Файл: Страхование и его роль в развитии экономики (Прогноз развития страхового рынка РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все эти факторы определяют политику страховой компании на рынке, имидж компании, оказывающий значительное влияние на формирование спроса. Важную функцию также несет и работа страховщика по исследованию рынка. Все эти внутренние факторы имеют влияние на освоение страхового рынка этим страховщиком и являются управляемыми элементами внутренней рыночной системы [31, с. 40].

Следовательно, комбинация элементов, которые составляют основу рыночной системы (организация продажи страховых полисов и формирование спроса, продукты страхования, внутренняя инфраструктура страховой компании и гибкая система тарифов), вместе с элементами, которые находятся за пределом центра рыночной системы (людские, финансовые и материальные страховщика) в сумме составляют внутреннюю рыночную систему, управляемую страховой компанией [38, с. 61].

Все управляемые компоненты рыночной системы страховщика, которые перечислены выше, взаимосвязаны, потому как решение по одному из них влияет на действия остальных. У каждого из них есть множество вариаций. Генеральному менеджеру страховой компании из бесчисленного количества вариаций необходимо выбрать их оптимальную комбинацию, которая даст максимальный рыночный эффект, а также выгодно сочеталась бы с внешними окружающими факторами.

Страховые продукты, которые предоставляет страховщик на рынке, являются одними из основных управляемых факторов. Это условия конкретных разновидностей имущественного и личного страхования. Руководству страховой компании в зависимости от условий рынка необходимо выносить решение, стоит ли вводить новый вид страхования, изменять его условия и другое [39, с. 22].

Организация продажи страховых полисов и формирования спроса также относится к управляемым переменным. Гибкая система тарифов является также одной из основных компонентов внутренней рыночной системы, которые управляются страховщиком. Руководству страховой компании необходимо разработать целенаправленную тарифную политику и использовать ее согласно условиям рынка, т. е. определить ценовую политику на рынке, предоставление скидок и льгот. Также должна быть отработана система льготных тарифов, стимулирующая бонусная система вознаграждений, система комиссионных и сверхкомиссионных, [31, с. 39].

Собственную инфраструктуру страховой компании относят к частично управляемому компоненту внутренней рыночной системы и к частично неуправляемому внешней рыночной системы - со стороны страховой компании. Руководство страховой компании должно максимально продуктивно использовать собственную инфраструктуру: филиалы, агентства, представительства, конторы, каналы коммерческой связи со страховыми агентами, а также наладить с ними четкую систему обратной связи и сотрудничества [26, с. 156].


Таковы главные управляемые компоненты внутренней системы рынка страховых услуг, которые являются основой рыночной системы страховой компании.

Внешнее окружение рынка является системой взаимодействующих сил, окружающих внутреннюю систему рынка и оказывающих воздействие на нее. Страховщик строит планы и проводит собственную рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; в свою очередь, в последнее входят управляемые переменные, на которые страховщик способен оказывать конкретное воздействие, и неуправляемые компоненты, на которые страховщик не влияет [23, с. 44].

Рынок в виде системы, в которой взаимодействуют внешние и внутренние силы, можно представить в форме спирали, которая раскручивается поверх потенциальных потребителей страховых услуг и показывает динамику внутренних и внешних сил в их взаимодействии. Данная система не замкнута, по той причине, что крайний компонент внешнего окружения - мировой страховой рынок - фактически неограничен. Рыночная система при этом не является плоской. В пространстве она может выглядеть как круглая восходящая спираль с постепенно увеличивающимся радиусом, и каждый ее виток отвечает за соответствующий уровень ее влияния на непосредственного потребителя страховых услуг.

Основными элементами внешнего окружения, на которые страховая компания способна частично оказывать управляющее воздействие, являются: конкуренция, рыночный спрос, инфраструктура страховщика, ноу-хау страховых услуг. [14, с. 81].

Рыночный спрос на страховые услуги относится к одному из основных элементов внешней среды: на него действуют основные усилия рыночной коммерческой деятельности страховщика. Рыночный спрос на страховые услуги имеет гуманитарный и экономический аспекты.

Экономический аспект состоит из: численности населения, его половых и возрастных групп, сезонных миграций, доходов населения и его покупательной способности, а также вероятностных расходов на страхование, которые могут позволить себе люди с разным уровнем доходов. Данные экономические факторы находятся в неразрывной связи с положением национальной экономики.

Анализируя экономические аспекты, особое внимание стоит уделять их численной стороне: количество людей, проживающих в изучаемом регионе, размер среднего дохода населения и т.д., а также численным характеристикам: возрастные группы, жизненный цикл семьи и другое [9, с. 31].

Остановим свое внимание на расширенной характеристике некоторых из этих сторон, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени влияют на состояние рыночного спроса на услуги страхования среди населения.


Важным компонентом внешнего окружения, на который направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция. Страховые компании подвергаются жесткой конкуренции в борьбе за страховой рынок, как со стороны других страховщиков, так и со стороны финансово-банковских институтов, которые предоставляют страхование своим клиентам в качестве дополнительной услуги.

К внешнему окружению рынка также относится фактор технического уровня страховой компании, к которому относится оснащение компьютерной техникой, каналами электросвязи и телефаксами. Рыночный спрос и конкуренция обуславливают потребность в дальнейшем развитии технического обеспечения процесса страхования и всей собственной инфраструктуры страховщиков (представительств, агентств, филиалов страховой компании).

Неуправляемые составляющие внешнего окружения рынка. Неуправляемыми со стороны страховой компании компонентами внешней среды, окружающих и ограничивающих рыночную систему, являются: государственно-политическое окружение, конъюнктура мирового страхового рынка, социально-этическое окружение [10, с. 16].

Нормы законодательства и расстановка политических сил влияют на коммерческую деятельность страховщиков. Это отражается в правовом воздействии на страховщиков с помощью издания соответствующих нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют страховую деятельность.

Далее оценим состояние и перспективы развития страхового рынка в экономике РФ

Глава 2. Состояние и перспективы развития страхового рынка в экономике РФ

2.1 Анализ объема страхового рынка РФ

Стоит отметить, что последние подтвержденные данные - первое полугодие 2019г. Согласно данным Банка России, объем страхового рынка по итогам I полугодия 2019 года составил 518 млрд. рублей. При этом, темпы прироста страховых взносов были минимальны за последние шесть лет – 2,2%. С учетом инфляции (8,5% в I полугодии) объемы реального рынка страхования - еще меньше.  Динамика взносов показана в Приложении А.

Удельный вес взносов по страхованию жизни с периодическими выплатами, а так же с участием страхователя в инвестиционных доходах страховщика, которые получены через канал продаж банка, составил 77% за первое полугодие 2019 года, что больше на 15 п.п. данных такого же периода 2018 года (рисунок 1).


Рис. 1. Динамика страховых премий по страхованию жизни с учетом периодических выплат и (или) участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, млрд. руб. [42]

Кстати, рентабельность страхового бизнеса сейчас тоже не высока – 6,6% (по отношению к капиталу), что ниже инфляции. С такой рентабельностью у некоторых компаний могут возникнуть проблемы с действующими и потенциальными акционерами, ведь никто не хочет обесценения вложений. Как признаются сами участники рынка, основную прибыль генерируют компании из топ-10 (для сравнения, всего в России зарегистрировано порядка 360 страховых компаний).

Темпы прироста страховых премий через банковский канал продаж составляли 7,4% за 1 полугодие 2019 года по сравнению с 1 полугодием 2018 года (рисунок 2).

Рис. 2. Динамика страховых премий по смешанному страхованию жизни, млрд. руб. [42]

Кроме того, в данном секторе страхования интенсивно развиваются продажи через прочие юридические субъекты. Такая тенденция ясно прослеживается в 1 полугодии 2019 года, чем обеспечивается рост взносов по этому каналу продаж в два раза сравнительно аналогичного периода 2018 года (рисунок 3).

Рис. 3. Динамика страховых премий по страхованию имущества граждан, млрд. руб. [42]

Уменьшение взносов через банковские каналы продаж поясняется интенсивным развитием продаж через агентов: страховые взносы возросли по этому каналу продаж на 37,1% по данным 1 полугодия 2019 года относительно 1 полугодия 2018 года, а кроме того прямых продаж (не привлекая страховых посредников) – в соответствии с рисунком 4.

Рис. 4. Динамика страховых премий по страхованию от несчастных случаев и болезней [42]

Рынок страхования жизни в России растет вопреки экономическому кризису, а, возможно, и благодаря ему. По итогам 2018 года при общей стагнации отрасли он увеличился более чем на 10% и превысил 120 млрд. рублей. Недоверие к рублю делает инвестиционные программы особенно привлекательными.

При общем замедлении темпов прироста взносов на страховом рынке, сегмент страхование жизни показывает высокую динамику. Согласно исследованию «Эксперт РА», в 1 полугодии 2019 года этот сегмент вырос на 12,5%, объем премий достиг 53,4 млрд. рублей [41].

 В течение последних 5 лет средние темпы роста российского рынка страхования жизни составляют 46% в год, прирост за 2018 год - 28%. В целом динамика повторяет модель многих развивающихся рынков, основываясь на росте канала банкострахования и развитии инновационных продуктовых решений на стыке накопительного и инвестиционного страхования. Пока российский рынок находится на стадии становления и активного роста.


  Например, на Западе уровень проникновения страхования жизни (доля объемов страхования жизни в ВВП страны) составляет 7-10%, в Восточной Европе - 1,5-2,5%, а в России этот индикатор по итогам 2018 года – всего 0,17% [40].

  Ранее большую долю в сборах страховщиков жизни составляло страхование заемщиков банковских кредитов. Однако замедление кредитования населения привело к сокращению этого рынка: за 6 месяцев компании, страхующие жизнь, собрали 16,6 млрд. рублей, что на 20,2% ниже, чем годом ранее.

 Активное продвижение накопительных и инвестиционных программ страхования в качестве дополнительного инструмента диверсификации личных финансовых вложений способствует резкому росту соответствующих сегментов. Объем смешанного страхования жизни достиг 17 млрд. рублей (+23,2% к значению 1 полугодия 2018 года), а объем инвестиционного - вырос до 18,6 млрд. рублей (+57,6%).

 Кредитное страхование показывало серьезный прирост в течение 5 лет, занимая больше половины рынка. Однако по итогам первого полугодия 2019 года его доля составила только 31%. Думается, наибольший потенциал сегодня у накопительного и инвестиционного страхования жизни.

Что касается развития рынка страхования иного чем страхования жизни, то наибольший прирост страховых взносов в I полугодии 2019 года обеспечили сегменты ОСАГО – прирост на 40%, однако это произошло за счет двойного роста тарифа в этом году.

Далее по доходности идет страхование жизни (за счет активного продвижения инвестиционного и накопительного страхования), страхование имущества физлиц (за счет продвижения коробочных продуктов, «экспресс»-страховок) и ДМС (за счет увеличения тарифов вслед за инфляцией стоимости услуг лечебных профилакториев).

Аутсайдерами за этот период стали: страхование автокаско (за счет падения продаж автомобилей или отказа автовладельцев приобретать дорогие страховки), страхование от несчастного случая и болезней (из-за снижения кредитования населения), страхование сельскохозяйственных рисков (за счет общеэкономического спада) и страхование строительно-монтажных работ.

По словам управляющего директора рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) Алексея Янина, в 2019 году рынок рос лишь в номинальном выражении, убыточность при этом оставалась высокой, рентабельность собственных средств по-прежнему была ниже инфляции. Лишь только рост тарифов ОСАГО спас рынок [41].

 Действительно, в январе-июне 2019г. страховой рынок рос не за счет уровня проникновения услуг, а за счет повышения тарифов. В целом количество договоров сократилось на 6,6% по сравнению со значением аналогичного периода 2018 года.