и атмосферы и преобразование в молекулы иных веществ;

  4. поступление водных растворов, преобразование в сложные молекулы органических веществ.

19

Атмосфера, литосфера, гидросфера связаны и взаимодействуют между собой через:

1) почву; 2) вихри воздуха;

3) потоки воды; 4) биосферу.

20

Выберите правильное утверждение. В состав биосферы входят:

  1. растения и абиотическая среда;

  2. животные и абиотическая среда;

  3. только организмы; 4) организмы и абиотическая среда.

21

Передача энергии в экосистеме происходит последовательно:

  1. от редуцентов через продуценты к консументам;

  2. от продуцента через консументы к редуцентам;

  3. от консументов через редуценты к продуцентам.



22


Соотнесите указанные способы питания живых существ с названием каждой из трофических групп, дав ответ сочетанием буквы и цифры:

а) получают все нужные химические элементы из веществ неживой материи;

б) нуждаются для питания в органическом веществе, образованном другими организмами;

в) обладают смешанным питанием;

г) извлекают пищу из мертвого органического вещества, подвергая его деструкции.

1) миксотрофы; 2) автотрофы;

3) гетотрофы; 4) редуценты.

23

Выберите правильные утверждения:

  1. четыре миллиарда лет тому назад, на заре зарождения жизни, существовала атмосфера, гидросфера и почва;

  2. атмосферный азот появился в основном в результате вулканической деятельности;

  3. энергия, заключенная в нефти, угле, торфе, – это связанная растениями энергия солнца;

  4. почва представляет собой биокосное вещество потому, что состоит из минеральных компонентов, органических соединений и организмов;

  5. биологический круговорот веществ в биосфере – основа для поддержания стабильных условий существования жизни и человечества;

  6. роль живых существ в разрушении и выветривании горных пород незначительна;

  7. озоновый экран возник на Земле благодаря жизнедеятельности растений;

  8. почва появилась при выходе организмов на сушу.

24

Какая из предложенных последовательностей правильно показывает передачу энергии в пищевой цепи:

  1. лисица — землеройка — дождевой червь — листовой опад — растения;

  2. листовой опад — дождевой червь — растения — землеройка — лисица;

  3. растения — листовой опад — дождевой червь — землеройка — лисица;

  4. растения — землеройка — дождевой червь — листовой опад — лисица.

25

Какая пара организмов не может служить примером отношений типа «хищник - жертва»?

  1. щука и карась;

  2. лев и зебра;

  3. пресноводная амеба и бактерия;

  4. муравьиный лев и муравей;

  5. шакал и гриф.

26

Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи. Названия организмов можно использовать только один раз.

1) цапля; 2) ива; 3) тля; 4) амеба;

5) заяц – русак; 6) муравей; 7) водные бактерии;

8) кабан; 9) лягушка; 10) смородина;

11) росянка; 12) муравьиный лев; 13) комар; 14) тигр.



27

Потребляемые организмами продукты состоят из разнообразных химических элементов. Почему при высокой интенсивности использования этих элементов питания их ресурсы на Земле не исчерпываются?

1) химических элементов в природе неограниченное количество, и они всегда доступны организмам;

2) количество доступных организмам химических элементов ограничено, но они постоянно и достаточно поступают на Землю из Космоса;

3) количество доступных организмам химических элементов ограничено, но за счет существования биологического круговорота веществ они постоянно возобновляются;

4) количество доступных организмам химических элементов ограничено, но они постоянно и с высокой скоростью поступают на поверхность Земли из недр, превращаясь из недоступной организмам формы в доступную.

28

Какие газы атмосферы имеют преимущественно биогенное происхождение?

  1. кислород; 5) гелий; 6) аргон;

  2. водород; 7) углекислый газ;

  3. озон; 8) оксиды серы;

  4. азот; 9) оксиды азота.

29

Закончите утверждение

А) вещество в биогенном круговороте используется:

1) многократно; 2) однократно.

Б) энергия в биогенном круговороте используется:

1) многократно; 2) однократно.

30

Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находится в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (название организмов можно использовать только один раз).

1) пчела; 2) гриб подберезовик;

3) актиния; 4) дуб; 5) береза;

6) рак – отшельник; 7) осина;

8) сойка; 9) клевер; 10) гриб подосиновик;

11) липа; 12) клубеньковые азотфиксирующие бактерии.



Основная литература:

  • Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М. Юнити, 1998. – с.115-119.

  • Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Агар, 1999. – 424с.

  • Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2002. – 312с.

  • Изаков М.Н. Сумеем ли мы сохранить биосферу? // Экология и жизнь. – 1997. – №4. – с.34-43.

  • Коробкин В.И, Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов. – Ростов н / Д. Феникс, 2003. – 576 с.

6.Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. Изд-во Инфо- М.2011.-299 с.

Дополнительная литература:

  • Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / Под редакцией Л.А.Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.

  • Экологические очерки о природе и человеке. – М.: Прогресс, 1988. – с.128-176.

8. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио – де – Жанейро, 5 июня 1992 г.)
ТЕМА 3 . Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие, виды экологического управления

  2. Функции управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды

  3. Система исполнительных органов власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды

  4. Законы экологии и их учет в природоохранной деятельности.

Основная литература

Крассов О.И. Экологическое право.- Норма , 2012.-672 с.

Прищеп Н.И. Экология: Практикум; Учеб. Пособие для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс,2007.-272с.

ТЕСТ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


теста

Содержание теста

1

Закон необходимого разнообразия гласит, что любая экосистема:

  1. состоит из подсистем;

  2. формируется из абсолютно одинаковых компонентов;

  3. не может сформироваться из абсолютно одинаковых компонентов.

2

Закон пирамиды энергий утверждает, что с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой ее уровень:

  1. более 10% энергии;

  2. более 50% энергии;

  3. не более 10% энергии.

3

Любой экологический фактор может быть лимитирующим, но наиболее важными чаще оказываются:

  1. влажность и пища;

  2. температура, для растений — наличие элементов минерального питания;

  3. температура, вода, пища, для растений — наличие в почве биогенных элементов.

4

Представим, что температура окружающей среды понизилась в направлении к оптимальному значению этого фактора. Как повлияет изменение температуры на выносливость организма по отношению к недостатку пищи?

  1. не изменится; 2) снизится; 3) повысится.

5

Согласно принципу конкурентного исключения:

  1. два вида не могут сосуществовать, если они занимают одну эконишу;

  2. два вида могут сосуществовать, несмотря на то, что занимают одну эконишу;

  3. два вида сосуществуют, занимая одну эконишу.

6

Правило Шелфорда (закон толерантности) – один из важнейших принципов экологии, согласно которому угнетение или процветание популяции каких-либо организмов зависит от

  1. одного фактора, к которому организм приспособлен и вынослив;

  2. комплекса экологических факторов, к каждому из которых у организма существует определенный диапазон выносливости;

  3. группы экологических факторов, которые для данной популяции безразличны.

7

Научно – технический прогресс:

  1. должен развиваться с учетом законов природы;

  2. должен устанавливать новые законы развития природы;

  3. не должен учитывать законы природы;

  4. развиваться вне зависимости от развития природы.

8

Закон эмерджентности:

  1. слагаемые целого не оказывают на его свойства никакого влияния;

  2. целое всегда имеет особые свойства, отсутствующие у его частей;

  3. целое есть сумма слагающих его составных частей.

9

Закон островного измельчания видов:

  1. по мере эволюционного развития происходит измельчания вида живого;

  2. обитающие на небольших островах особи одних и тех же видов мельче, чем особи на материках.

10

Закон цепных реакций:

  1. любое частичное изменение в системе неизбежно приводит к развитию цепных реакций, идущих в сторону нейтрализации произведенного изменения или формированию новых взаимосвязей и новой системной иерархии;

  2. в экосистеме постоянно протекают процессы обмена веществом и энергией.

11



-5 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 t, °C

Рис. 3.2. Зависимость численности божьей коровки от температуры окружающей среды

Укажите следующие параметры:

  1. Температура, оптимальная для этого насекомого.

  2. Диапазон температур зоны оптимума.

  3. Диапазон температур зоны пессимума (угнетения).

  4. Две критические точки.

  5. Пределы выносливости вида.

12

Сформулируйте так называемый «венок законов» Б. Коммонера:

1) все связано со всем; 2) ничто не дается даром;

3) все куда-то должно деваться;

4) на всех не хватит;

5) природа знает лучше; 6) вредное для одних не

безразлично для других.

13

Закон стремления к климаксу:

  1. экосистема стремится к достижению экологической зрелости и равновесию;

  2. сукцессионные ряды заканчиваются относительно быстро изменяющимися экосистемами.

14

Каким принципом (подходом) необходимо руководствоваться при рассмотрении функционирования экосистем:

  1. редукционистским;

  2. холастическим.

15

Оставленный человеком агроценоз – гибнет, так как

  1. может существовать лишь с помощью человека;

  2. культурные растения не выдерживают конкуренцию с сорняками;

  3. усиливается конкуренция культурных растений;

  4. состоит из малого числа видов.

16

Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:

  1. оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;

  2. из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;

  3. из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

17

Определите, к каким факторам среды можно отнести:

1) хищничество; 2) вырубку лесов;

3) влажность воздуха; 4) температуру воздуха;

5) паразитизм; 6) свет;

7) строительство зданий; 8) давление воздуха;

9) конкуренцию;

10) выброс углекислого газа заводами;

11) соленость воды.


  1. абиотическим;

  2. биотическим;

  3. антропогенным.

18

Синергетическое действие – взаимодействие факторов, при котором эффект оказывается:

  1. не меньше суммы влияний от действия отдельных факторов;

  2. равен сумме влияний от действия отдельных факторов;

  3. больше суммы влияний от действия отдельных факторов.

19

Какое из определений соответствует закону максимизации энергии и информации в эволюции:

  1. стадия развития цивилизации, на которой преобладающей формой общественных связей становятся потоки информации, а материально – энергетические потоки минимизируются за счет экономии и высокой эффективности, представляет собой информационное общество;

  2. наилучшими шансами на самосохранение обладает система, в наибольшей степени способствующая поступлению, выработке и эффективному использованию энергии и информации.

20

Какое из определений соответствует закону снижения энергетической эффективности природопользования?

С ходом исторического времени при получении полезной продукции из природных систем на ее единицу в среднем затрачивается:

  1. одинаковое количество энергии;

  2. все большее количество энергии;

  3. затрачивается меньшее количество энергии.

21

Выберите фактор, который не является ограничивающим для овса на поле:

1) обилие воды;

2) нехватка воды;

3) высокая концентрация мышьяка в почве;

4) нехватка ионов калия;

5) обилие нитратов;

6) высокая концентрация ионов свинца в почве;

7) низкая концентрация мышьяка в почве.

22

Вставьте пропущенные слова в предложения.

Комплекс совместно обитающих и связанных между собой видов называют…(a)... Положение, которое занимает вид в биоценозе, называют…(б)… Ее характеризуют диапазоны условий, в которых нормально живут организмы этого вида, характер связей с другими видами, образ жизни. Совместно живущие виды могут иметь частично перекрываемые…(в)…, однако полностью они никогда не совпадают, так при этом вступает в силу закон…(г)… и один вид вытесняет другой из…(д)

23

Выберите правильное утверждение. В основе биологического самоочищения водоемов лежит:

  1. система течений водоема;

  2. тип грунта;

  3. тип растительности водоема;

  4. фильтрационное питание водных животных.

24

Выберите правильное утверждение. Закон обратной связи (принцип накопления загрязнителей в цепях питания) гласит:

  1. загрязнители накапливаются в цепях питания;

  2. загрязняя окружающую среду, человек в наибольшей степени получает продукты своего загрязнения;

  3. загрязнители, попадая в окружающую среду, рассеиваются в воде, воздухе почве, загрязняя их и практически не доступны для растений, животных и оказывают влияние на человека только вследствие соприкосновения с ними.

25

Экологическая пирамида чисел отображает отчетливую закономерность, обнаруженную Элтоном: количество особей, составляющих последовательный ряд звеньев от продуцентов к консументам:

  1. растет;

  2. уменьшается;

  3. остается неизменным.

26

Зная законы миграции элементов в биосфере, расположите места сбора лекарственных трав по возрастанию опасности для здоровья, которая возникает при употреблении этих растений в случае сбора:

  1. в городе;

  2. рядом с автомобильными дорогами;

  3. рядом с железнодорожным полотном;

  4. в лесу далеко от населенного пункта;

  5. рядом с деревней.

27

Йодная недостаточность, приведшая в средней полосе России к частоте заболеваний зобом соответствующей легкой и средней степени эндемии, а в Сибири и на Дальнем Востоке — средней и тяжелой – это:

  1. проявление экологических последствий Чернобыльской аварии;

  2. обусловлена неблагоприятной окружающей средой и качеством продуктов питания, которые утратили незаменимые для организма человека микроэлементы (включая йод) в процессе хранения и тепловой обработки;

  3. верно указанное в пунктах 1,2.

28

Выберите правильное утверждение:

  1. одно из правил кибернетики гласит, что вовремя и к месту приложенное слабое воздействие может оказаться решающим в управлении системой, в том числе и экосистемой;

  2. при управлении экосистемой невозможно определить, какую нагрузку может выдержать экосистема, поэтому говорить о регулируемом воздействии на нее не приходится.

29

Поскольку взаимодействие между компонентами системы при их изменении, как правило, существует нелинейное, то слабое изменение одного из параметров системы может вызвать:

  1. слабое отклонение других параметров;

  2. сильное отклонение других параметров;

  3. изменение всей системы в целом.

30

Закон техно – гуманитарного равновесия гласит:

  1. чем выше инструментальный потенциал общества, тем более совершенные средства сдерживания экологической и политической агрессии необходимы для выживания;

  2. чем выше инструментальный потенциал общества, тем большая вероятность того, что обществу не потребуются никакие дополнительные средства для сдерживания экологической и политической агрессии.



Основная литература:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 1998. – 455 с.

  2. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Агар, 1999. – 424с.

  3. Горелов А.А. Экология. – М.: Центр, 2002. – с.312

  4. Коробкин В.И. Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов. – Ростов н / Д. Феникс, 2003. – 576 с.

  5. Экология: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В.Денисова. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. – 567 с.


Дополнительная литература:

  1. Изаков М.Н. Сумеем ли мы сохранить биосферу? // Экология и жизнь, 1997.№4. – с. 34-43.

  2. Прохоров В.В. Экология человека. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. – 451 с.



ТЕМА 4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Задачи занятия: сформировать у студентов знание о мониторинге окружающей среды; о природных условиях и ресурсах; о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в различных средах обитания; о качестве окружающей среды; о качестве жизни; о роли экологической экспертизы и сертификации в реализации прав граждан на благоприятную среду; показать вредное влияние химических загрязнителей на здоровье; показать индивидуальные особенности реакции организма человека на загрязнение; раскрыть принципы и возможности выведения из организма тех или иных групп загрязнителей.
Методические указания к теме практического занятия

I. Внеаудиторная работа студентов

1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: мониторинг, окружающая среда, условия среды, благоприятная среда, качество жизни, природные ресурсы (минеральные, биологические, энергетические, генетические, рекреационные ресурсы), биологическое разнообразие, предельно допустимая концентрация, летальный фактор, предельно допустимый выброс, сброс, санитарная зона, технологический норматив, экологическая сертификация, сертификат соответствия, знак соответствия, экологическая экспертиза, природное и антропогенное загрязнение, шумовое загрязнение, уровень шума, экологическая архитектура, экополис.

2. Схематически изложить в рабочей тетради: нормативы качества окружающей среды и виды нормативов воздействия на окружающую среду; мониторинг окружающей среды (цели, методы, система, общегосударственная служба экологического мониторинга); экологическую экспертизу (виды экологической экспертизы, объекты государственной экспертизы); экологическую сертификацию (цели, виды, объекты); систему и методы экологического контроля; классификацию видов загрязнителей экологических систем.


3. В воздухе присутствует одновременно фенол (0,009 мг/м3) и ацетон (0,342 мг/м3); соответствующие им ПДК равны 0,01 и 0,35 мг/м3, их фоновые концентрации равны 0. Допустим ли такой уровень загрязнения?

4. Человек забирает из водоема много воды на хозяйственные нужды. Установлены допустимые нормы водозабора. Они составляют для реки ½5. Из Десны на различные нужды хозяйства забирают 1/6 часть годового речного стока.

Рассчитайте, во сколько раз превышает норму водозабор воды из Десны. К каким последствиям это приводит?

5. Проанализируйте содержание таблиц 4.1 и 4.2 и сделайте выводы о содержании тяжелых металлов в почвах и растениеводческой продукции и о соответствии этого содержания требованиям ПДК. Изложите меры, направленные на снижение тяжелых металлов в почвах и растениях.

Таблица 4.1
Содержание тяжелых металлов в почвах сельхозугодий

Брянской области (Г.Т. Воробьев и др. 2002 г.)


Химический

элемент

Обследованная

Площадь с\х угодий, тыс.га

/ %

Площадной уровень содержания, мк/кг

низкий

средний

повышенный

высокий

Средневзвешенное

содержание

ПДК

<0,5

0,5-1,0

1,5-5,0

5-10




1

2

3

4

5

6

7

8

Никель

183043

100

143947

73

46871

26

1235

1



0,36

4,0

Медь

183043

100

167180

91

157000

9

155



8



0,29

3,0

Свинец

183043

100

69501

38

84925

46

28010

15

607

1

0,93

6,0







<0,05

0,05-0,1

0,1-0,5

0,5-0,1







Кадмий

183043

100

89950

49

46576

25

45457

25

1051

1

0,08

0,6

Ртуть

183043

100

156496

86

21036

11

5400

3

111



0,03

1,0

Цинк

183043

100

165324

90

15078

8

2318

2

323



0,93

23,0