Файл: Практикум предназначен для изучения экологии студентами непрофильных специальностей высших учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 | В загрязненной экологической среде вредные вещества достигают наибольшей концентрации в организмах: 1) растений; 2) травоядных животных; 3) хищников; 4) насекомых опылителей. |
11 | Какова роль редуцентов в экосистемах? Выберите правильный ответ:
|
12 | Во Вселенной и в живом веществе биосферы в наибольшем количестве присутствуют:
|
13 | Какой участок земли, нарушенный человеком, медленнее других зарастает растительностью?
|
14 | Отложение бокситов и железной руды является результатом функции живого вещества
|
15 | Функции гетеротрофов в биосфере заключаются в процессе:
|
16 | Если живое вещество биосферы будет однородным, биосфера быстро исчезнет из-за:
|
17 | Из перечисленных названий организмов выберите: А) продуцентов, Б) консументов, В) редуцентов. 1) медведь; 2) бык; 3) дуб; 4) белка; 5) подосиновик; 6) шиповник; 7) скумбрия; 8) жаба; 9) ленточный червь; 10) гнилостные бактерии; 11) баобаб; 12) капуста; 13) кактус; 14) пеницилл; 15) дрожжи. |
18 | Функции автотрофных организмов состоят в осуществлении таких процессов, как
|
19 | Атмосфера, литосфера, гидросфера связаны и взаимодействуют между собой через: 1) почву; 2) вихри воздуха; 3) потоки воды; 4) биосферу. |
20 | Выберите правильное утверждение. В состав биосферы входят:
|
21 | Передача энергии в экосистеме происходит последовательно:
|
22 | Соотнесите указанные способы питания живых существ с названием каждой из трофических групп, дав ответ сочетанием буквы и цифры: а) получают все нужные химические элементы из веществ неживой материи; б) нуждаются для питания в органическом веществе, образованном другими организмами; в) обладают смешанным питанием; г) извлекают пищу из мертвого органического вещества, подвергая его деструкции. 1) миксотрофы; 2) автотрофы; 3) гетотрофы; 4) редуценты. |
23 | Выберите правильные утверждения:
|
24 | Какая из предложенных последовательностей правильно показывает передачу энергии в пищевой цепи:
|
25 | Какая пара организмов не может служить примером отношений типа «хищник - жертва»?
|
26 | Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи. Названия организмов можно использовать только один раз. 1) цапля; 2) ива; 3) тля; 4) амеба; 5) заяц – русак; 6) муравей; 7) водные бактерии; 8) кабан; 9) лягушка; 10) смородина; 11) росянка; 12) муравьиный лев; 13) комар; 14) тигр. |
27 | Потребляемые организмами продукты состоят из разнообразных химических элементов. Почему при высокой интенсивности использования этих элементов питания их ресурсы на Земле не исчерпываются? 1) химических элементов в природе неограниченное количество, и они всегда доступны организмам; 2) количество доступных организмам химических элементов ограничено, но они постоянно и достаточно поступают на Землю из Космоса; 3) количество доступных организмам химических элементов ограничено, но за счет существования биологического круговорота веществ они постоянно возобновляются; 4) количество доступных организмам химических элементов ограничено, но они постоянно и с высокой скоростью поступают на поверхность Земли из недр, превращаясь из недоступной организмам формы в доступную. |
28 | Какие газы атмосферы имеют преимущественно биогенное происхождение?
|
29 | Закончите утверждение А) вещество в биогенном круговороте используется: 1) многократно; 2) однократно. Б) энергия в биогенном круговороте используется: 1) многократно; 2) однократно. |
30 | Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находится в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (название организмов можно использовать только один раз). 1) пчела; 2) гриб подберезовик; 3) актиния; 4) дуб; 5) береза; 6) рак – отшельник; 7) осина; 8) сойка; 9) клевер; 10) гриб подосиновик; 11) липа; 12) клубеньковые азотфиксирующие бактерии. |
Основная литература:
-
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М. Юнити, 1998. – с.115-119. -
Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Агар, 1999. – 424с. -
Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2002. – 312с. -
Изаков М.Н. Сумеем ли мы сохранить биосферу? // Экология и жизнь. – 1997. – №4. – с.34-43. -
Коробкин В.И, Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов. – Ростов н / Д. Феникс, 2003. – 576 с.
6.Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. Изд-во Инфо- М.2011.-299 с.
Дополнительная литература:
-
Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / Под редакцией Л.А.Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с. -
Экологические очерки о природе и человеке. – М.: Прогресс, 1988. – с.128-176.
8. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио – де – Жанейро, 5 июня 1992 г.)
ТЕМА 3 . Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Вопросы для обсуждения
-
Понятие, виды экологического управления -
Функции управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды -
Система исполнительных органов власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды -
Законы экологии и их учет в природоохранной деятельности.
Основная литература
Крассов О.И. Экологическое право.- Норма , 2012.-672 с.
Прищеп Н.И. Экология: Практикум; Учеб. Пособие для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс,2007.-272с.
ТЕСТ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ теста | Содержание теста |
1 | Закон необходимого разнообразия гласит, что любая экосистема:
|
2 | Закон пирамиды энергий утверждает, что с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой ее уровень:
|
3 | Любой экологический фактор может быть лимитирующим, но наиболее важными чаще оказываются:
|
4 | Представим, что температура окружающей среды понизилась в направлении к оптимальному значению этого фактора. Как повлияет изменение температуры на выносливость организма по отношению к недостатку пищи?
|
5 | Согласно принципу конкурентного исключения:
|
6 | Правило Шелфорда (закон толерантности) – один из важнейших принципов экологии, согласно которому угнетение или процветание популяции каких-либо организмов зависит от
|
7 | Научно – технический прогресс:
|
8 | Закон эмерджентности:
|
9 | Закон островного измельчания видов:
|
10 | Закон цепных реакций:
|
11 | -5 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 t, °C Рис. 3.2. Зависимость численности божьей коровки от температуры окружающей среды Укажите следующие параметры:
|
12 | Сформулируйте так называемый «венок законов» Б. Коммонера: 1) все связано со всем; 2) ничто не дается даром; 3) все куда-то должно деваться; 4) на всех не хватит; 5) природа знает лучше; 6) вредное для одних не безразлично для других. |
13 | Закон стремления к климаксу:
|
14 | Каким принципом (подходом) необходимо руководствоваться при рассмотрении функционирования экосистем:
|
15 | Оставленный человеком агроценоз – гибнет, так как
|
16 | Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:
|
17 | Определите, к каким факторам среды можно отнести: 1) хищничество; 2) вырубку лесов; 3) влажность воздуха; 4) температуру воздуха; 5) паразитизм; 6) свет; 7) строительство зданий; 8) давление воздуха; 9) конкуренцию; 10) выброс углекислого газа заводами; 11) соленость воды.
|
18 | Синергетическое действие – взаимодействие факторов, при котором эффект оказывается:
|
19 | Какое из определений соответствует закону максимизации энергии и информации в эволюции:
|
20 | Какое из определений соответствует закону снижения энергетической эффективности природопользования? С ходом исторического времени при получении полезной продукции из природных систем на ее единицу в среднем затрачивается:
|
21 | Выберите фактор, который не является ограничивающим для овса на поле: 1) обилие воды; 2) нехватка воды; 3) высокая концентрация мышьяка в почве; 4) нехватка ионов калия; 5) обилие нитратов; 6) высокая концентрация ионов свинца в почве; 7) низкая концентрация мышьяка в почве. |
22 | Вставьте пропущенные слова в предложения. Комплекс совместно обитающих и связанных между собой видов называют…(a)... Положение, которое занимает вид в биоценозе, называют…(б)… Ее характеризуют диапазоны условий, в которых нормально живут организмы этого вида, характер связей с другими видами, образ жизни. Совместно живущие виды могут иметь частично перекрываемые…(в)…, однако полностью они никогда не совпадают, так при этом вступает в силу закон…(г)… и один вид вытесняет другой из…(д)… |
23 | Выберите правильное утверждение. В основе биологического самоочищения водоемов лежит:
|
24 | Выберите правильное утверждение. Закон обратной связи (принцип накопления загрязнителей в цепях питания) гласит:
|
25 | Экологическая пирамида чисел отображает отчетливую закономерность, обнаруженную Элтоном: количество особей, составляющих последовательный ряд звеньев от продуцентов к консументам:
|
26 | Зная законы миграции элементов в биосфере, расположите места сбора лекарственных трав по возрастанию опасности для здоровья, которая возникает при употреблении этих растений в случае сбора:
|
27 | Йодная недостаточность, приведшая в средней полосе России к частоте заболеваний зобом соответствующей легкой и средней степени эндемии, а в Сибири и на Дальнем Востоке — средней и тяжелой – это:
|
28 | Выберите правильное утверждение:
|
29 | Поскольку взаимодействие между компонентами системы при их изменении, как правило, существует нелинейное, то слабое изменение одного из параметров системы может вызвать:
|
30 | Закон техно – гуманитарного равновесия гласит:
|
Основная литература:
-
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 1998. – 455 с. -
Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Агар, 1999. – 424с. -
Горелов А.А. Экология. – М.: Центр, 2002. – с.312 -
Коробкин В.И. Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов. – Ростов н / Д. Феникс, 2003. – 576 с. -
Экология: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В.Денисова. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. – 567 с.
Дополнительная литература:
-
Изаков М.Н. Сумеем ли мы сохранить биосферу? // Экология и жизнь, 1997.№4. – с. 34-43. -
Прохоров В.В. Экология человека. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. – 451 с.
ТЕМА 4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Задачи занятия: сформировать у студентов знание о мониторинге окружающей среды; о природных условиях и ресурсах; о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в различных средах обитания; о качестве окружающей среды; о качестве жизни; о роли экологической экспертизы и сертификации в реализации прав граждан на благоприятную среду; показать вредное влияние химических загрязнителей на здоровье; показать индивидуальные особенности реакции организма человека на загрязнение; раскрыть принципы и возможности выведения из организма тех или иных групп загрязнителей.
Методические указания к теме практического занятия
I. Внеаудиторная работа студентов
1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: мониторинг, окружающая среда, условия среды, благоприятная среда, качество жизни, природные ресурсы (минеральные, биологические, энергетические, генетические, рекреационные ресурсы), биологическое разнообразие, предельно допустимая концентрация, летальный фактор, предельно допустимый выброс, сброс, санитарная зона, технологический норматив, экологическая сертификация, сертификат соответствия, знак соответствия, экологическая экспертиза, природное и антропогенное загрязнение, шумовое загрязнение, уровень шума, экологическая архитектура, экополис.
2. Схематически изложить в рабочей тетради: нормативы качества окружающей среды и виды нормативов воздействия на окружающую среду; мониторинг окружающей среды (цели, методы, система, общегосударственная служба экологического мониторинга); экологическую экспертизу (виды экологической экспертизы, объекты государственной экспертизы); экологическую сертификацию (цели, виды, объекты); систему и методы экологического контроля; классификацию видов загрязнителей экологических систем.
3. В воздухе присутствует одновременно фенол (0,009 мг/м3) и ацетон (0,342 мг/м3); соответствующие им ПДК равны 0,01 и 0,35 мг/м3, их фоновые концентрации равны 0. Допустим ли такой уровень загрязнения?
4. Человек забирает из водоема много воды на хозяйственные нужды. Установлены допустимые нормы водозабора. Они составляют для реки ½5. Из Десны на различные нужды хозяйства забирают 1/6 часть годового речного стока.
Рассчитайте, во сколько раз превышает норму водозабор воды из Десны. К каким последствиям это приводит?
5. Проанализируйте содержание таблиц 4.1 и 4.2 и сделайте выводы о содержании тяжелых металлов в почвах и растениеводческой продукции и о соответствии этого содержания требованиям ПДК. Изложите меры, направленные на снижение тяжелых металлов в почвах и растениях.
Таблица 4.1
Содержание тяжелых металлов в почвах сельхозугодий
Брянской области (Г.Т. Воробьев и др. 2002 г.)
Химический элемент | Обследованная Площадь с\х угодий, тыс.га / % | Площадной уровень содержания, мк/кг | |||||
низкий | средний | повышенный | высокий | Средневзвешенное содержание | ПДК | ||
<0,5 | 0,5-1,0 | 1,5-5,0 | 5-10 | | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Никель | 183043 100 | 143947 73 | 46871 26 | 1235 1 | – | 0,36 | 4,0 |
Медь | 183043 100 | 167180 91 | 157000 9 | 155 – | 8 – | 0,29 | 3,0 |
Свинец | 183043 100 | 69501 38 | 84925 46 | 28010 15 | 607 1 | 0,93 | 6,0 |
| | <0,05 | 0,05-0,1 | 0,1-0,5 | 0,5-0,1 | | |
Кадмий | 183043 100 | 89950 49 | 46576 25 | 45457 25 | 1051 1 | 0,08 | 0,6 |
Ртуть | 183043 100 | 156496 86 | 21036 11 | 5400 3 | 111 – | 0,03 | 1,0 |
Цинк | 183043 100 | 165324 90 | 15078 8 | 2318 2 | 323 – | 0,93 | 23,0 |